Способы профилактики и предупреждения конфликтов в детском лагере

Разделы: Профессия — педагог


Цель занятия: дать основы управления конфликтами в условиях временного детского коллектива.

Задачи

  • Познакомить вожатого с типами и особенностями конфликтов в условиях временного детского коллектива.
  • Способствовать освоению экспресс-диагностик и технологий прогнозирования, профилактики и конструктивного разрешения конфликтов в условиях временного детского коллектива.
  • Дать рекомендации по управлению различных типов конфликта

Сценарий занятия

1 этап: Потребностно-мотивационный

В детском лагере возникают различные конфликты, которые могут иметь как конструктивное, так и деструктивное развитие. Вожатым необходимо не только уметь разрешать конфликты воспитанников, но и работать над их профилактикой.

Жизнь во временном детском коллективе имеет ряд особенностей:

  • дети находятся длительное время вдали от семьи
  • их повседневная деятельность чётко cпланирована
  • дети оказываются в совершенно новых условиях жизнедеятельности
  • к воспитанникам предъявляются несколько отличные требования, чем в школе и дома и т.п.

В этой связи конфликты в лагере отличаются от тех, что происходят в школьных коллективах. Дети, попадая в непривычные для себя условия существования, должны быстро привыкнуть к новому распорядку дня, новому быту и окружению. Однако некоторым из них бывает сложно быстро адаптироваться к новым условиям, поэтому у них возможно проявление капризов, замкнутости, желания уехать домой и др. Именно такие дети должны быть в зоне особого внимания вожатых, которым необходимо постараться их успокоить, снизив уровень тревожности, и помочь включиться в жизнь коллектива.

Во временном коллективе вожатые играют важную роль в том, как общаются дети, готовы ли они оказать помощь другим детям, как часто происходят конфликтные ситуации. Для продуктивного выполнения своих профессиональных задач, вожатому необходимо овладеть конфликтологическими знаниями и умениями.

Задание 1. Проблемно-дискуссионная игра «Продолжи фразу».

В диалогическом взаимодействии с тренером вожатые продолжают фразу и аргументируют её:

«Конфликт – это …»

«Конфликты между детьми …»

«Для предупреждения конфликтов я как вожатый …»

«Моя роль как вожатого в управлении детскими конфликтами - …»

«Причина конфликта лежит в ….»

«Последствия конфликта …»

«Непослушание – это…»

«Вожатый не имеет право….»

«Вожатый имеет право…»

2 этап: Информационный

Проблема конфликтов является одной из самых сложных в развитии и воспитании детей. От того, насколько взрослые готовы к правильному руководству подобными ситуациями, во многом зависит полноценное развитие детей. А для этого необходимо знать типологию конфликтов в детских коллективах и возможные причины их возникновения.
В детском лагере возникают различные конфликты, основные типы которых возможно представить в следующих системах взаимоотношений:

  • взрослый – взрослый: вожатый – администрация; вожатый – родитель; вожатый – вожатый;
  • взрослый – дети: вожатый – ребенок; администрация – ребенок; обслуживающий персонал – ребенок;
  • дети – дети: ребенок – ребенок; ребенок – группа; группа – группа.

Профилактика конфликтов в детском лагере

Наиболее педагогически продуктивным подходом к созданию системы профилактики конфликтов в детском лагере или на определенных этапах развития лагерной смены является формулировка в организационный период смены предельно четких норм жизнедеятельности в отряде, которые касаются не только соблюдения режимных моментов, но и взаимоотношений в отряде. Всё это зависит от последовательности выдвижения педагогических требований вожатыми, от того насколько они последовательны и принципиальны в своих требованиях к детям, насколько они сами готовы пунктуально выполнять установленные нормы.

К общепризнанным нормам и правилам можно отнести следующие:

  • недопустимость различного рода агрессии (вожатый должен быть гарантом не только физической, но и эмоциональной безопасности детей)
  • нравственный запрет на осмеяние любых предложений товарищей
  •  необходимость соблюдения строгой конфиденциальности.

Условия, способствующие предупреждению и разрешению конфликтов в детском лагере.

Возможные варианты предупреждения и разрешения конфликтов в системе «вожатый - администрация»:

  • четкое знание своих функциональных обязанностей
  • обращение за консультацией к более опытным вожатым или методистам
  • безэмоциональный анализ ситуации, объективная рефлексия
  • компромиссный подход к разрешению ситуации
  • неагрессивное поведение во взаимодействии с представителями администрации.
  • наличие четких договорных отношений.

Возможные варианты предупреждения и разрешения конфликтов системе «вожатый - родитель»:

  • правильно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию, не предъявлять сразу весь комплекс претензий, никогда не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка, выбрать позицию собеседника, который делится переживаниями по поводу поведения ребенка и готов совместно с родителями найти выход из сложившейся ситуации и т.д.)
  • четко сформулировать собственные требования к деятельности и поведению ребенка, без обвинения его на личностном уровне
  • правильно объяснить родителям суть сформулированных педагогических требований
  • привлекать в случае необходимости «независимого третьего лица» из администрации, не развивая при этом конфликт вширь, а совместными усилиями осуществляя поиск наиболее продуктивного решения.

