Интегрированный урок обществознания и литературы по теме «Моральный выбор. Долг и совесть». На примере рассказа Л.Толстого «После бала». 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Мастер-класс


Разумное и нравственное всегда совпадают.
  Л.Толстой

Цели:

  • Знать обществоведческие понятия такие, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь.
  • Знать текст литературного произведения и применять в практической деятельности.
  • Показать связь предметов обществознания и литературы.
  • Развивать умение логически мыслить и делать выводы.
  • Умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной.
  • Воспитывать духовно-нравственного человека.

Оборудование:

  • Презентация и видеоматериал.
  • Учебник обществознания, 8 класс (автор-составитель Л.Н. Боголюбов).
  • Учебник литературы, 8 класс (автор-составитель Г.С. Меркин).
  • Раздаточный материал (технологическая карта урока).
  • Электронная доска.

Ход урока

1. Приветствие 1-го учителя, запись темы и эпиграфа урока, определение целей урока детьми.

2. Повторение ранее изученного материала (слайды «Личность», «Мораль», «Нравственность», «Критерии морали»).

3. Объяснение нового материала (слайды «Долг», «Виды долга»). Работа с интерактивной доской и раздаточным материалом (технологическая карта урока. См. Приложение 1).

4. Рассмотрение нового материала на примере рассказа  Л.Н. Толстого «После бала»,  работа 2-го учителя (слайды «Л.Н. Толстой», «На краю оврага, там, где зелёная палочка…», «Лес Старый заказ», «Могила Л.Н. Толстого»). Работа с видеоматериалом.

Анализ текста рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

Вопросы к рассказу:

1. Назвать героев рассказа.

2. С кем из героев мы можем соотнести понятие долга?

3. Образ полковника:

А) на балу

Б) после бала

4. Работа с репродукциями.

5. Просмотр отрывка из фильма.

6. Образ татарина и   солдата из строя.

7. Долг общественный и моральный; как его соотнести с поступками героев рассказа?

8. Образ повествователя. Соотнести с категорией долга. Понятие совести рассмотреть на примере образа рассказчика.

9. Работа с новым материалом. Слайд «Совесть» и «Любовь», запись нового материала в технологическую карту урока.

10. Идея рассказа. К чему призывает Л.Толстой?

11. Игра «зелёная палочка» (сообщение учеников).

12. Что, по мнению Толстого, является самым ценным? Рассмотрение понятия «моральный выбор» с точки зрения, Л.Толстого.

5. Работа  над проблемным вопросом: «Как сделать, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу»? (сочинение-рассуждение).

6. Рефлексия («зелёная палочка»).

7. Домашнее задание (поразмышлять над словами Л.Толстого, записанными в эпиграфе урока: «Разумное и нравственное  всегда совпадает»).

8. Подведение итога урока.