Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Патриотическое воспитание, Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом», Профессия — педагог


Тип проекта — познавательно-исследовательский, творческий.

Вид проекта: интегративный.

По числу участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный проект (2 недели).

Сроки проведения: 13 марта – 24 марта 2017г.

Участники проекта: дети младшей группы «Цыплёнок», родители, педагоги.

Возраст детей: 3-4 года.

В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н. Луконина

4 марта в России начинается ежегодная операция «Первоцвет». Министерство природных ресурсов и экологии РФ начинает на территории России ежегодную операцию «Первоцвет». В борьбе за первоцветы примут участие Росприроднадзор, государственные природоохранные, правоохранительные и контролирующие органы субъектов федерации, общественные экологические организации.

Многие из первоцветов Крымского леса, представляют ценность не только для Крыма и России, но и для мировой флоры в целом. Сохранить первоцветы — важная задача. Каждый сорванный цветок — это десятки и сотни не успевших созреть семян, из которых могли бы вырасти новые растения. Собирая букеты, мы лишаем первоцветы не только листьев, но, зачастую, и корневищ. В результате растение погибает, а если и остаётся жить, то на следующий год не в состоянии запасти в подземных органах питательные вещества, необходимые для развития побегов. Воспитанники младшей группы не имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте.

Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Задачи проекта: 

для детей:

  • Знакомить с характерными особенностями весенней природы крымского леса.
  • Развитие интереса к познанию цветущих растений леса, формирование экологического сознания – понимание беззащитности дикорастущих цветов.
  • Сформировать у детей представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности.

для педагогов:

  • Реализовать региональный компонент основной образовательной программы. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» (рассмотрена и одобрена решением коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 01.03.2017 №1/7) (вариативная часть программы).
  • Внедрить в педагогическую практику новые формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста: детский дизайн, поисково-исследовательская деятельность.
  • Пополнить региональный уголок предметно-развивающей среды в группе.
  • Создать альбом «Крымские первоцветы».

для родителей:

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
  • Активное участие родителей в процессе реализации проекта.
  • Формировать навыки совместной с детьми поисковой деятельности.
  • Проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности, становление начал экологической культуры в семье.

Гипотеза:

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей:

  • Воспитанники позитивно относятся к объектам природы; у детей сформированы первичные представления о первоцветах, их особенностях роста и развития;
  • Обогащение словаря детей словами: первоцвет, подснежник, примула;
  • Проявляют интерес к информации природоведческого характера;
  • дети стремятся к самостоятельным практическим действиям на природе;
  • Проявляют любознательность и познавательный интерес во всех видах организованной деятельности по усвоению программного материала;
  • Внимательно и бережно относятся к первоцветам.

для педагогов:

  • Подведение итогов проектной деятельности и по материалам проекта оформить портфолио «Первоцветы – дар крымского леса».
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы методическими материалами по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с крымскими первоцветами.
  • Создан альбом «Крымские первоцветы».

для родителей:

  • Создание альбома «Крымские первоцветы» для детей с помощью родителей.
  • Создание выставки совместных творческих семейных подделок «Крымские первоцветы».
  • Помощь родителей в поисках иллюстраций и фотоматериалов.

Этапы реализации проекта:

1 этап - постановка проблемы.

2 этаппроектирование или планирование.

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных задач проекта. Разработка планов работы с детьми и родителями.

Обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта.

3 этап – поиск информации.

Задачи этапа: поиск информации по теме.

Корректировка деятельности по необходимости.

4 этап – продуктивная деятельность.

Задачи этапа: творческая и познавательно-исследовательская деятельность всех участников проекта по разработанному плану.

5 этап – итоговый, презентация проекта.

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности. Презентация проекта в МДОУ.

6 этаппортфолио.

Задачи этапа: по материалам проекта оформить портфолио «Первоцветы – дар крымского леса».

План реализации проекта

Этапы проекта

Совместная деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

1.

Мотивационный

Постановка проблемы. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
Создание мотивационной ситуации. «Почему плачет подснежник?»
Обсуждение вопроса о том, что такое первоцвет?»
Создание «Цветок целей»
Мониторинг знаний детей о первоцветах.

С/р игра «Магазин цветов».

Предложить родителям принести иллюстрации по теме: «Крымские первоцветы».

Экскурсия в лес к месту, где растут подснежники.

2.

