Использование психологических приемов на уроке русского языка по теме "Способы образования имен существительных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Педагогическая цель Способствовать закреплению знаний о словообразовании; содействовать развитию умения классифицировать слова по способу образования.
Тип урока Повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.

Планируемые результаты (предметные)

Личностные результаты

Применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как буква, часть слова, часть речи.
Мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, помощь.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные: выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения; осуществляют анализ, сравнение, классификацию по самостоятельно определённым критериям; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; оперируют диалогической формой речи; соблюдают грамматические нормы произношения и интонационную выразительность речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Способы образования имён существительных. Словообразование имён существительных. Приёмы различения слов по способу их образования. Анализ слов, образованных сложением целых основ без соединительных гласных. Классификация имён существительных по способу образования.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

- Ребята, встали красиво, улыбнулись гостям.

- Что мы возьмём с собой на урок для успеха?

- Потренируем ваше внимание с помощью игры "Запретные слова».

Если вы слышите одушевлённые имена существительные -встаёте, если неодушевлённые - остаётесь на своих местах (пароход, дым, капитан, море, волна, кит, шторм, чайка, айсберг, солнце, моряк, ветер, дельфин, медуза)

Слайд 1 (старание, лень, внимание, нерешительность, безразличие, сообразительность)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности - Запишите дату проведения урока и вид работы.
 - Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну слов, чтобы разгадать новую тайну слова.
- Прежде давайте узнаем тему сегодняшнего урока. А поможет нам в этом сообразительность. Четыре человека будут работать у доски. Ребята соберут рассыпанные слова из букв, остальные возьмут карточку с пропущенными буквами и вставят их.

 

 

Слайд 2
   _м_н       _бр_з_в_н_ _      Сп_с_б_         с_щ_ств_т_льн_х

3. Постановка учебной задачи - Проверим, есть ли среди ваших слов слова, которые составили ребята у доски. Соберите из слов предложение. Прочитайте тему урока.
 - Я вижу, что вы все были старательны. Значит все эти качества мы возьмём с собой на урок в страну слов.
Слайд 3
Способы образования имён существительных
- Какие цели поставим перед собой?
 - Определение этапов урока.
 - Какие шаги мы должны предпринять, чтобы достичь целей?
Слайд 4
- закрепить …
- узнать ….

(На экране появляются переставленные этапы урока.)
1. Итог работы.
2.  Открытие новой тайны слов.
3. Помощь пострадавшим.
4. Сбор известной информации.
5.  Наблюдение за подозреваемыми (словами)

- В какой последовательности будем вести работу?

Слайд 5
(Дети предлагают свою последовательность этапов урока)
1.  Сбор известной информации.
2.  Наблюдение за подозреваемыми.
(словами).
3.  Открытие новой тайны слов.
4.  Помощь пострадавшим.
5.  Итог работы.
4. Построение проекта выхода иззатруднения

1.  - Собираем известную информацию о способах образования имён существительных.
- Назовите части слова, с помощью которых могут образовываться новые слова?

Работать будете в группах.

- Разберите имена существительные по составу.

- Определите способ образования имён существительных.

- Назовите группу слов одним словом.

- Прослушаем собранную вами информацию.

Какой способ образования имени существительного представлен в красном поле (аналогично для остальных цветов).

Слайд 6
Приставка, корень, суффикс, окончание. 

Задание 1
• стол 1 (красная карточка)
Разобрать имена существительные по составу.
Определить способ образования имён существительных в группе. Докажите. Назвать группу одним словом.
Неудача, невезение, неуспех.

Образец устного ответа:
непогода – когда нет хорошей погоды.
Не- + погода = непогода
•  стол 2 (жёлтая карточка)
Разобрать имена существительные по составу.
Определить способ образования в группе. Докажите. Назвать группу слов одним словом.
Ручонка, головка, носик.
Образец устного ответа:
дубок – маленький дуб.
Дуб + -ок- = дубок
•  стол 3 (зелёная карточка)
Разобрать имена существительные по составу.
Определить способ образования в группе. Докажите. Назвать группу одним словом.
Подснежник, подберёзовик, подорожник.
Образец устного ответа:
подсвечник – подставка под свечу.
Под- + свеча + -ник- = подсвечник

 

Названия появляются на экране.

- Все ли известные нам способы образования имён существительных вспомнили?

Слайд 7
- красная карточка- приставочный
- жёлтая карточка- суффиксальный
- зелёная карточка – приставочно-суффиксальный
  - Следующий способ образования имён существительных назовёте, разгадав кроссворд.
Образование слов с опорой на их значение. Разгадывание кроссворда. Ключевое слово «СЛОЖЕНИЕ».
- детёныш аиста
- специальная подставка для мыла
- человек, живущий в городе
- маленькая частичка снега
- человек, исполняющий песню
- устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку
- явление природы, при котором с деревьев опадают листья
- человек, передвигающийся пешком
-Каким способом образованы последние два слова? (сложением с соединительными гласными).
-Образуйте имена существительные способом сложения.  Запишите получившиеся слова. Выделите корни в словах, подчеркните соединительные гласные.

