Урок "Интересы и склонности в профессиональном выборе"

Разделы: Технология, Школьная психологическая служба


План теоретического и практического занятия

Предмет: Профориентация.

Для учащихся 9 класса по курсу “Я и профессия”.

Цели:

учебные:

а) раскрыть суть понятий «интерес», «профессиональный интерес», «склонности»;

б) научить осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей.

развивающие:

а) помочь учащимся сделать вывод о том, что работа должна нравиться человеку, приносить радость («я хочу»); это мне по силам («я могу»).

б) развивать  логическое мышление, умение делать выводы.

воспитательные:

а) способствовать формированию у учащихся профессионального и жизненного самоопределения;

б) воспитывать культуру общения.

Изучив материал данной темы, учащиеся смогут:

- делать вывод о том, что человеку должна нравиться выбранная им профессия;

- давать определения понятиям «интересы», «склонности»;

- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний с элементами тренинга.

Вид занятия: слайд-лекция с элементами тренинга.

Методы обучения: объяснение, беседа, упражнения, диагностические методики.

Количество часов на тему: 3 часа.

Оснащение: конспект, доска, презентация, рабочие тетради для учащихся.

Литература:

  1. “Твоя профессиональная карьера” 8 (9) класс, учебник для общеобразовательных учреждений, под редакцией С.Н. Чистяковой, М., 2012г.,
  2. В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко “Путевка в жизнь” (учебно-справочное пособие для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений). М., Просвещение, 2005 г.

Ход урока

1. Организационный этап

- Приветствие, проверка готовности учащихся.

2. Актуализация знаний

1. Что такое план?

2. Какие бывают планы?

3. Для чего мы составляем планы?

4. Что такое жизненный план?

5. Что такое профессиональный план?

6. Почему необходимо продумать все этапы профессионального плана?

Правильно выбрать профессию очень важно для каждого человека. Это позволяет реализовать свой творческий по­тенциал, избежать разочарования, материально обеспечить себя и свою семью. А успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.

Вопрос учащимся:

- Что необходимо еще для того, чтобы сделать правильный профессиональный выбор?

Анализируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу о том, что будущая работа должна приносить человеку ра­дость и удовлетворение.
Вопрос к учащимся:

А для того, чтобы работа  приносила человеку удовлетворение, радость, что надо учитывать при выборе профессии?

(Интересы, склонности, способности, состояние здоровья надо учитывать при выборе профессии).

3. Курс «Я и профессия»

Цель курса:

  •  помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • формировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей;
  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
  • развивать у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

4. Изложение новой темы: Интересы и склонности в профессиональном выборе

Объяснение

Для того, чтобы иметь четкий профессиональный план, мы должны учитывать три фактора (рассказ о трех факторах).

Как ни парадоксально, именно  с «хочу» всё и начинается. Желание рождает мечту. Композитор Людвиг ван Бетховен был глухим, Джон  Мильтон – английский поэт был слепым, но они бессмертны, потому что умели не только мечтать, но и претворять свои мечты в жизнь.

«Хочу - значит, это будет» - вот установка, которой следуют люди, добивающиеся успеха в своей профессии.

Определить свои интересы  и склонности – цель нашего урока.

- Так что же такое «интерес»?

Ребята, на доске я написала слово интерес,  назовите к нему  ассоциации.

Схема (метод «паутины» для примера)

Таким образом, интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. («хочу знать»). (Записывают в тетрадь).

Интересы бывают различными по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды), по широте (разносторонние или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия.

Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей.

«У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», — стыдил отец своего сына Чарльза Дарвина (в будущем – это известный английский натуралист, путешественник, ученый).

Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. (ТВ – передачи, куда приглашаются дети с самыми разными интересами).

Вопрос к учащимся:

Кто влияет в первую очередь на формирование ваших интересов в детстве? (На формирование интересов влияют окружающая среда, в первую очередь родители).

В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность, о чем мы с вами будем говорить дальше.

Вопрос к учащимся:

Может ли человек развивать свои интересы? (чтение специальной литературы, подготовка докладов, выступления с исследовательскими работами, экскурсии, которые проводятся для вас в учебные заведения СПО и т.д.)

Вопрос к учащимся:

Каковы ваши любимые занятия? Чем бы вы хотели заниматься в будущем?

Я предлагаю вам выполнить упражнение  на выявление ваших интересов.

5. Практическая работа №2

Упражнение «Интерес – профессия»

Цель: сейчас мы с вами попробуем определить максимально широкое поле ваших интересов.

