Детско-родительский клуб как особая форма работы с семьей

Разделы: Работа с родителями


Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов. Для маленького ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым. К сожалению, иногда через родителей к детям идет отчаяние, неверие в будущее. В современном мире часто не хватает времени многим родителям на общение с детьми в силу занятости, они не хотят слышать своих детей, некоторым не хватает знаний или уверенности в том, что они правильно воспитывают своего ребенка. Проанализировав сложившуюся ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия школы с родителями, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является родительский клуб.

Цель: Создание системы эффективного взаимодействия с семьями воспитанников как единого образовательного пространства через активное вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности.

 Задачи:

  • Гармонизация детско-родительских отношений, улучшение психоэмоционального состояния через равноправное участие детей и родителей в мероприятиях клуба.
  • Просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения школьников.
  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе, способствующей установлению доверительных отношений педагога с родителями.

В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Результаты работы клуба не видны сразу, они будут проявляться в течение всего школьного обучения. Работа детско-родительского клуба должна стать составной частью системы образования и воспитания детей в школе. Заседания родительского клуба не только оптимизируют детско-родительские отношения, но и способствуют сближению родителей и ребенка в эмоциональном плане и приоткроют родителям дверь в «секретный» мир детей. В результате неформального общения детей и взрослых будет создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Основные направления работы с родителями

Просветительское:

  • психолого-педагогическое сопровождение родителей
  • повышение родительской компетентности по вопросам воспитания детей
  • пропаганда семейных ценностей

Практически-действенное:

  • создание условий для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания для улучшения детско-родительских отношений.

Членами клуба являются родители (мамы, папы), лица, их заменяющие, любой возрастной категории. В работе клуба могут принять участие руководители, педагоги, дети, представители общественных организаций.

 Деятельность родительского клуба «Содружество» основывается:

  • на тесном сотрудничестве и партнерстве с семьями школьников;
  • на совместном детско–родительском взаимодействии под руководством педагога;
  • на возможности дифференцированного подхода к семье;
  • на добровольном участии родителей;
  •  на активной позиции родителей;
  •  на планомерности и последовательности проведения мероприятий.

Принципы взаимодействия с родителями

1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.

2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.

3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.

5. Сознательность, активность, дозированность - сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.

6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий школы и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Предлагаем вниманию читателей примеры работы с детьми и родителями в детско-родительском клубе.

Лекция-беседа «Аспекты воспитания мальчиков и девочек»

 Современный человек живет в двух мирах: внешнем и внутреннем. В прежние времена у людей было больше возможностей испытывать радость (раньше был дефицит, сейчас – изобилие). Современных детей очень сложно удивить, заинтересовать чем-то. Образовалось общество потребителей.

Социум потерял МЕГАЦЕННОСТИ: честь, слово, семья, достоинство, Бог, Отечество, благословение родителей. Цель современного мира – создание рациональных людей. Общество старается убрать иррациональную координату человека. Сейчас в семье люди не объединены, все испытывают чувство одиночества.

Человек с низким уровнем образования – хороший потребитель. У него одна потребность - в удовольствии. Гоняясь за удовольствием, человек сгорает.

Следовательно, в ребенка нужно вписать ОБРАЗ. Нет образа – безОБРАЗИЕ.

ОБРАЗование–это образец, который вписывается в ребенка. Внутренняя жизнь и действия должны быть культивированы(мысли, чувства, желания, знания и т.п.)

Воспитывая ребенка, вписывая в него ОБРАЗ, нужно помнить, что дети - это зеркала своих родителей. Всегда ли мы поступаем и мыслим так, как хотим, чтобы поступали и мыслили наши дети?

Аспекты воспитания будущего мужчины

Мужественность проявляется внутренней силой и дает понимание свободы как осознанной необходимости. Она раскрывается чувством долга, ответственностью, смелостью, благородством, самоуважением. Мужественность дает возможность не только идти самому по пути, но и вести за собой других людей, быть лидером в любой ситуации.

