Проектная деятельность

Разделы: Руководство учебным проектом


Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными. Конфуций говорил: Скажи мне – я забуду, покажи мне – и, может быть, я запомню, вовлеки меня – и тогда я постигну. А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем метод проектно-исследовательской работы, помогающей участвовать в творческом процессе самому?

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Проект подразумевает знание конечного продукта, исследование - нет.
Проекты  моих  учеников  показались  мне интересными, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями.
Проекты существуют давно.  СЛАЙДЫ 2-6

Презентация.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. [1]

СЛАЙД 7-8 Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

СЛАЙД 9 Проект – это «пять П»:

  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация
  6. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

В методе проектов на первое место становится деятельность.

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

СЛАЙД 10 Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию;

- Формирование

  • навыков сбора и обработки информации, материалов;
  • умения анализировать;
  • умения составлять письменный отчет;
  • позитивного отношения к работе

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:

  • познавательные
  • практические
  • самоконтроля
  • организационные
  • оценочные

Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы (см. Приложение). Совместно с учителем ученики это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности.

На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы  учеников. Разумеется, я предлагаю им и свои варианты, объясняю (демонстрирую), какой интересной и увлекательной может быть работа.

СЛАЙД 11

Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке.  Например, у ребят возникают вопросы, связанные с происхождением слов (почему ставили в виде наказания непременно в угол?) или Почему девочки - направо, мальчики - налево? Или что продают в магазине «Терра нова?» Бранная лексика – наследие монголо-татар или ?...  Какого цвета звук? Что общего между презентом и презентацией?

Мы с ученицей Надеждой написали очень интересную работу на тему «Портрет слова кошка», которая одержала победу в региональном конкурсе «Глаголица».

СЛАЙД 12

В данном разделе мы тоже нашли полет мысли. Были написаны исследовательские работы «Интересная фразеология» и «Русская азбука - случайное скопление взятых наугад слов с нужным начальным звуком или послание святых Кирилла и Мефодия будущим поколениям?» (эта работа была опубликована на сайте Всероссийского фестиваля «Первое сентября. Портфолио ученика»).

СЛАЙД 13

Нами была написана реферативная работа «Говорящие» имена в русской литературе» и опубликована на сайте Всероссийского фестиваля «Первое сентября. Портфолио ученика». Остановлюсь подробней на ее содержании.

Имя Елисей в переводе с греческого – «желанный, чудесный, красивый», с древнееврейского – «бог помог». Мы видим, что оба перевода мелодичного имени отражены в тексте сказки. Первое этимологическое толкование характеризует внешний и внутренний облик героя, а второе помогает понять причину счастливого конца истории любви героев и зависти мачехи: Бог помог героям незлобливым, независтливым, красивым внешне и внутренне.

Дав служанке имя Чернава, великий поэт не только мастерски передал колорит далекой эпохи, но и одновременно дал портретную характеристику девушки: Чернава - смуглянка, брюнетка.

На противопоставление героев указывают нам и их имена. Елизавета в переводе с еврейского - «почитающая Бога», но нарушающая его главный завет «Не убий», а Эраст (подчеркнуто иностранное имя (греч. «прекрасный»)), указывает только на внешнюю красоту. Таким выбором имён автор подчёркивает, что Лиза и Эраст – абсолютно разные люди и счастливы вместе они быть не могут. Литературовед Э.Б.Магазаник в книге «Ономастика, или «Говорящие имена» в литературе» так объясняет выбор имени Лиза: «Зададимся теперь на минуту вопросом: а почему, собственно, карамзинскую героиню зовут Лизой? Имя как имя, вот и все, что об этом толковать. На деле это не так. Можно себе представить, чтобы героиню Карамзина звали Феклой, Матреной или Авдотьей? Конечно, нет! Причина проста: не вязалось бы мужицки грубое «Авдотья» с рафинированным образом крестьянки-барышни, кроме того, «Авдотья», «Фекла» и прочие подобные имена, точно как и нарицательные типа «лапоть», «квас» или «щи», и сами по себе невозможны для Карамзина, они оскорбляют утонченный слух сентименталиста. Карамзин выбрал имя, которое можно без натяжки дать крестьянке, но которое могла бы носить и дворянская барышня. «Ненастоящая» «крестьянка носит не специфически крестьянское имя».Литературовед Магазаник Э.Б. пишет, что сентиментализм закрыл доступ в литературу «грубым», «плебейским» именам. Допускались только «поэтические» и «сладкозвучные» имена. Имя Лиза (в повести Карамзина) – только, вероятно, по созвучию с именем Элоиза, вошедшим в название знаменитого романа Руссо».