Возможные варианты предупреждения и разрешения конфликтов системе «вожатый - вожатый»:

  • четкое распределение профессиональных обязанностей между напарниками-вожатыми
  • всегда опираться в диалоге на позицию «мы», избегая позиции «ты-я»
  • изменение пары вожатых в отряде по сезонам, предоставление возможности попробовать себя в разных социально-профессиональных ролях
  • везде и всегда помнить, что мнение может быть у каждого свое и каждый имеет потребность быть успешным.

Возможные варианты предупреждения и разрешения конфликтов системе «вожатый – ребёнок»:

  • никогда не использовать «обобщение» (например, «Опять никто не выполнил мое требование!», «Ты никогда меня не слушаешь!» и т.п.), которое является мощным конфликтогеном
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитаников
  • создание положительного морально-психологического климата в отряде.

Возможные варианты педагогических действий по предупреждению и разрешению конфликтов в системе «ребёнок - ребёнок»:

  • учить детей продуктивно разрешать конфликтные ситуации
  • как можно скорее остановить конфликт, развести противников в разные стороны
  • минимизировать число участников конфликта
  • максимально загружать разнообразной деятельностью воспитаников
  • своевременно разрешать мелкие недоразумения, не давая им возможности перерасти в конфликт
  • постараться найти возможность реализации каждому ребёнку
  • создать коллективу общую ситуацию успеха. [3].

Для разрешения конфликтов существуют основные этапы, о которых должен помнить вожатый:

  • Сначала необходимо выявить участников конфликта, как основных, так и косвенных.
  • Затем проводится беседа отдельно с обеими сторонами с целью выяснения причины конфликта.
  • Завершающим этапом является примирение сторон и заключение «договора сотрудничества».

Особенности разрешения детских конфликтов:

  • При разрешении конфликтной ситуации вожатый несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
  • Профессиональная позиция вожатого требует взять на себя инициативу разрешения конфликта, на первое место поставив интересы детей.
  • Любая ошибка вожатого при разрешении конфликтов приводит к новым проблемам и конфликтам, в которых увеличивается число участников.
  • Различное понимание событий и их причин участниками. Конфликт глазами вожатого и детей видится по-разному, поэтому воспитатель не может навязывать свое решение проблемной ситуации.
  • Присутствие других детей при конфликтном взаимодействии превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает для них воспитательный смысл.
  • Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить (по А.Я. Анцупову).

3 этап: Диагностический

Предлагаем вашему вниманию экспресс-методику для выявления проблемных и конфликтных детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

  • этап: Деятельностный (работа в группах)

Задание 1: «Спроси совета у собственного «Я» (может использоваться вожатыми для себя как релаксацию, поиск решения, преодоления сомнений).

Сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании и сделайте медленно три глубоких вдоха-выдоха.

Затем представьте поляну, на ней – большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой вы только сможете ему задать. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом-ответом, а можно организовать диалог с мудрецом.

Задание 2:«Разрешение конфликтной ситуации»

Участники делятся на группы, которые работают в парах. Каждая группа даёт задание другой команде из пары разрешить придуманную ими или взятую из жизни в детском лагере конфликтную ситуацию.

Затем каждая команда разбирает заданную ситуацию в течение 10 минут и представляет всем участникам свой вариант разрешения ситуации.
(Некоторые игры содержатся в Приложении №2).

3 этап: Рефлексивный

Подведение итогов работы.

Вопросы:

  • Каковы особенности конфликтов в детском лагере?
  • Перечислите основные типы конфликтов в детском лагере.
  • Назовите основные этапы разрешения конфликтов.
  • Какие способы упреждения и разрешения конфликтов вы запомнили?
  • Каковы особенности управления конфликтами в детском лагере?

Литература

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: ВЛАДОС, 2003. –208 с.
  2. Создание психологического комфорта в детском оздоровительном лагере. Методические рекомендации / Научный консультант: к.п.н. А.Д. Насибуллина. Авторы-составители: педагоги-психологи ОДТДМ им. В.П. Поляничко Л.А. Латыпова, Т.И. Лукина. – Оренбург, 2011. – 81 с.

Интернет-ресурсы

  1. Киселева Е.В. Конфликты в детском оздоровительном лагере. Психологические механизмы возникновения и способы их разрешения / Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области http://sibvido.ru/node/115 (дата обращения 21.03.2017).
  2. Сайт Сарапульских мам http://sarapulmama.ru/igryi-dlya-razresheniya-detskih-konfliktov-gnevnyie-stroki-o-zhutkom-postupke/ (дата обращения 12.05.2017).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика, профилактика конфликтов [2]

Инструкция к тесту: Ребята, вам предлагаются 15 вопросов. Ответьте на них, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации:

  • часто – 3 балла,
  • от случая к случаю – 2,
  • редко – 1 балл.

1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромисс.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Ключ к тесту: А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).