Воля – аспект мужской сути. Запись любви делает женщина, это главная задача матери, любимой, жены, но женщина сама должна проявлять любовь в совершенстве, ибо нельзя дать то, чего не имеешь. Мальчик впитывает энергии любви матери и проявляет ее любовью ко всему живому, познает драгоценность самой жизни, учится чувствовать меру, такт, справедливость и на этой основе формирует волю.
У мужчины может быть волевой настрой, он может быть требовательным, даже суровым, но справедливым, в жизни это видится как собранность, готовность работать, принимать решения, задача отца – научить сына ставить цели и неуклонно стремится к их осуществлению.
Становление мужественности у мальчика происходит каждый день, и помогать ему в этом должен отец, его задача – научить ребенка жить в движении, то есть ощущать время.

Мужчина ведет за собой других людей, и он должен четко понимать суть того, что говорит и как говорит. Опасно, когда мужчина кричит, этим он разрушает реальность. Если он говорит тихо, слабо и неуверенно – то не понимает сути процесса. В голосе мужчины должна звучать воля, направленность, тогда его слова приобретают силу, помогают решить стоящую пред ним задачу.
Мужчина должен уметь принимать решения и нести за них ответственность. Если нет ответственности –это проявление трусости. Мальчику нужно создавать ситуации, в которых он сможет сам принимать решение, делать выбор.

У мужчины сначала нарабатывается отношение к матери как к женщине, он учится проявлять к ней благодарность, любовь. Если в семье не воспитано уважительное отношение к матери, у юноши откладывается встреча со своей любимой женщиной, а встречаются просто женщины. Все, что воспринимается им – это иллюзия. Мужчина должен относиться к женщине как к тайне, а женщина должна понимать, что нельзя раскрывать все тайны мужчине.

Аспекты воспитания будущей женщины

Проявление женственности - это умение хранить тайну, применять ее, раскрываться в ней и быть ею. Природа женственности - любовь, женственность, благодарность. Высшей задачей бытия женственности на земле является облагораживание ее окружения.
Женщина раскрывается через следующие качества:

Смирение (быть с миром) – сдержанность, готовность принимать любые невзгоды.

Не смиренный человек всегда в состоянии войны (с жизнью – всегда всем недоволен, с мужчинами – феминизм, в спорте – фанаты). Не смиренный человек всегда кого-то обвиняет – мужчин, общество, страну.

Чистота во взаимодействиях с другими людьми проявляется через порядочность, этику, такт.

Кротость - принятие себя, других, жизни такой, какая она есть. Женщина должна научиться терпеливо ждать, ничего не выдумывая. Ей нельзя переживать, видеть негативное развитие ситуации, ей нужно научиться создавать образ благоприятного завершения процесса.

Мягкость в жизни проявляется гибкостью. Это отслеживается по ее движениям – если походка тяжелая, то и мягкости нет. Если женщина впускает в себя негатив, то взращивает его, а потом делится им с другими. Если женщина настроена на позитивное, наполняется им и излучает его, то она одаряет всех светом, любовью.

Девочка проявляет себя по подобию мамы.

Воспитание – это труд души, ума и тела. Многогранный процесс. И все зависит от того, как на это посмотреть…

Крестьянин подошел к трем работникам и спросил:

- Что вы делаете?

- Я зарабатываю на жизнь, - ответил один.

- Я кладу кирпичи, – ответил второй.

- Я строю собор, – ответил третий.

Наша работа – воспитание детей. Наши кирпичи – повседневные мысли, реакции, поступки. Наш собор – осознание того, что наши дети растут достойными членами общества.

Заседание детско-родительского клуба «Содружество»

«Волшебные ступеньки на Пути человека»

Цель: формировать у детей и родителей осознание принадлежности к единому коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы дружбы и доверия в коллективе.

Задачи:

  • Подвести детей к осмыслению себя как личности, осознанию личной причастности к миру во всех его проявлениях
  • Формировать в детях общечеловеческие ценности: любовь, толерантность, справедливость, ответственность, веру в прекрасное, этическую культуру.
  • Развивать умение вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека
  • Развивать способность к самопознанию, формировать положительную «Я»-концепцию.

Работа с образами

- Кем на земле лучше всего быть?

- Сложно сразу ответить?

- Сегодня я постараюсь помочь вам обозначить важные ступеньки на жизненном Пути человека. Очень надеюсь, что знание этих ступенек поможет вам стать чуточку счастливее.

