Урок обобщающего повторения по теме "Антарктида". "Путешествие на край Земли". 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: обобщение и оценивание знаний по теме "Антарктида".

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщение знаний учащихся о характерных чертах природы материка - рельефе, климате, внутренних водах, растительном,  животном мире;
  • проверка умений учащихся определять местонахождение основных географических объектов Антарктиды и устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка.

Развивающие:

  • развитие таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, анализ;
  • развитие пространственного восприятия через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации,  через решение географических задач на пространственное ориентирование;
  • развитие процессов памяти.

Воспитательные:

  • развитие интереса к процессу обучения через использование «ситуации успеха» посредством игровой деятельности;
  • развитие коммуникативных компетенций, умение работать в команде.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: игра-соревнование.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Учебно-наглядный комплекс: атласы для 7 класса, настенные физико-географические карты: карта мира, карта «Антарктида», конверты с заданиями, турнирная таблица, компьютерная презентация.

Ход игры

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Заканчивается наше небольшое путешествие по Антарктиде, в ходе которого мы убедились, что Антарктида – это уникальный материк. Недаром материк имеет много образных названий.

«Ледяной континент». На материке расположен крупнейший покровный ледник Земли – Ледник Антарктический, его площадь 14 млн. кв. км., крупнейший шельфовый ледник мира – ледник Росса, его площадь 487 тыс. кв.

«Полюс холода». На материке была зарегистрирована самая низкая температура на Земле на станции Восток (-89,2 oС).

«Полюс ветров». В Антарктиде расположено самое ветреное место планеты. Район побережья бухты Содружества. Средняя скорость ветра 22 м/сек, что соответствует скорости 80 км/час. Наибольшая скорость до 90 км/час, что соответствует скорости 320 км/час.

«Полюс недоступности». Именно здесь расположена самая недоступная точка Земли 82 градусов 06 минут ю. ш. ; 54 градуса 58 минут в. д.
«Полюс сухости». На материке выпадает самое малое количество осадков – 0 мм в год.

«Материк за облаками». Благодаря большой толщине льда по средней высоте Антарктида значительно превышает высоту остальных материков.

Кроме этого, на материке расположена самая глубокая подледная впадина на суше – впадина Бентли (-2555 м); самый большой подледный водоем - озеро Восток, площадь которого 15,5 тыс. кв. км; самый южный действующий вулкан - вулкан Эребус (3797 метров), находящийся в районе побережья моря Росса.

Список природных рекордов можно долго продолжать…

Сегодня мы с вами отправимся в  игровое соревнование «Путешествие на «Край Земли» (слайд 1).

Правила игры

Класс делится на команды. Каждая команда должна пройти семь игровых этапов. Текст заданий раздается командам в распечатанном виде. Члены команды коллективно выполняют задания и получают баллы в зависимости от уровня выполнения  и сложности задания. Баллы заносятся в  турнирную таблицу. По окончании игры определяются команды – победители.  Набранные баллы переводятся в отметку. Игра сопровождается компьютерной презентацией.

1 этап «Антарктический пазл» (слайд 2)

Каждая команда получает файл с разрезанной картой Антарктиды, которую необходимо собрать.

Время выполнения задания – 3 минуты.  Цена задания  - 5 баллов.

2 этап «Карта путешественника» (слайд 3)

Команде необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести и подписать как можно больше географических объектов.
Время выполнения задания – 5 минут.  Цена задания  - 0,2 балла за каждый верно нанесенный и грамотно подписанный объект.

3 этап «Из истории открытий» (слайд 4.)
Команде необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Антарктида. 

  • Он не раз пересекал Южный полярный круг, но пробиться сквозь льды к материку так и не смог, после тщетных попыток найти Южный материк заявил: «...я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы» (Джеймс Кук).
  • Их влекла в неприступные воды Антарктиды «неутолимая жажда научного познания». Их встречали непроходимые льды, где-то в тумане, словно призраки, бесшумно двигались огромные айсберги. Корабли несколько раз пересекали Южный полярный круг, айсберги не раз оказывались возле кораблей; того и гляди, ледяная громада обрушится на них. Но искусные моряки умели обходить смертельные препятствия так, что ни одно судно, ни один человек не пострадали в этих опасных широтах. Плавание вошло в историю замечательных открытий: они в 1820 году первые увидели берега Антарктиды. Сомнений не оставалось: загадочный материк был открыт (Ф.Ф. Беллинсгаузен,  М.П. Лазарев).
  • Английский исследователь Антарктиды. В 1901—1904 годах руководил экспедицией, открывшей полуостров Эдуарда VII, Трансарктические горы, шельфовый ледник Росса, исследовал Землю Виктории. В 1911—1912 годах руководил экспедицией, достигшей 18 января 1912 года Южного полюса. Погиб на обратном пути  (Роберт Скотт).
  • Норвежский путешественник, рекордсмен, исследователь и великий человек известен во всем мире, как первый человек, покоривший оба полюса нашей планеты; первый человек, побывавший на Южном полюсе; один из пионеров применения авиации — гидросамолётов и дирижаблей  в арктических путешествиях. (Руаль Амундсен).