Интерпретация результатов теста:

А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Б – примиренческий стиль. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

Д – уходящий стиль. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Дети, набравшие наибольшее количество баллов по жесткому стилю решения конфликтов, как правило, часто провоцируют конфликтные ситуации и требуют профилактической работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игры для разрешения детских конфликтов [4]

ГНЕВНЫЕ СТРОКИ О ЖУТКОМ ПОСТУПКЕ

В ходе этой игры мы постараемся переключить накопившееся в душе ребенка возмущение и злобу со словесной формулы на письменное ее изложение. При этом надо искренне посочувствовать сторонам конфликта, сказав, что оценку происшедшего вы сделаете на основании обличительных писем. Будьте при этом серьезны, потому что детям очень важно, чтобы взрослые внимательно относились к их душевным переживаниям. Объясните ребятам, что им дается одинаковое время на то, чтобы описать «как все было», предложите письменно рассказать истинную картину происшедшего, не стесняясь в оценках и выражениях, кроме, естественно, неприемлемых ругательств. При этом нужно не просто обличать друг друга, а постараться доказать «вину» противника. Понятно, что «опусы» должны рождаться после некоторого спокойного размышления, для чего их авторов надо развести по разным помещениям. Уже само «описывание» всего «ужаса» конфликта сделает первые шаги к его устранению. А кульминация наступит, когда вы прочтете эти обличительные произведения. Наверняка, в них окажется немало смешного, и это стоит обыграть. Похвалите детей за проявленные литературные способности, зачитайте особенно показательные места. Наверняка, они вызовут уже не гневную, а юмористическую реакцию, которую и надо закрепить. Огласите «приговор», который может состоять из совместных действий недавних спорщиков. В данном случае вы снова действуете по принципу нивелирования эмоций через устранение мгновенной реакции на не понравившееся действие, переводите ссору в шутку. Дети, как правило, эмоционально очень подвижны, слезы и смех у них находятся рядом, поэтому желаемый результат окажется достигнутым.

ЭТОТ ВОЛШЕБНЫЙ «КОВЕР МИРА»

Если есть дети, с которым возникают конфликты, стоит потратить время на игру «Ковер мира». Пусть она начнется с объяснения, каким должен быть ковер, для чего он нужен, почему он волшебный, после чего приступайте к совместному изготовлению. Это может быть кусок ткани или плотной бумаги, на котором предстоит укрепить символы мира. По взрослой подсказке это может быть голубь мира, изображение рукопожатия, земного шара, солнца и так далее. Постарайтесь заранее заготовить символику или вместе нарисовать такие рисунки. Но выслушайте также мнение детей, как можно еще представить мир и дружбу. Может быть, это будут фигурки детей в хороводе, или елочки, растущие рядом, или яблоки, висящие на одной ветке, или чайки, летящие за горизонт.
Игра в таком ключе и конечная цель – изготовление ковра – должна захватить ребят, найти у них эмоциональный отклик. Вряд ли изготовить ковер мира будет возможно за один раз. Проявите настойчивость и последовательность, придумав попутно историю, как люди в древности приходили к согласию, посидев на ковре мира. Объясните детям правила, как в вашем отряде будет действовать ковер мира. Как только конфликт становится острым, ссора нарастает, спорщикам надо перебираться на ковер мира. Он волшебный, поэтому и помогает помириться. На него нужно сесть вдвоем, затем начинает действовать запрет обоюдного разговора. Вернее, нельзя разговаривать словами, но можно произносить одну фразу: «Тух-тиби-дух». Можно говорить ее шепотом или громко, почти кричать, можно выражать свое отношение и эмоции мимикой, жестами, но, не касаясь друг друга. Чтобы обсудить положение, дети могут включать в фразу вопросительные интонации, могут рычать ее в виде угрозы, могут вкладывать в нее смысл осуждения. Таким образом, они будут выливать в «волшебную» фразу весь пыл эмоционального неприятия, свою обиду и злость. «Тух-тиби-духать» – довольно утомительное занятие, и ребята скоро устанут. Встать с ковра дети имеют право, если только помирятся. Получится театрализованный забавный диалог, в котором эмоции с пикового состояния постепенно начнут уходить на нет.
Вы можете находиться рядом и комментировать поединок репликами: «Мне понятно, что ты хочешь сказать», «интересно, кто же первый захочет помириться?». Не сомневайтесь, детская разборка не будет долгой. Ребята сами развеселятся от такой игры и, узнав, что покинуть ковер они смогут, только подав друг другу руки и помирившись, их эмоциональный накал стихнет. Обязательно поощрите их прогулкой или чем-то интересным, чтобы сгладить конфликт. Будет очень полезно, если вы сможете сделать игру в «ковер мира» не единичной акцией, а регулярным, по мере надобности, методом сглаживания конфликта. В этом плане роль «ковра мира» может играть любой «уголок мира» в помещении, важно лишь обставить его символичными деталями. Психологическая результативность забавного диалога кроется в возможности выразить негативные эмоции, агрессию не словами и кулаками, а жестами, мимикой, интонацией. Это уводит детей от прямого столкновения, переводит ссору в шутку, заставляет не воспринимать остро первопричину столкновения.