- А чтобы помочь вам ответить на мой первый вопрос, давайте помечтаем и выполним упражнение:

Продолжите фразы:

  • Если бы я был ветром, то…
  • Если бы я был звездой, то…
  • Если бы я оказался на луне, то…
  • Если бы я был невидимкою, то…
  • Если бы я был самым добрым на свете, то...
  • Если бы я был самым искусным врачом, то…
  • Если бы я был самым лучшим изобретателем в мире, то…

Дети и родители записывают, рисуют, размышляют…

- В каком состоянии понравилось больше всего? Назовите настроения, ощущения… Что из выбранного вами можно воплотить сегодня, в настоящей жизни?

2. Слово

- Кто творит судьбу человека?

Через беседу выходим на то, что человек творит свою судьбу сам.

- Каждый из нас, творя свою судьбу, должен помнить, что мир вокруг нас настолько пластичен, что как из податливой глины мы можем слепить из него то, что пожелаем, во что верим. И каждый в этом мире влияет на другого своим поступком, взглядом, цветом одежды…

- Как вы думаете, что оказывает самое сильное влияние на тех, кто находится рядом?

Делаем вывод, что это слова.

- Каждый несет ответственность за изреченное слово. Из образуемых вами предложений складывается судьба.

- Какие бывают слова?

Дети знают, что есть слова-цветы(они могут исцелять и помогать) и слова-ножи(они могут погубить человека)

Человеческое слово – величайшая тайна, доверенная людям.

3. Имя

- Когда рождается человек, начинается действо его жизни на земле. «Я» каждого становится то главным действующим лицом, то персонажем эпизода, случая.

«Мир меняется, и я меняюсь! Лишь именем одним я называюсь!»

На какую ступеньку жизненного Пути мы с вами поднялись? Как она называется?

- Имя дается человеку в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним самим невозможно. И мы по-разному относимся к своему имени. Мне интересно ваше отношение…

Выполним упражнение и каждому подарим уменьшительно-ласкательную, сокращенную форму его имени. А теперь представьте наиболее понравившееся сокращенное имя как бы нарисованным в воздухе… Какое оно? Светлое или темное? Легкое или тяжелое? Какое на ощупь мягкое или твердое? Теплое или холодное? Какое оно на вкус? На запах?

Напишите свои имена на листочке цветными ручками или карандашами. Дайте себе характеристику. Например

  • О - обаятельная
  • Л - любящая
  • Я – ясная

Наши имена как цветы, нет некрасивых.

4. Притча. Любовь

Ребенок родился, получил имя, и его окружило чувство, которое исходит от окружающих его людей и имя этому чувству… (любовь). Мы подошли к следующей волшебной ступеньке…

- Давайте подумаем что важнее: здоровье, любовь или счастье?

Притча

Шли по дороге счастье, любовь и здоровье. Постучались они в один дом, попроситься на ночлег, а хозяева этого дома сказали, что место только для одного и решили, что самое главное в жизни – это счастье, впустили его, а любовь и здоровье оставили в сенях. Сначала тихо ушла любовь, потом здоровье, а вслед за ними и счастье. Шли дальше они по дороге и постучались во второй дом. Там хозяева решили, что самое главное в жизни – здоровье и впустили его, а счастье и любовь оставили в сенях. Сначала тихо ушла любовь, за ней счастье, а вместе с ними и здоровье. На третью ночь постучались они в другой дом. Здесь хозяева решили, что самое главное в жизни – любовь и впустили в свой дом её, а вместе с ней остались и здоровье и счастье.

Сила Любви смягчает жесткие сердца и исцеляет отношения. Она позволяет увидеть самое лучшее в потоке жизни, избрать его и жить им. Пусть умножается сила Любви в вашей душе! Именно Любовь будет помогать вам двигаться по ступенькам жизненного Пути. Желаю удачи!

Возьмите цветные карандаши и ручки и нарисуйте любовь

5. Рефлексия

И вот прощание: сходимся в центре класса, все правые ладошки соединяем в центре, затем левые. Образовалось солнышко с лучиками – руками. Солнышко светлое и теплое. Мы знаем, что и на солнышке есть пятна, но это не мешает ему освещать все вокруг. Мы тоже разные… Пятна не примем, а хорошее усилим, откроем Миру.