О грустной истории жизни дворника Герасима поведал нам И.С.Тургенев в рассказе «Муму». Имя героя, на наш взгляд, выбрано не случайно. Герасим в переводе с греческого языка - почтенный, внушающий почтение, заслуживающий его. Действительно, именно таким предстает перед нами герой, напоминающий героев русских былин. Литературоведы в имени главного героя видят перекличку с именем Геракла, подчеркивая тем самым физическую и нравственную силу обоих. Помимо этого, можно вспомнить житие преподобного Герасима Вологодского, в память о котором крестьяне давали имя своим детям (ведь «по имени и житие»!). За землю под монастырское строение он имел спор с ее владельцем.

Таким образом, мы видим, что имя главного героя является мотивированным.

Хочется написать еще об одном очень добром крестьянине, герое рассказа И.Бунина «Лапти». Рассказ небольшой, не имеющий композиционной развязки, но вмещающий в образе главного героя Нефеда идеи добра и самопожертвования во имя других людей.
Простой немногословный крестьянин, рискуя жизнью, отправляется в ночь, в пургу, за красными лаптями, которые в бреду просит больной ребенок. Нефед замерзает по дороге домой, но даже его мертвое тело помогает заблудившимся и отчаявшимся мужикам понять, что жилье близко. Мы, читатели, верим, что ребенок поправился. Иначе и быть не может.

Что же обозначает имя главного героя? В словаре имен Петровского Н.А. указано, что имя Нефед - народная форма имени Мефодий (греч. ­«прослеживать, разыскивать»). В других словарях имя трактуется как «в порядке идущий, иносказательно - целенаправленный, методичный». Значения имени героя полностью соответствуют его желанию разыскать вопреки всему спасение жизни ребенку. Таким образом, вновь становится очевидной неслучайность выбора имени героя.

СЛАЙДЫ 14-15

Отличной  получилась работа «Имена учащихся нашего класса». В работе, например, было написано о том, что  у имени Мария 168 производных (Манятка, Муня).

«Портрет слова «деньги» (работа победила в региональном конкурсе «Глаголица»), «Шершавым языком плата» (она опубликована на сайте Всероссийского фестиваля «Первое сентября. Портфолио ученика»)., «От собственных имен к нарицательным, или Не занимайтесь «псакингом» (тоже опубликована на сайте  Всероссийского фестиваля «Первое сентября. Портфолио ученика»), «Газетный заголовок» (сравнение названий статей в общероссийской газете «Аргументы и Факты» и тверской «Тверская жизнь»), «Названия магазиной Твери: вчера, сегодня, завтра», «Буденовка, Сталинка, Хрущевка, Брежневка, Путинка… Что дальше? (Переход имен собственных  в нарицательные в русском языке в ХХ – ХХI веках)»

СЛАЙДЫ 16-19

С учеником Артемом была написана проектная работа «Тверь в ошибках» (в этом учебном году победила в региональном конкурсе «Глаголица», на городском конкурсе исследовательских работ «Шаг в будущее заняла второе место)

СЛАЙД 20

Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета».  Хорош и прием  «Шесть «думательных» шляп». Загляни в шляпу и ответь на её вопросы.

  • Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
  • Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что  я чувствую по поводу данной проблемы?
  • Чёрная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
  • Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
  • Зелёная шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
  • Синяя шляпа – размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.

Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, разгадать тайну слова, Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло.

СЛАЙД 21

Составление плана. Отбор материала (библиотека), интернет-ресурсы… Я помогаю в поиске информации.

СЛАЙД 22

«Не возложи ношу верблюда на осла». Я всегда предлагаю посильные темы.

С ученицей Леной были написаны такие проектно-исследовательские работы:

  • 5 кл. «Секреты омонимов»
  • 6 кл. «Интересная фразеология»
  • 8 кл. «Смотри в иноязычный корень»
  • 9 кл. «Газетный заголовок» - 1 место на «Менделеевских чтениях»

С ученицей Аленой:

  1. 6 кл. «Берегите знаки препинания»
  2. 7 кл. «Употребление латинских символов в русской графике»
  3. 8 кл. «История бородинского хлеба» - 2 место на городском конкурсе рефератов, в этом году 3 место в городской олимпиаде школьников по русскому языку.

СЛАЙД  23

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!!!

СЛАЙД 24

Где разместить проектные работы? На Всероссийском сайте «Первое сентября».

СЛАЙД 25

Заключение.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам повысилась мотивация. Я  смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.