Технология графических методов на уроках словесности

Разделы: Русский язык, Литература


 «Лишь слову жизнь дана...», - утверждал  И.А. Бунин. Научить детей  умело обращаться со словом, гордиться красотой и величием русского языка - важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником. Опираясь на существующие психолого-педагогические положения совместной деятельности учителя и учащихся, определим одно из наиболее актуальных направлений в нашей работе - обучение детей свободной письменной речи. Известно, что овладение письменной речью - мощный рефлексивный инструмент, который дает возможность ребенку заглянуть в собственный мир.

Традиционно содержание уроков развития речи носит теоретический и прикладной характер: выполнение упражнений по определению темы, основной мысли, стиля, типа текста и т.д. При этом выразить свое Я, проявить индивидуальный подход к решению задания не всегда представляются возможными.

Данная статья посвящена проблеме формирования письменной речи школьников как сферы свободного авторского самовыражения. Для разработки специальной методики, ориентированной на развитие письменной речи, весьма важным является утверждение Н.И. Жинкина о том, что «формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого сообщения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода».

Таким образом, первоначально содержание связного речевого сообщения предстает во внутренней речи в виде системы чувственных образов, которые в дальнейшем оформляются языковыми знаками.

Помимо этого, принципиально важным является положение о том, что систему предметно-смысловых отношений можно представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения целого рассказа, а сам процесс выстраивания графического плана можно рассматривать как модель превращения определенного замысла в линейную последовательность предложений. Графический план в этом случае будет являться аналогом внутренней смысловой программы связного сообщения. Для того чтобы рассказ получился, необходимо, чтобы внутренний план обладал смысловой цельностью. Цельность, в свою очередь, вытекает из замысла.

В структуре  технологии «Использование графических методов на уроках русского языка и литературы для развития связной письменной речи школьников» письменный текст  возникает, зарождается в представлении у ребенка как некий образ, картинка. Далее происходит превращение личностного смысла в общепонятное значение. В этой технологии графическая деятельность учащихся  сама по себе является мощной мотивацией, так как каждому ученику дается возможность самому проецировать внутренний мир, реальность и по-своему  интерпретировать ее.

Актуальность выбранной  педагогической проблемы заключается в следующем: за сравнительно недолгую историю графических методов разработано много приемов, вошедших в число классических, но при всем разнообразии методов, в целом получивших название графических, на наш взгляд, недостаточно раскрыты их возможности, их влияние на письменную деятельность учащихся.
Научными исследованиями установлено, что письмо задействует оба полушария мозга. Использование графических заданий активизирует работу правополушарных каналов, влияющих на развитие ассоциативного мышления, воображения, дает возможность обучающимся овладеть пространством листа и текста, оперировать готовыми предложениями, целостными текстами.
Технология использования графических методов включает в себя несколько  стадий.

Первая стадия - «кляксография», «хаотичное рисование», «рисунок-орнамент», «комбинированное рисование», «каллиграмма». Графические методы оказываются средством, побуждающим школьника овладеть письменной речью как таковой.

«Клякса» - средство визуального воздействия на ученика. Клякса-иллюстрация является ведущим фактором в формировании образа или целой сюжетной цепи собственного высказывания. Ученику предлагается поставить акварельную кляксу в любой части листа, потом необходимо свернуть лист по центру и через несколько секунд развернуть. На листе «что-то» выходит, объективируется, созидается.

«Хаотичное рисование» - спонтанное рисование (метод М.Гиппиус), которое представляет графическое выражение чувств. Учащимся предлагается рисование с закрытыми глазами в течение 1-3 минут. Когда ребята открывают глаза, часто полученный рисунок вызывает удивление. Благодаря этому возникает внутренний диалог: сознание ищет название тому, что получилось.

Рис. 1 Кляксография

Рис. 2  Хаотичное рисование

«Рисунок-орнамент» - в течение 15-20 минут школьники создают свободный рисунок из вырезанных ими из цветной бумаги геометрических фигур. Выбор фигур определяется содержанием внутреннего мира ребенка. Сочетание фигур предусматривает развитие логического мышления, а сам акт формирования собственной мысли и удержания некоторых образов в процессе орнаментного рисования требует от учащихся высокой  организации и концентрации всей совокупности психических функций.

«Комбинированное рисование» - цепь событий, рассказ, развернутый в ряде фигур

(клякс, штрихов, линий, орнамента). Это более сложный этап, так как учащиеся пытаются открыть законы перспективы или овладеть пространством листа и текста (заданной темы) практически без консультации учителя.

