Сотрудничество с семьей в дошкольном образовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебными и весёлыми гномами, тёплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.

Наш педагогический коллектив работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, где тесно осуществляется сотрудничество с семьёй, происходит вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Семья – полноправный участник содружества, метафорически – «паровозик», а детский сад и школа - «вагончики». Семья хочет, чтобы ребенок ехал в «комфортном вагоне». Расположить родителей к себе, завоевать их доверие возможно только через отношение к ребенку. Задача воспитаиеля – раскрыть родителям возможности их детей, чтобы у них возник интерес к делам своего ребенка и коллективу детей, с которыми общается их сын или дочка. Важно, чтобы родители вместе с ребенком почувствовали радость создания добра для других детей.
В работе с родителями я  использую, как традиционные формы работы (коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные материалы), так и нетрадиционные, которые пользуются особой популярностью и у родителей, и у педагогов. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Центральным содержанием программы социального образования в программе «От рождения до школы» являются сис­темные знания о труде взрослых, особенно о тех видах, в которых уча­ствуют родители, жители родного города, села, края. Ребенку предстоит открыть трудовую деятельность как систему вза­имосвязанных компонентов, установить взаимосвязи между людьми раз­ных профессий в условиях организации труда на заводе, фабрике, в са­доводстве, в животноводстве и в другой трудовой деятельности.

Каждую неделю в группе организовывается содержательная встреча воспитанников с кем-то из родителей, которых можно назвать «умелым человеком». Родители знакомят малышей с разнообразными видами деятельности взрослых (игрой на музыкальных инструментах, шитьем, вязанием, работой с древесиной и другими занятиями). Учитывая занятость современной семьи бытовыми проблемами, мною были сделаны из годового календарно-тематического планирования выписки вариантов заданий для родителей. После чего мы обговорили на родительском собрании (за полгода вперед), кто, когда и чем будет радовать малышей. Определили день недели – вторник. Особый акцент мы делали на участие в жизни и деятельности всех возрастных групп отцов, дедов и братьев.

Каждую неделю к детям приходил чей-то родитель. Папы изготавливали домик для куклы, стульчик для Мишки, ящик для посадки лука, скворечник для птиц и другое.

Мамы шили платье кукле, вязали шапочку для куклы, при этом они показывали материал, из которого изготавливается предмет, инструменты, которыми они пользовались, алгоритм выполнения действий.

Ребенок постигает главное: все, что окружает человека, создано трудом людей разных профессий, все - результат труда человека. Так ему открывается общественная направленность труда взрослых, становятся по­нятней выражения «мама работает», «папа работает». Работать – это значит получать результаты, нужные людям. Понимание значения слов «забота», «заботиться» откроется ребенку на основе ознакомления его с трудом няни, повара, прачки детского сада и по аналогии с ними - с трудом мамы в семье.

Родители рассказывают о своей профессии и показывают умения. Знакомят детей с трудовыми процессами. Одна мама познакомила детей с процессом приготовления печенья.

Другая мама показала и рассказала, как нужно сшить штанишки для куклы.

Другие родители приходят поиграть с детьми в настольные игры, в любимые игры из их детства, в том числе и национальные игры, рассказать или почитать любимую сказку, показать театр, починить куклу, машинку, книжку, порисовать для детей, поэкспериментировать, в летний период на участке детского сада поиграть в подвижные игры, поучить кататься на велосипеде, самокате.

В зимний период построить горку, вылепить из снега фигуры животных, поиграть в снежки, почистить участок вместе с детьми, покатать детей на санках, провести спортивные соревнования и т.д.


При подготовке к праздникам родители принимают активное участие: помогают готовить костюмы, изготавливают декорации, берут на себя роль героев.

После таких общений ребёнок и его сверстники видят родителей в новом свете. И эту гордость за маму, папу, за их успехи мы  старались воспитывать у наших детей. Для нас главной задачей в этих формах работы является – влюбить детей в своих родителей.

В своей работе с родителями я использую такую форму, как совместные творческие досуги детей и  родителей. Обязательно показываю достижения детей. Это могут быть хороводные игры, игры-драматизации, продуктивные виды деятельности, трудовая деятельность и другое. У ребенка создается ситуация успеха, а родители открывают для себя, наличие у каждого ребёнка разных дарований, талантов.

Традиция нашей группы, это устраивать чаепитие. На таких мероприятиях укрепляются детско–родительские отношения, воспитывается любовь к близким людям – мамам. 

Вечером, когда родители забирают своего ребёнка, я обязательно рассказываю об успехах ребёнка. Родитель должен знать, что ребёнок всегда в поле зрения взрослого, он никогда не будет оставлен без внимания. А так же разговариваю с родителями о том, как лучше использовать выходные дни для общения с ребёнком, чему его поучить, какую деятельность организовать - опытно-экспериментальную, а может быть исследовательскую. Это должно быть повторением того, что делали в течение недели в детском саду.

Сотрудничество с родителями – это система, и, конечно, индивидуальный подход к каждой семье возможен только на основе хорошего знания взрослыми каждого ребёнка. Планируя работу с родителями, я отдаю предпочтение совместным мероприятиям: физкультурным досугам, развлечениям, мероприятиям по благоустройству групповых комнат, участков и другому, тем самым «разворачивая» семью в сторону счастливого и успешного ребенка.

Список литературы

  1. Иванова В.Т. О красоте профессии воспитателя, или Беседы обо всем на свете. – СПб.: Образовательные проекты, 2011. – 160 с.
  2. Крылова Н.М. Детский сад – дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольников как индивидуальности/ Перм.гос.пед.ун-т. - 2005, г. Пермь, 448 с.
  3. Крылова Н.М. «Лесенка успеха», или Три грани научно-методической системы детского сада. – 2-е изд. – СПб.: Образовательные проекты, Агентство образовательного сотрудничества, 2001. 240 с.