Исследовательский проект «Птичьи деликатесы»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


В статье представлен исследовательский проект, объектом исследования которого является корм для птиц в зимний период. С помощью составленных рецептов и приготовленных праздничных блюд, были определены понравившиеся птицам деликатесы.

В ноябре у нас в детском саду прошел праздник птиц «Синичкин день». К празднику мы с воспитанниками учили стихи, песни, игры. Вместе с родителями ребята сделали кормушки для птиц и ходили в лес, чтобы их развесить. Когда в кормушки насыпали хлеб и семечки, Вика спросила: «А можно для птиц приготовить праздничное блюдо, ведь у них праздник?» У ребят  сразу возникли вопросы: Чем питаются птицы? Чем можно их кормить, а чем нельзя? Можно ли приготовить для птиц праздничные блюда?

Мы  с воспитанниками предположили, если мы узнаем, чем питаются птицы в зимний период, а так же чем можно их подкармливать, то сможем приготовить для них праздничные блюда. И решили провести исследование.

Объект изучения:   корм для птиц в холодный период года.

Предмет изучения: рецепты праздничных блюд.

Цель проекта: Получить знания  о подкормке птиц зимой и приготовить для них праздничные блюда.

Задачи:

1. Собрать информацию о зимующих птицах.

2. Понаблюдать какие птицы прилетают на участок детского сада.

3. Узнать, чем можно подкармливать птиц в зимний период.

4. Составить рецепты приготовления праздничных блюд.

5. Вести наблюдение за птицами, посещающими  кормушки  и делать записи в дневнике наблюдений.

6. Узнать, какое из приготовленных блюд  нравится птицам больше, из таблицы «Птичье кафе» в уголке природы.

7. Формировать у детей умения правильно подкармливать  птиц в зимний период.

8. Расширять представления  воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.

9.Способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.

10. Воспитывать гуманное, заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

11. Сделать выводы по экспериментированию.

Этапы исследования:

Подготовительный этап:

1. Формулирование целей, задач проекта.

2. Сбор информации о  зимующих птицах.

3. Посещение библиотеки.

4. Конкурс «Кормушка для птиц».

5. Благотворительная акция «Кормушка своими руками».

6. Экскурсия в лес.

7. Наблюдение за птицами  на кормушках за окном, на участке детского сада.

8. Составление рецептов приготовления птичьих блюд.

Основной этап:

1. Изготовление птичьих блюд.

2. Организация  наблюдения за питанием птиц из окна группы и  на участке детского сада.

3. Наблюдение за птицами, прилетающими к лакомству и зарисовка в  таблицу «Птичье кафе за окном».

4. Ведение детьми дневников наблюдения за птицами.

5. Проведение конкурса на лучшее праздничное блюдо. Изготовление кулинарной книги «Птичьи деликатесы».

6. Подарить книгу «Птичьи деликатесы» всем группам в детском  саду.

Заключительный этап:

1.Формулировка выводов.

2. Формулирование новой проблемы.

3. Презентация проекта.

Свою работу по проекту ребята начали с поиска информации о зимующих птицах и сведениях о питании. Искали в энциклопедиях, в сети Интернет, спрашивали у родителей, ходили на экскурсию в лес, в детскую библиотеку, в зоомагазин.

Прежде чем приступить к работе мы решили вспомнить, а что мы знаем о птицах? Мы уже знали, что многие птицы осенью оставляют родные места и отправляются на зимовку в теплые страны. Таких птиц называют – перелётные. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг это отсутствие еды и холод. Но есть птицы, которым холод нипочем. Таких птиц называют - зимующие. Чтобы больше узнать о птицах, мы посетили детскую библиотеку.

Библиотекарь Марина Александровна рассказала, что перелётными птицами нашего края являются  утки, гуси, лебеди, кукушки, трясогузки, дрозды, мухоловки, чечетки, стрижи, цапли.

Не улетают, а остаются у нас зимовать - голуби, синицы, воробьи, сороки, дятлы, снегири, поползни, свиристели, вороны, рябчики, клесты, тетерева, глухари. Холод птицам не так страшен, как голод. Поэтому, чтобы прокормиться птицам в зимний период, люди вывешивают кормушки в парках, в лесу, в городе. Марина Александровна рассказала детям, что кормушки для зимнего кормления птиц следует вывешивать уже в середине сентября. Именно в  это время к кормушкам начинают присматриваться те виды птиц, которые остаются на зиму. Также  подкармливаются  мигрирующие птицы, которые очень нуждаются в корме во время многодневных перелетов. Сначала число посещающих птиц будет невелико, затем, с наступлением первых заморозков – резко возрастет, но только при условии, что дети регулярно  будут наполнять кормушку кормом.  Птицы быстро привыкнут к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, будут навещать ее ежедневно. Даже в самый суровый мороз пернатые могут выжить, но при условии, что у них будет достаточно корма. Рекомендуется, чтобы зимняя столовая продолжала работать до мая, до появления первой зелени. 