Инструкция:

Это упражнение выполняется письменно и самостоятельно каждым участником. Ваша задача на основе имеющихся у вас интересов, знаний заполнить следующую таблицу. Для этого:

  • Запишите в левый столбик всё, что вам нравится: свои увлечения, интересные дела, независимо от того, реальны они или нет.
  • Подумайте и запишите в центральном столбике возможные профессии, специальности или способы заработка, соответствующие каждому вашему увлечению.
  • Проанализируйте основные требования к получению необходимой профессии, специальности, ответив на вопрос, что для этого понадобится (обучение, деньги, знакомство, оборудование, помещение, сотрудники).
  • Подумайте над реалистичностью варианта (поставь «+» или «–»).

Что мне интересно знать или делать?
Увлечение, интересное дело

В какой профессии я  могу реализовать свой интерес?

Что мне нужно для получения этой профессии?

Реалистичность варианта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(заслушать ответы учащихся).

6. Вы знаете, ребята, разные интересы, даже те, которые на первый взгляд могут казаться нам глупыми,  даже порой смешными, могут найти свое применение в необычных профессиях.

Итак, какие же это профессии? 

Самые интересные вакансии в мире.

1. Профессиональный соня (для научных целей изучения сна). Они также могут тестировать матрацы. Зарплата – 1,3-2 тыс. долларов в месяц.

2. Смотритель тропического острова

34-летний Бен Саутхолл из английского города Питерсфилд был выбран из 35000 заявителей со всего мира для того, чтобы... плавать, отдыхать и исследовать остров Гамильтон — один из островов Большого Барьерного рифа близ Австралии, а затем писать о своих ощущениях в блоге. За шесть месяцев такой работы по контракту ему полагается заработная плата в размере 111000 долларов, а также проживание в трехкомнатной вилле, в комплекте к которой идет еще и бассейн.

3. Сторож в замок с привидениями

А в Шотландии готовы платить 20 тыс. фунтов в год человеку, который устал от всех и ищет уединения. На необитаемый остров Инчкольм недалеко от Эдинбурга нужен сторож, который готов 8 месяцев наблюдать за заброшенным замком XIII века с привидениями. Для него на острове построен двухэтажный дом, в котором есть телевизор и компьютер с доступом в Интернет. Единственное неудобство - ограниченные запасы питьевой воды и продуктов, которые доставляют раз в 8 месяцев.

4. Обниматель панд

За то, что ты целый день гладишь пушистых милых панд в зоопарке Китайского научно-исследовательского центра (провинция Сычуань), тебе готовы платить 32 тысячи долларов. Обнимателю должно быть не более 22 лет, ему нужно знать базовую информацию о пандах, описывать их.

«Работа мечты в России».

5. Испытатель диванов

Задания: просмотр фильмов в разных позах, занятия йогой и т.д.

Главная задача: оценить достоинства дивана, выявить недостатки и отправить конструкторам замечания.

6. Дегустатор шоколада

Ежедневно: 9 тортов, 14 пирожных, 11 десертов и это еще неполный список сладких обязанностей.

Главный конкурс: узнать точный состав представленного десерта, на котором срезаются. Вакансия пока свободна.

7. Тестирование – методика «Профиль»

Инструкция: раздать тесты и бланки для ответов.

Обработка результатов и объяснение результатов.

8. Объяснение нового материала

Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?

Интересы выражаются формулой «я хочу знать», а склонности можно выразить словами «я хочу делать». Можно проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием смотреть различные фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их фотографии. Но при этом самому совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Одно дело интересоваться новинками радиотехники, а другое - пытаться самому разобраться в устройстве магнитофона. Склонность - стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.

Интересы и склонности человека в какой-либо области знаний или практической деятельности не всегда переходят в профессиональные. Они становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека.

Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора - когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга.
Может ли человек развивать свои интересы, склонности? Естественно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:

  • повышать свою информированность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов, участие в днях открытых дверей и др.);
  • заниматься практической деятельностью (факультативные занятия, занятия в спецшколах по интересующим направлениям);
  • заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств (анализ устойчивости и степени выраженности инте­ресов и склонностей, их соответствие профессиональным интересам и своим индивидуальным особенностям).

9. Закрепление нового материала

Вопросы:

1. Почему так важно учитывать собственные интересы и склон­ности в профессиональном выборе?

2. Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как? Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера...». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел?

10. Проведение тестирования по опроснику склонностей Йовайши

Инструкция: работа с бланками, обсуждение результатов.

11. Проведение игры  «Рука судьбы»

Ведущий: А теперь мы с вами поиграем в игру, которая покажет нам какие могут быть последствия при случайном выборе профессий.  Игра называется «Рука судьбы».

Напишите на отдельных листочках профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Каждый ученик вытягивает из мешочка листок и, со словами: «Я хочу стать» зачитывает вслух написанные там профессии . Смотрим эмоции.