Время выполнения задания – 2 минуты.  Цена задания  - 4 балла.

4 этап «Засекреченный объект» (слайд 5)

Командам предлагаются 5 географических координат.

  1. 90o юш   0o зд
  2. 85o юш   170o зд
  3. 78o юш   110o вд
  4. 65o   юш  65o вд
  5. 70o юш   40o зд

С помощью атласа необходимо определить, какой объект «скрывается» за данными координатами.

Время выполнения задания – 3 минуты.  Цена задания  - 1 балл за каждый «расшифрованный» объект.

5 этап «Вопрос на засыпку» (слайд 6)

Командам предлагаются 10 вопросов.

  1. В какие месяцы в Антарктиде наступает полярный день и полярная ночь?
  2. Что такое «антарктическая пустыня»?
  3. Как называется самая высокая точка Антарктиды?
  4. Какому государству принадлежит Антарктида?
  5. Что такое «антарктические оазисы»?
  6. Назовите самый крупный полуостров материка.
  7. Откуда произошло название «Антарктида»?
  8. Как называется самая крупная и основная российская научная станция, расположенная на материке?
  9. Какова средняя толщина ледникового щита, которым покрыт материк?
  10. Сколько содержится всех пресных вод Земли в ледяном покрове Антарктиды?

Необходимо дать правильный  ответ.

Время выполнения задания – 7 минут.  Цена задания  - 1 балл  за каждый правильный ответ.

6 этап «В мире животных» (слайд 7)

Определите животное, о котором идет речь в коротком рассказе.

  1. Нелетающая птица. Один из самых распространённых видов на материке. Назван французским исследователем Жюлем Дюмоном-Дюрвилем в честь своей жены (пингвин Адели).
  2. Он имеет весьма солидный рост ― до 122 см и весит при этом 35-40 кг (хотя некоторые самцы достигают 45 кг). Благодаря плотному оперению, чувствует себя достаточно комфортно в любой мороз и стужу. Поддерживать оптимальную температуру тела и не страдать от холодов способствует толстый слой жира, который помимо терморегулирующей функции, выполняет роль своеобразной кладовой, пополняя энергетический баланс. Немаловажную роль для согревания тела играет чёрно-белый окрас пуха. При появлении солнца перья черного цвета активно поглощают и накапливают тепло солнечных лучей. Природа наделила этих животных уникальными механизмами выживания в суровых условиях. Например, они приспособлены ходить по снегу и льду, опираясь на пятки и хвост. Чтобы согреться, во время сильных морозов, они собираются в плотные группы. Прижимаясь друг к другу и постоянно перемещаясь, от внешнего круга к его середине, они нагревают воздух внутри такого круга до +35 градусов, при внешней температуре -20 °C (Императорский пингвин) .
  3. Самое большое современное животное, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо обитавших на Земле. Его длина достигает 33 метров, а вес может значительно превышать 150 тонн. В сутки может съедать до 40 миллионов мелких ракообразных (Синий кит).
  4. Эта птица выглядит как чайка, но отличается от нее более крупными размерами. Кроме того, у этих птиц более темное оперение и крупный обтянутый кожей клюв. Длина тела составляет около 55 см, а размах крыльев достигает 135 см. За счет мощных крыльев птица проявляет чудеса проворства во время полета, атакуя жертву в воздухе до тех пор, пока не отберет у нее добычу. Этих птиц часто сравнивают с пиратами. Они так же присваивают себе чужое пропитание, как и морские разбойники. Такое поведение связано с тем, что эти птицы не умеют самостоятельно ловить рыбу, поэтому отбирают улов у других птиц (Поморники).
  5. Настоящий безжалостный антарктический хищник. Он единственный,  кто постоянно питается крупными теплокровными животными – пингвинами, водоплавающими птицами и тюленями других видов. При весе до 380 кг и длине тела до 3,5 метров, удивительной сноровке и разнообразной тактике охоты, ему нет равных (Морской леопард).

На слайдах появляется коллаж из фотографий животных, которых необходимо узнать и правильно написать название. 

Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания  - 0,25 балла за каждое верно угаданное животное.

7 этап «Географическая задача» (слайд 8)

Командам предлагается 4 задачи.

  1. Станция «Восток» - полюс холода в Антарктиде. Здесь была зафиксирована самая низкая температура воздуха на Земле (-89,2o С). Какие причины обуславливают наибольшие холода в этой части Антарктиды?
  2. Побережье Тихого океана в районе станция «Русская» называют полюсом ветров. В год здесь наблюдается  176 дней с ветрами, скорость которых превышает 30 метров в секунду. Ветры такой силы рвут антенны, заносят снегом дома. Как образуются стоковые ветры в Антарктиде?
  3. Чем отличаются оазисы Сахары и Антарктиды? 
  4. Какова причина образования подледниковых озер в Антарктиде?

Используя географический атлас,  необходимо дать решение.

Время выполнения задания – 5 минут.  Цена задания  - 1 балл за каждое верное решение.

Итог игры

По турнирной таблице команды подсчитывают общее количество баллов. Команды-победительницы награждаются  поощрительными призами.