Проектирование.
Планирование проектной деятельности

Определение основных задач проекта.
Разработка планов работы с детьми и родителями.
Обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта.
Поисковая работа по подбору материала. - Подбор стихотворений, рассказов о первоцветах.
- Подбор детских книг о цветущих растениях.
- Подбор дидактического материала (упражнения, игры).

Рассматривание первоцветов, произрастающих на территории д/с;

Цель: познакомить с цветущими растениями - первоцветами, произрастающими на территории д/с. Потрогать их на ощупь, понюхали.

Сбор фотоматериалов для оформления альбома «Крымские первоцветы».

3.

Поиск информации. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

Непосредственно-образовательная деятельность.
ОО «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы.

Тема НОД: «Весенний подарок крымского леса»
Программное содержание:
расширять представления детей о цветущих растениях крымского леса. Дать элементарные представления о растении первоцвете: подснежнике.

Рассматривание альбома с иллюстрациями крымских первоцветов.

Чтение рассказов о первоцветах с детьми и рассматривание иллюстраций к рассказам.

Приобретение набора картинок «Крымские первоцветы» для развивающей среды в группе.

ОО «Речевое развитие» Развитие речи.
Тема НОД: Составление рассказа из личного опыта «Как мы ходили весной в лес».

Программное содержание: Словарь и грамматика: пополнить словарь детей словами: первоцветы, подснежник; активизировать в речи
прилагательные и глаголы. Связная речь:учить составлять короткий рассказ (два – три предложения) совместно с воспитателем на тему из личного опыта о том, как ходили с родителями весной в лес.

Звуковая культура речи: закрепить произношение звуков (с), (сь), учить слышать и выделять звук (с) в словах, произносить фразы с различной громкостью.

Материал: шапочка водителя, руль, картинки первоцветов, иллюстрации подснежника и крокуса.

Игра «Шоферы».

Поиск ответа на вопрос:
Почему назвали цветущее растение - подснежником?

Словарная работа: подснежник, первоцветы.

Раскрашивание раскрасок «крымские первоцветы».

Составление описательных рассказов о первоцветах с использованием опорной схемы.

Творческая мастерская.
Предложить родителям составить с детьми небольшой рассказ на тему: «Почему плачет подснежник?».

ОО «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы.

Тема НОД: «Весенняя полянка крымского леса».

Программное содержание: Продолжать расширять представления детей о крымских первоцветах. Знакомство детей с названием первоцвета - примула. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать, не топтать растения).

Просмотр слайдов презентации «Крымские первоцветы».
Цель:
Ознакомление детей с цветущими растениями Крыма.
Словарная работа: первоцветы, примула.
Д/и «Найди первоцвет»
Цель: научить детей находить цветущее растение по описанию.

Интернет ресурс.
Поиск презентации «Крымские первоцветы».

Познавательные беседы:
- «Что значит быть добрым?»;
- «Когда я был добрым по отношению к природе»;
- «Кто может считаться заботливым?»;
- «Как заботиться о лесных растениях - первоцветах?»;
- «Чем красив цветок?»;
- «Украшение Земли»;
- «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»;
- «Что ты чувствуешь, когда видишь нежный цветок?»;
- «Что рассказала тебе подснежник?».

Рассматривание семейных фотографий на тему: «Отдыхаем на природе».

Рассказывание семейных историй об отдыхе на природе.

Просмотр диафильмов, видеофильмов, мультфильмов.

Организация выставок фотографий семей «Моя семья любит путешествовать в крымском лесу».
Предложить родителям маршрут выходного дня:
прогулка к цветочному магазину вместе с родителями.

Поисково-познавательная деятельность.

Тема: Подземная кладовая.
Цель: Показать, как сажают луковицы лука в землю (аналогия луковицы первоцветов).

Рассматривание луковиц лука.
Трудовая деятельность. Посадка и полив луковиц при посадке.

Рекомендации для родителей «Советуем прочитать о первоцветах»

Во время целевой прогулки к клумбе с подснежниками провести беседу - рассуждение "Почему подснежники спешат?". Оказывается, что корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. Когда пригреет солнце, развернутся листья на деревьях, в лесу станет тенисто от густой зелени деревьев. А цветам без солнца жить нельзя.

Игры «Пропой свое имя», «Пропой название первоцвета»,

Д/и «Назови ласково первоцвет».

Предложить родителям маршрут выходного дня «Планируем поход в гости к крымским первоцветам».

Экспериментальная деятельность:

Тема: «Волшебная луковица»
Тема: «Вода нужна растениям»
Цель: убедиться наглядно в роли воды в развитии и прорастании растений.