12. Заключительная беседа

Примерные вопросы ведущего:

Какие чувства вы испытывали при зачитывании перечня случайно выбранных профессий?

Совпали ли случайно выбранные профессии с вашими желаниями и способностями?

Заключительное слово ведущего: Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Всегда должны выполняться три условия:

  • «ХОЧУ» - профессия должна соответствовать моим желаниям.
  • «МОГУ» - профессия должна соответствовать моим способностям и возможностям.
  • «БУДУ» - хорошим специалистом.

13. Правила выбора профессии

Есть, ребята, правила выбора профессии. Они необычные, на первый взгляд, но мы должны их знать, когда выбираем профессию. Я называю каждое правило, а вы объясняете его смысл.

1) Правило супермаркета

Супермаркет – большой магазин. В нем у покупателя всегда есть варианты выбора, а, значит, возможность купить самый подходящий товар. А в лавочке или киоске – нет.

Жизнь предлагает вам множество вариантов профессиональной карьеры. Но некоторые школьники торопливо, не подумав как следует, выбирают только один вариант, а остальные отбрасывают: «Это не для меня!» И в результате оказываются как в лавочке, без выбора.

Не спешите уходить из «супермаркета», у вас еще есть время попривередничать, поперебирать варианты.

2) Правило переселения на Луну

Если вы просто, для собственного удовольствия любуетесь Луной, то вам все равно, как устроена ее обратная сторона. Но если вы собрались переселиться на Луну, выбрали ее для жительства, то полезно выяснить, что же творится на темной стороне.

У всего есть светлая и темная, положительная и отрицательная сторона, «+» и «-». Выбирая, всегда проясняйте для себя как достоинства, так и недостатки каждого варианта.

3) Правило обладателя бинокля

Если вы стоите на развилке дорог, а на шее у вас – бинокль, то глупо не посмотреть в него. Вы увидите то, что не видно невооруженным взглядом, и лучше поймете, что вас ожидает в пути и в конце каждой из дорог.

Если вы стоите перед различными вариантами карьеры, а ваш мозг может заглянуть вдаль лучше всякого бинокля, не поленитесь, проверьте последствия каждого выбора, последствия ближние (чем каждый вариант обернется через 1-3 года) и последствия дальние (через 10-15 лет).

У шахматистов это называется «просчитать ходы». Гроссмейстер просчитывает на 20 ходов вперед – и выигрывает. Новичок – на 2-3 и проигрывает.

4) Правило покупки лошади у цыгана

В прежние времена на сельских ярмарках всегда можно было встретить веселых цыган, торговавших лошадьми. Подойдет к такому цыгану глупый крестьянин, позарившись на дешевизну. Стоит столбом, любуется на лошадь, цыгана заслушался, уши развесил, в уме экономию подсчитывает. И оглянуться не успеет, как и деньги отдал цыгану, и тот растворился в толпе. В руке уздечка. Потянул за нее, а лошадь – батюшки! – хромая. И плешивая к тому же. И хвост приклеен.А разве ж так умный покупает? Он десять раз лошадь обойдет, и в зубы заглянет, и копыта проверит, и за гриву дернет. И так отойдет, посмотрит, и эдак, присядет, прищурится. Этот уж не обманется. Всесторонний подход!

Смотреть односторонне, когда выбираешь карьеру, тоже дело рискованное. Жизнь, конечно, не цыган, но пустые многолетние хлопоты купить запросто можно.

5) Правило занудного ювелира

Ювелиры – люди богатые. А почему? Потому что занудные. Потому что бриллианты не на глаз оценивают, а очень тщательно взвешивают. На очень тонких весах. Иначе – прогоришь.

Выбирая из нескольких вариантов профессий, полезно хоть на час стать вот таким занудным ювелиром. А весы у вас есть – ваши ум и сердце.

6) Правило идущего в Киев

Допустим, вам хочется в Киев. Допустим, вы не знаете, как туда попасть. Что вам делать? Спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. И слушайте, слушайте, слушайте, слушайте. Язык до Киева доведет.

Чем больше вы будете расспрашивать учителей, родственников, знакомых, тем яснее поймете, чего вы хотите и что можете получить.

Вывод:  Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами, чтобы не получилось так как у рабочих в одной притче, (притча «Шартрский собор») тогда на работу человек будет приходить с радостью.

Рефлексия

  • Что понравилось?
  • Что не понравилось на уроке? 
  • Что узнали нового?
  • Чему научились?

Подведение итогов занятия: ответы на вопросы учащихся, выставление оценок

Приложение I. Современные инновационные технологии используемые на уроке.

Приложение II. Методика “Профиль”.

11.07.2018