Приемы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы на основе ФГОС

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


В процессе введения ФГОС второго поколения появились современные запросы к теоретической и практической педагогике в сфере подготовки современных детей к успешной жизни и трудовой деятельности. А плодом полученного образования должна стать успешность выпускников. Поэтому особенную актуальность в наши дни получает проблема формирования мотивов к учебе, в частности к урокам физической культурой и внеклассным формам работы.

Введение методики формирования и развития заинтересованности обучающихся к урокам физической культурой и внеклассным формам работы увеличивает степень физической подготовленности и укрепляет физическое здоровье учеников на нынешней стадии реформирования среднего образования.

Поэтому исследователи, занимающиеся разработками приемов мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы, прежде всего, должны создать стимулирующее окружение, образованное как взаимосвязь показателей физического развития и знаний о физической культуре, здоровом образе жизни школьников; а также проанализировать новейшие методики формирования и развития интереса, реализующиеся в качестве результативного применения мотивационной сферы каждого ученика.

Однако при подробном изучении состояния проблемы формирования мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы у школьников возникает противоречие между объективно имеющейся потребностью педагогов создать позитивную мотивацию обучающихся к урокам физической культуры и отсутствием научно доказанных методик, помогающих решению этой острой для физической культуры проблемы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разработка приемов мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы должна позволить сформировать позитивные мотивы к урокам физической культуры и внеклассным формам работы у учеников.

Для конструктивной разработки приемов мотивации, прежде всего, необходимо провести анализ научной литературы по проблеме формирования интереса школьников к занятиям физической культурой и внеклассным формам работы.

Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [4, с. 97].

Мотивы занятий физической культурой условно можно разделить на общие и конкретные. К общим мотивам относятся желание ученика заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. пока ему безразлично, чем конкретно заниматься. К конкретным мотивам – желание исполнять те или иные определенные упражнения, склонность ученика заниматься каким-то определенным видом спорта. Например, большинство младших школьников больше всего интересуются играми. Интересы подростков более разнообразны: одним нравится легкая атлетика, другим – бокс, третьим – хоккей и т.д.

Выполнение требований учебной программы возможно исключительно при позитивном отношении школьников к урокам физкультуры. Более того, как отмечает исследователь В.Н. Иоселевич, наиболее успешная реализация обучающей, воспитывающей и развивающей целей урока во многом зависит от того, насколько педагог может заинтересовать детей, какие методы и средства он использует при этом [3, с. 30].

Помимо удовлетворённости уроком, у учеников есть ещё и отношение к физической культуре, как к учебной дисциплине, которое определяется, с одной стороны, пониманием важности этой дисциплины, а с другой – ожиданием того, что на уроках этой дисциплины можно удовлетворить свои потребности в движении. Когда ученик получает состояние удовлетворённости, происходит и формирование позитивно-активного отношения к физической культуре.

Одна из главных целей учителя физкультуры – это сохранение и укрепление здоровья детей, которая преследует следующие задачи:

  • развитие позитивной мотивации к занятиям физической культурой;
  • улучшение самочувствия, физического развития и физического уровня учеников;
  • формирование потребности к ведению здорового образа жизни [5].

Вышеперечисленные цели нужно реализовывать при помощи следующих приемов:

  • Приемы организации и исполнения учебно-познавательной деятельности.
  • Словесные приемы: объяснение, беседа.
  • Проблемно-поисковый прием обучения, который ускоряет усвоение изучаемого материала.
  • Практические приемы обучения. Двигательный опыт школьников дополняется различными упражнениями. Например: старт из разнообразных исходных положений.
  • Наглядные приемы обучения. Наглядность – безусловно нужное условие результативной трансляции, усвоения материала и благополучного формирования у учеников интереса к физической культуре
  • Наблюдение. Общеизвестно, что школьники в процессе всех занятий внимательно наблюдают друг за другом, сравнивают себя с другими, при этом ученик начинает постигать и узнавать себя.
  • Самостоятельная работа. На уроке закрепления изученного материала школьники самостоятельно разрабатывают комплекс упражнений. Например, раздел «Гимнастика», тема «Лазание по канату двумя способами». C младших классов школьники умеют и любят сами выбирать упражнения для разминки.
  • Создание ситуаций успеха в учении. Одним из эффективных приёмов стимулирования интереса к обучению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учеников, имеющих некие трудности в учёбе. Ситуации успеха организуют путём поощрения промежуточных действий учеников, то есть путём особого подбадривания их на новые попытки. Одобрительный микроклимат во время занятий уменьшает чувство неуверенности, боязни.
  • Приемы контроля и самоконтроля за результативностью учебно-познавательной деятельности.

Для увеличения мотивации нужна стимуляция, нестандартные ситуации, свежие движения. Поэтому в учебно-воспитательный процесс следует вводить проектную деятельность, уроки здоровья, занятия в спортивных секциях, участие в олимпиадах, конкурсах, предметной неделе физической культуры, соревнованиях.

Активность учеников складывается от многих факторов, важнейшими из них являются: верная постановка задач урока, создание позитивного эмоционального фона, оптимальная загруженность обучающихся на занятиях [2, с. 37].

Исследователи П.В. Чухно и Р.Р. Азиуллин отмечают, что интерес – явление динамическое, так как непрерывно модифицируется значимость привлекательных сторон физической культуры с возрастом [6, с. 514]. Например, младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще. Дети любят побегать, попрыгать, поиграть, не всегда задумываясь над тем, что это средство их физического и психического развития.

Положительно влияет на мотивацию ученика собственная увлечённость педагога, умение сделать урок интересным, особенным. Школьники отдают предпочтение активной деятельности пассивному слушанию, собственную инициативу выполнению команд, групповую работу индивидуальной.

Основная задача современного учителя физкультуры – увеличение мотивации учащихся к учебной деятельности, уровня обученности путём применения инновационных образовательных технологий, которые направлены на:

  • формирование здорового образа жизни;
  • формирование двигательной деятельности учащихся;
  • совершенствование индивидуальной и групповой работы с учащимися [1].

Поэтому использование современных педагогических технологий и приемов мотивации поддерживает в решении поставленных задач, помогает добиться более высоких результатов образовательного процесса, увеличивая мотивацию обучения и интерес детей урокам физической культуры и внеклассным формам работы, актуализируя личность ребёнка, сохраняя показатели физического и психического здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая практика и научные исследования говорят о том, что результативная мотивация и интерес к урокам физической культуры и внеклассным формам работы значимо повышаются, когда педагог и ученик добиваются сдвигов в обучении благодаря двигательным действиям и развитию двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учеников, так как они неспособны, переносить длительные напряжения под воздействием исключительно внешней мотивации.

Список литературы.

  1. Бачурин Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта / Н.Н. Бачурин // Экономика образования. – 2011. – №3. – С. 201-204.
  2. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Academia, 2004. – 224 с.
  3. Иосилевич Н.В. Педагогическая риторика / Н.В. Иосилевич. – Владимир: ВлГУ, 2013. – 112 с.
  4. Клюкина В.В. Мотивация к занятиям физической культурой школьников; теоретический аспект / В.В. Клюкина // Научный поиск. – 2015. – №2. – С. 97-98.
  5. Найданов Б.Н. Повышения качества физического воспитания школьников / Б.Н. Найденов, В.М Цинкер // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – №13. – С. 144-148.
  6. Чухно П.В. Педагогический подход к формированию у школьников общеобразовательных школ мотивации к занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни / П.В. Чухно, Р.Р. Азиуллин // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. – Казань, 2014. – С. 513-515.