Рассматривание луковицы до посадки и через время, когда луковица пустит корни в воде.
Совместное решение
проблемных ситуаций.

Рассмотреть с детьми луковицы цветов растущих на огороде. Создать мини-коллекцию луковичных растений в группе.

Целевая прогулка к клумбе с подснежниками. Наблюдение за изменением лепестков цветка в течение суток: утром, днём, вечером.
Цель: побуждать детей делать простые выводы после наблюдений за подснежником, когда есть солнце и в его отсутствии.
Целевая прогулка к клумбе с примулами.

Наблюдение за первоцветами. Цель: формирование элементарных умений (ухаживание за первоцветами, произрастающими на территории детского сада).

Консультация для родителей «Читать книги – хорошая
привычка». Подбор материала для чтения о первоцветах.

Исследовательская деятельность.

Расположить в уголке природы дидактическую карту «Подснежники».
Дидактическая карта «Первоцветы».

Привлечь внимание к новой карте «Подснежники».
Размышления с детьми: «Почему именно этот цветок назвали подснежником?

Экскурсия в лес к месту, где растут подснежники. Сравнить и отметить отличия, произошедшие за время проектной деятельности.

4.

Продуктивная деятельность

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация.

Тема НОД: «Подснежник».
Программное содержание: учить детей изображать в аппликации цветок, состоящие из нескольких частей; определять размер частей (короткий, длинный, самый длинный). Уточнить знания цветов.
Материал: тонированная бумага, заготовки цветка, клей, кисти.

Составление
подснежника по частям.

Выставка детских работ «Крымский первоцвет – подснежник».

Слушание «Подснежники», музыка В. Калинникова

Создание творческих работ детей с родителями о первоцветах.
Цель: привлечение родителей к совместной творческой деятельности.

 ОО «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность. Рисование.

Тема НОД: «Крокусы».
Программное содержание: учить создавать выразительный образ цветка техникой отпечатывания готовой заготовкой на картофеле. Развивать творческое воображение у детей, чувство цвета.
Материал: иллюстрации крокуса, заготовки трафарета на картофеле, гуашь, влажные салфетки, образец воспитателя.

Наблюдение за крокусами на клумбе.

Рассматривание крокусов.

Трудовая деятельность. Полив первоцветов.

Выставка детских работ «Крокусы».

Предложить родителям с детьми посетить поляны с крымскими крокусами.

Создание познавательной книги «Почему плачет подснежник?».

Цель: развивать элементарные дизайнерские творческие способности детей и родителей путем привлечения их к созданию книг – самоделок.
Программное содержание:
ПР: Содействовать творческой проектной деятельности группового характера.
ХЭР – расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях;
РР – учить детей рассказывать короткий рассказ, составленный дома с родителями.

Рассматривание книги и рассказывание рассказов, составленных дома.

Упражнение для развития мелкой моторики рук «Выложи цветочки» (из белых пробок).

Изготовление книги «Почему плачет подснежник?» с использование творческих семейных работ.

Создание выставки творческих семейных работ в группе «Крымские первоцветы»

Цель: развивать элементарные дизайнерские творческие способности детей и родителей путем привлечения их к оформлению развивающей среды группы творческими семейными работами.

Рассматривание творческих семейных работ и рассказ о том, как они создавались.

Предложить родителям пополнить развивающую среду группу материалами о крымских первоцветах.

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Найди такой же первоцвет»
Цель: научить различать среди множества цветущих растений нужный первоцвет по заданию.
«Что изменилось», «Скажи по другому», , «Угадай по описанию», «Доскажи словечко», «Отбери и назови первоцветы, которые знаешь», «Что где растет».
Цель игровой деятельности: упражнять детей называть цветущие растения на садовом участке, клумбе, названия трудовых действий, связанных с уходом за растениями.

ТРИЗ. «Да – нет» «Четвёртый лишний», «Наши названия» (приёмы фантазирования – приём объединения).
«Произнеси название цветущего растения», «Что думают предметы» (приём- оживление, очеловечивание)
«Представь себя на месте», «Мои добрые дела» (метод – синектики).

Экологические игры:
«К названному первоцвету беги» , «Узнай по описанию».
Цель: Научить применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Подвижная игра «Подснежники и снег». Настольно-печатные игры:
Игры – пазлы: «Первоцветы!»
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Моя семья», «Цветочный магазин».

Игротека для родителей «Давайте поиграем!». Цель: предложить родителям развивающие игры для занятий с детьми, с методическим сопровождением

Чтение художественной литературы

Фольклор народов мира. Песенки «Купите лук», пер. с шотл. И. Токмаковой.