Совместно с родителями и детьми собрали и прочитали большое количество разных книг о птицах, рассматривали иллюстрации в интернете, наблюдали за ними на прогулке, но птицы прилетали  на кормушку не очень часто. В основном это были воробьи, синицы, голуби.
Чтобы привлечь птиц на участок, мы провели конкурс «Кормушка для птиц». Было изготовлено более 15 разных кормушек, из разных материалов - дерева, пластика, легкого металла, соломы. Десять кормушек мы развесили в разных местах на территории детского сада,   а пять подарили ребятам младших групп.

Из книг мы узнали, чем питаются разные птицы зимой: глухари всю зиму едят вкусную сосновую хвою, тетерева и рябчики питаются сережками ольхи, почками и побегами берез, ягодами. Свиристели и снегири поедают ягоды рябины, шиповника. Поползень впрок запасает семена еловых шишек, орехи в трещинах коры, а в голодное время зимой находит их и ест. Дятлы умеют отлично находить спрятавшихся под кору деревьев короедов, с удовольствием расклевывают шишки сосен и елей. Куропаткам зимой приходится разыскивать замороженные ягоды, а еще они питаются почками осинника и ивняка. Клесты едят семена елей, пихты, лиственницы, сосны. Эти семена содержат в себе много смолы, которую они очень любят.

Из источников дети узнали, какие продукты можно использовать для зимней подкормки птиц: в кормушку можно сыпать пшено, просо, овес, пшеницу, семена подсолнечника, тыквы, арбуза, боярышника. Охотно поедают птицы шишки, орехи, с удовольствием клюют сушеную рябину. Очень любят сухой белый хлеб. Для зимней подкормки можно использовать сало и мясо.

Ребята составили «Правила птичьей столовой»:

-К зимней подкормке птиц готовься  заранее.

- Остужать остатки еды прежде, чем давать их птицам.

- Вешать  кормушки вне зоны досягаемости животных.

-Стараться максимально разнообразить содержимое подкормки.

-Семена подсолнечника, арбузов, тыквы обязательно надо раздавить, иначе птицы повредят себе клювы.

-Сало и мясо можно давать сырое или вареное, но обязательно несоленое, без искусственных добавок.

-Хлеб только белый (ржаной хлеб  птицам вреден), предварительно подсушив.

-Перловую крупу, горох и чечевицу, пернатым предлагать не стоит: разбухая в желудке, они могут вызвать гибель.

-Семена подсолнечника должны быть не жареными.

-В качестве корма можно использовать изготовленные «Птичьи деликатесы».

Но где же эти «Птичьи деликатесы» изготавливают?

В Интернете нашли информацию о том, что такое  деликатес?

Деликатес (от фр. Délicatesse тонкость) — редкое, вкусное блюдо, лакомство. В более широком смысле — деликатес, это нечто особое, изысканное, ожидаемое, не обязательно еда. Деликатес либо не подвергается никакой обработке, кроме чистки, сохраняется его естественный внешний вид, либо его внешние качества подчеркиваются путем различных искусственных приемов: помещение в центр блюда, окружение броским бордюром из других продуктов, особыми формами нарезки  увеличивающими ширину и другие размеры продукта по сравнению с естественными. Кулинарное понятие, в которое входит группа продуктов и изделий из них, как редкие, незаурядные, отличающиеся от обычных, рядовых, «грубых» или распространенных продуктов. Значит деликатес – это, какое то лакомство, решили ребята, а где можно купить  лакомство для птичек? Ребята  вспомнили, что питание для животных продают в зоомагазине.

В зоомагазине, дети  узнали, что питание для птиц играет очень серьезную роль в процессе их жизнедеятельности. От того, насколько правильно  кормить  птицу, во многом будет зависеть её внешний вид и внутреннее состояние.  Для птиц предложили покупать  в пакетиках специальную смесь семян («Кеша», «Гоша», «Чика», «Жорка» и т.д.)  витамины и  баловать лакомствами «Медовые палочки», «Крекеры», «Кедровая шишка», «Палочки с фруктами и ягодами». Благодаря этому ваш пернатый друг всегда будет здоров и полон сил. Но стоит оно дорого.   Лакомство можно приготовить  и  самим.

После того как дети узнали, чем можно подкармливать птиц, был объявлен конкурс на лучшее праздничное блюдо для птиц. Дети вместе с родителями и воспитателями придумывали и изготавливали «Птичьи лакомства».

Первое блюдо, которое  приготовили, называется «Волшебное яблоко», его придумала Эвеллина.  

Для изготовления «Волшебного яблока» нам понадобилось одно яблоко и полстакана семечек. В яблоко нужно воткнуть семечки, привязать к нему ленточку и подвесить на ветку дерева.