Работа в группах на компьютерах.

Слайд 7

Сложение корней с соединительной гласной

 

- Назовите слово, которое соответствует схеме.

- Какой способ использовали?

- Итак подведём итог этапу сбора информации.

Задание 2 Работа в парах.
- Образуйте имена существительные способом сложения.  Запишите получившиеся слова. Выделите корни в словах, подчеркните соединительные гласные.
земл(я)       - о -   проводить
вод(а)         -о-     мерить        
звёзд(ы)     -е-     падать
везде          -о-     ходить
 

- Какие способы образования имён существительных вы знаете?

Следующий этап нашего расследования – наблюдение за подозреваемыми.

Чтобы вести наблюдение надо быть очень внимательными.

- способ сложения корней с соединительной гласной 0\е
- Приставочный
- Суффиксальный
- Приставочно-суффиксальный
- Сложение корней с соединительной гласной
 

3. Физминутка.

(в зоне видимости развешаны портреты сказочных героев.)

- Найдите глазками героя загадки.

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)    

 На сметане мешен,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился … (Колобок)

Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает раны
Африканской обезьяне.
И любой вам подтвердит,
Это доктор … (Айболит)  

Вы знаете, девушку эту.
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Вокруг только грязь и зола.
Не видела ясного солнышка,
А звали красавицу … (Золушка)

Он веселый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!  (Карлсон)

 Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти.
А помог ему клубок
Его звали …(Иван-царевич)

- Я буду показывать вам движения, а вы их за мной повторяете в том случае, если эти движения могли выполнять в своей сказке сказочные герои.(Снегурочка танцует, плавает. Колобок прыгает, играет в футбол. Золушка подметает, звонит по телефону. Карлсон летает, учит уроки. Айболит спешит, бежит, поливает цветы)

- Из первых букв имён героев составьте слово. (сказки)

- У меня тоже сегодня на уроке есть книга сказок. Возможно, она поможет найти подозреваемые слова.

Отгадывают загадки.

Находят глазами сказочных героев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- сказки

 

2. Наблюдение

- Из книги выпала и перемешалась группа слов
– Эти подозреваемые слова у вас на столах. Прочитайте.
- Определите, какой частью речи являются слова?
- Образуйте пары слов так, чтобы из двух слов получилось одно? (Составленные слова крепятся на доске)
- Есть предположения, как пишутся слова?
(слитно, с соединительной гласной, через дефис)

самолёт               скатерть
самобранка         сапоги
скороходы           ковёр
ковёр  +  самолёт            
скатерть  + самобранка     
сапоги  + скороходы            
5. Закрепление
         
Самостоятельная работа

3. Открытие

- Каким способом образовали слова? (сложение, соединение)
- Есть предположения, как пишутся слова?
(слитно, с соединительной гласной, через дефис)
- Сравним наши предположения с выводами учёных
- Какую же новую тайну образования имён существительных мы открыли
 - Запишите слова в тетрадь.
(4 этап помощь пострадавшим)

Слайд 8

- сложение целых слов без соединительных гласных.

Задание 3
ковёр - самолёт             
скатерть - самобранка      
сапоги - скороходы 

1 группа – в красном поле выпишите существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных;
2 группа - в жёлтом поле        существительные, образованные сложением с соединительными гласными;
3 группа - в зелёном поле существительные, образованные приставочно-суффиксальным способом

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Ребята, у нас оказались пострадавшие.
- Слова, образованные разными способами, перепутались, требуется ваша помощь!

Подсказка, подснежник, самокат, кафе-ресторан, пароход, диван – кровать, вагон – ресторан, кресло-качалка, пылесос, замазка, пробежка, прогулка, овощевод, сталевар, выставка- продажа.

(5 этап подведение итогов)

- Итак, какая тема была на уроке?
- Мы достигли поставленных целей?
- Оцените свою работу на уроке сигналом светофора.
(Дети выбирают кружок по цвету и крепят на светофор)
- Всё понял, могу работать самостоятельно и объяснить другим. (Зелёный)
- Всё понял и могу работать самостоятельно. (Жёлтый)
- Всё понял, но остались вопросы(Красный)

- Д/З Дома найдите в сказках ещё имена существительные, образованные сложением слов без соединительной гласной, выберите одно слово и сделайте к нему иллюстрацию.

- Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка.

Слайд 9

- Всё понял, но остались вопросы
- Всё понял и могу работать самостоятельно.
- Всё понял, могу работать самостоятельно и объяснить другим.