Произведения поэтов и писателей России.
Поэзия. В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», Н. Усова «Фиалка», «Ландыш», П.Соловьев «Подснежник». Анзельмаса Матутиса «Я родился!».

Проза. Л. Толстой. «Пришла весна».

Динамические паузы: «Продснежник», «Здесь в лесу растут цветы небывалой красоты».

Рассматривание иллюстраций в детских книгах.
Чтение наизусть закличек о весне, о солнце.

Оформление папки-передвижки «Советуем прочесть вместе с детьми о первоцветах».

Организация развивающей среды с учётом регионального компонента для самостоятельной деятельности детей

Рассматривание и обсуждений иллюстраций детских энциклопедий, познавательных книг, детских журналов.
Просмотр презентации «Крымские первоцветы».
Создание развивающей среды с учётом регионального компонента в группе: «Крымские первоцветы».

Наблюдение за мини-коллекцией луковичных растений в группе и на клумбе.

Изготовление творческих семейных работ «Крымские первоцветы».
Выставка семейных творческих работ в группе.

5.

Презентационный

Презентация проекта в МДОУ:
- Презентация проекта и выступление на педсовете №3 2016-2017 учебного года.

Презентация продуктов проекта:
1. Предметно – развивающая среда в группе с учётом регионального компонента.
2.Выставка детских работ «Подснежник»
3.Аппликация «Подснежник».
4.Познавательная книга «Почему плачет подснежник?», созданная родителями с детьми младшей группы «Цыплёнок»;
5.Детский дизайн. Панно «На поляне с первоцветами»
6.Альбом с иллюстрациями, фотоматериалами «Крымские первоцветы», «Путешествуем в крымский лес всей семьёй».

– Подведение итогов, оценка, самооценка педагога.

Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов «Крымские первоцветы».

Рассматривание альбом «Почему плачет подснежник?» с творческими рассказами, составленными родителями с детьми.

Рассматривание фотоальбома «Крымские первоцветы», «Путешествуем в крымский лес всей семьёй».

Презентация проектной деятельности для родителей группы.

6.

Портфолио

По материалам проекта оформить портфолио «Первоцветы – дары крымского леса».

 

 

 

Результат проектной деятельности «Первоцветы – дары крымского леса» в младшей группе:
В работе с детьми:

  • У воспитанников появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • у детей сформированы первичные представления о первоцветах, их особенностях роста и развития;
  •  обогащение словаря детей словами: первоцвет, подснежник, пролесок, крокус, примула;
  • у детей начинают формироваться навыки природоохранной работы, бережного отношения к окружающей среде и дикорастущим растениям;
  • формируются первичные навыки поисковой деятельности;
  • формируются начала экологической культуры.

В педагогической работе:

Создана развивающая среда в группе с учётом регионального компонента для развития детей, формирования начал их экологической культуры, которые помогут им гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный природой.

В работе с родителями:

  • Формирование навыков совместной с детьми поисковой деятельности родителей и их детей.
  • Родители умеют находить оригинальное решение в создании необычных первоцветов из природного и бросового материала;
  • Проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности, становление начал экологической культуры в семье.

 Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)

2. Основная образовательная программа МДОУ №8 «Светлячок» города Алушты от 01.09.2016г.

3. Рабочая программа. Младшая группа «Цыплёнок» 3-4 лет на 2016-2017 учебный год.

4. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». Симферополь «Наша школа».

5. Николаева С.Н.Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе. Изд. «Мозаика – Синтез». Москва, 2016г. стр.64-65.

6. Дыбина О.В., Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.:ТЦ Сфера, 2005-192с. (Серия «Вместе с детьми».). Стр.19-20.

7. «Открываем мир детства». Составитель пособия А.В.Яценко. Николаев. 2003г. Стр.8-13.

8. «А что если…». Составитель пособия А.В.Яценко Николаев 1995г. Стр. 8-10.

9. Календарь погоды. Весна. Методические рекомендации по организации наблюдений за окружающим миром детей 3-4 лет. Составители Н.Г.Демьянова, О.Г.Комисарова, И.С.Лисицкая, Л.Г.Руденькая. Изд. «Учитель». Волгоград. Стр. 3-14.

Список использованных интернет-ресурсов.< /p>

1. http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-podsnezhnik-2-ml-grupa-kovtun-e-i-v-soavtorstve-s-ishinoi-v-a.html< /p>

2. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/28/ekologicheskiy-proekt-pervotsvety-0