Рис. 3 Рисунок-орнамент

Рис. 4 Комбинированное рисование

«Каллиграмма» - самый сложный из представленных графических методов, определяется как  жанр в литературе и изобразительном искусстве, когда буквы или слова изображают то, что они значат. Этот вид искусства представляет собой некую смесь литературы, изобразительного искусства и логической игры-головоломки. Сложность создания каллиграмм  состоит в том, что довольно трудно найти и графически выразить связь между зрительным образом надписи и ее содержанием, соблюсти соответствие стиля и смысла. По сути каллиграмма - графическая загадка, которая стимулирует образное мышление учащихся, развивает наблюдательность и умение сосредоточиться, что способствует внимательному и вдумчивому прочтению текста. Не стоит рассматривать каллиграмму лишь с литературной точки зрения, так как ее значение намного шире и принадлежит не истории литературы, а скорее - истории человеческой мысли, поскольку она является неким связующим звеном между двумя видами письменности - восточной (иероглифической) и западной (буквенной). Создание  каллиграмм акцентирует внимание учеников на целостном облике слова. Эта творческая работа направлена  на  развитие различных видов речевой деятельности,  формирование лингвистической и культурологической компетенций учащихся. Работа с каллиграммами на уроках словесности связана с развитием разных сторон личности. В этой связи немаловажную роль играют следующие  факторы:

  • фактор моторики (аккуратное выведение слов в каллиграмме требует определенного спокойствия и сосредоточенности);
  • фактор экспрессии (визуально проявляются  психические переживания пишущего);
  • факторэстетики (эстетические переживания );
  • фактор творчества (креативный характер каллиграфической деятельности);
  • фактор самореализации  (выражение себя в творческой деятельности, осознание себя творцом создаваемого эстетического объекта, в котором виден  неповторимый взгляд автора, безусловно, помогает человеку реализовать свой уникальный экзистенциальный потенциал).

Представленный прием работы с текстом  позволяет решать следующие учебные цели и задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;  
  • обогащать словарный запас; 
  • продуктивно усваивать учебный материал; прививать эстетический вкус;
  • формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

Рис. 5 Каллиграмма
«Мой А.П. Чехов» Трофимова Т.

Рис. 6 Каллиграмма
«Марине Цветаевой» Иванникова М.

Представленные графические методы применяются на уроках словесности в зависимости от ступени обучения (с начальной школы до 11-го класса), уровня подготовленности обучающихся, изучаемой темы.

Вторая стадия - «образно-ассоциативное рисование». Согласно Ж.Пиаже, в процессе развития рисования у ребенка вместо смутно похожего символа возникает адекватный предмету образ, который представляет собой частный случай этого символа. На второй стадии графической деятельности случайный символ-знак «привязывает» ребенка к чему-то очень похожему на определенный образ  (эту работу рекомендуется проводить в 5-6 классах после прочтения коротких лирических стихотворений). Эта стадия относится не к области изображения, а, скорее, к области представления.

Третья стадия - «рисование слова». В любой графической деятельности  наступает этап, когда «означающее» становится для ребенка «означаемым». Появляется возможность удержать некоторые мысли и образы через языковую фиксацию, через фиксацию важных для ученика слов. Школьник делает для себя открытие: рисовать можно не только образы-символы, но и слова. Идея «рисования слова»  определяется как первая ступень формирования свободной естественной речи ребенка. На третьей стадии учащиеся на рисунках пытаются записать слова-ассоциации, словосочетания, которые в дальнейшем станут строительным материалом для создания мини-текста. В процессе тренировки объем опорных слов-ассоциаций постоянно увеличивается. Эта стадия имеет большое значение в формировании письменной речи, так как ребенок на этом этапе создает некую формальную словесную последовательность будущей записи.

Четвертая стадия - «зарождение текста» - свободное письмо. Текст на заданную тему возникает естественно,  при этом обучающиеся не пытаются использовать какие-либо учебные пособия или другие источники, что является частым явлением при написании сочинений. Тексты, созданные при использовании графических методов, отличаются яркостью, эмоциональностью, они основаны на фантазии, на осознании каких-либо явлений.

Авторское чувство текста становится мотивационной пружиной пятой стадии - редактирования письменной речи (традиционное обучение). Ученики стремятся улучшить написанное, редактируют свои творческие работы, используя словари, пособия, литературные источники. Со временем ребята начинают видеть грамматические, стилистические, логические закономерности структуры текста. Оформление текста проходит по отработанной схеме, которая принята в современной методике преподавания русского языка.

В данной технологии  письменный текст (конечный результат деятельности ученика) сначала возникает, зарождается в представлении ребенка (в виде образов, символов, ассоциаций, отдельных слов, словосочетаний, представленных графически), а потом фиксируется, оформляется, совершенствуется и редактируется.

Технологию использования графических методов развития письменной речи можно представить так:

В результате использования данной технологии  отмечается позитивная динамика, которая заключается в  

  • повышении уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся;
  • повышении интереса к урокам  русского языка и литературы;
  • развитии умения анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
  • активизации творческой деятельности школьников - желание участвовать в различных творческих конкурсах;
  • повышении мотивации к написанию сочинений;
  • повышении качества  созданных учащимися работ (увеличивается объем написанного, сочинения отличает образность, эмоциональность, экспрессивность, глубокое понимание проблем, затронутых авторами художественных произведений, оригинальность восприятия, понимания, интерпретации художественного текста).

Таким образом, мы приходим к выводу, что использование графических методов на уроках словесности  дает возможность формировать как предметные, метапредметные так и общепредметные компетенции, включать в работу каждого ученика, организовывать индивидуальную, групповую, коллективную деятельность по отбору учебного материала, формулированию проблемы, подбору аргументов, корректировке выступлений,  дает возможность расширить  представление о художественном произведении,  формировать читательский интерес к классическим произведениям, развивать  аналитические и творческие  способности.

Библиографический список.

  1. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
  2. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
  3. Осипенкова С.А. Технология использования графических методов для развития письменной речи // Актуальные проблемы обучения. Новосибирск, 2003.