 

Катя с Еленой Владимировной приготовили «Вкусную шишку». Дляприготовления этого блюда нужно взять несколько еловых шишек, покрыть их слоем сливочного масла – густо-густо. Затем обвалять в пшене, дать маслу застыть и развесить на деревьях.

Даша с мамой придумали питательный корм для птиц в особо морозные дни и назвали его «Сладкие конфеты для птиц».Для приготовления конфетнужно взять сливочное масло или сало, добавить ложку меда, растопить, добавить чищенные сырые семечки, немного пшена, кунжут, все перемешать разложить в апельсиновую корочку и подвесить и заморозить.

Аня назвала свое блюдо «Елочные игрушки».

Для его приготовления нужно взять сало, натереть на терке, добавить пшено и семечки скатать шарики и разложить по сеточкам.

 

София и бабушка предложили рецепт – «Куки бёртц» в переводе с английского  - «Птичкино печенье». Чтобы его приготовить нужно, растворить желатин, добавить пшено и очищенные семечки разлить всё по формочкам и охладить.

Все придуманные блюда вошли в нашу кулинарную книгу «Птичьи деликатесы».

Мы стали думать, а какое лакомство для птиц окажется лучше всех. Ребята предложили развесить все блюда, и наблюдать. К какому лакомству в течение недели птицы будут прилетать чаще, и которое они съедят быстрее, то и будет самое лучшее.

При наблюдении за птицами мы столкнулись с определенными трудностями, потому что вести наблюдения с большого расстояния очень сложно, а с близкого невозможно т.к. объекты нашего наблюдения осторожны и пугливы. Поэтому лучше всего наблюдать за птицами через окно.

Приготовленные для птиц блюда   ребята развесили на дерево, стоящее прямо возле окна группы и точно такие же лакомства развесили на участке детского сада.

Развесив все птичьи лакомства, ребята начали зарисовывать в дневниках наблюдений  птиц, прилетавших на лакомства, а взрослые вести фотосъемку, все результаты дети фиксировали в таблицу «Птичье кафе за окном» в уголке природы.

 

Оказалось, что большей популярностью у птиц пользуется – «Волшебное яблоко».

Из таблицы видно, что в течение недели к яблоку прилетело больше всего птиц - 22, его птицы быстрее всего и склевали. Чаще всего полакомиться к нему прилетали синицы. Мы даже научились определять среди синиц, кто прилетает  к кормушке самка или самец. Запомните:  синички с длинным и широким галстуком это самцы, а с коротким галстуком, самки.

Еще одним любимым птичьим блюдом стала «Вкусная шишка», к ней тоже прилетало много птиц -18.

  А еще во время наблюдений мы заметили, что синицы часто  прилетали к «ёлочной игрушке» и «сладкой конфете», потому что  очень любят сало и совсем редко прилетали к «шишке» и «печенью», потому что в  состав  этих блюд входит пшено, а синицы его не очень любят.  Воробьи очень редко клевали «конфету», потому что в состав «конфеты» входит сало. Голуби клевали все лакомства понемногу. Оказалось, что больше всего в подкормке зимой нуждаются воробьи, синицы, голуби.

Детям очень хотелось увидеть других зимующих птиц, которые  живут в городе, и накормить их тоже изысканными кушаньями.
Саша  рассказал, что на даче видел дятла, Влада с бабушкой наблюдали за сорокой и снегирем, а еще в городе  видели  свиристелей, поползней. Тогда мы решили изготовить самые любимые блюда птиц «Волшебное яблоко», «Вкусная шишка» и развесить на деревьях в городе. Пусть и другие полакомятся.

Приготовленные детьми для птиц, самые лучшие лакомства, вошли  в  кулинарную книгу «Птичьи деликатесы», которую ребята подарили всем группам нашего детского сада, для того чтобы  все дети научились делать блюда из книги  и подкармливать птиц  в холодный период года.

В результате исследовательской работы дети сделали следующие  выводы: 

1.Разные  виды птиц зимой питаются разными кормами и лакомствами.

2.В холодный период года  птиц нужно подкармливать, так как  холод птицам не так страшен, как голод.

3. Придумать и приготовить для пернатых друзей праздничные блюда можно самостоятельно.

Узнав, как зимуют птицы нашего края, у нас возник другой вопрос, а куда улетают перелетные птицы? Это тема нашего следующего исследования.

Приложение.

Список литературы.

1. Большая энциклопедия природы для детей [пер. с фр.] - М.: Гриф-фонд, Межкнига,1994. - 97с.

2. Интернет:  http://www.langet.ru/html/d/delikates.html

3. Харт М.,Стефенс М. Наблюдаем птиц. - М.:АСТ-ПРЕСС,1997. -10 с.

4. Юный эрудит. Современная энциклопедия окружающего мира [пер. с анг. ] - М.: Эксмо, 2010. - 138с.