Сексуальные эксперименты и исследования в дошкольном возрасте. Семинар-практикум для педагогов-психологов

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


«Если дети удовлетворят этот интерес вовремя,
то у большинства из них к концу дошкольного возраста он утихает.
Здесь многое зависит от того, как реагируют на это взрослые»

З.Г. Кисарчук

1. Теоретический аспект

Детский возраст, когда ребенок проходит пять стадий психосексуального развития, и предопределяет будущее поведение взрослого.

1 стадия – от рождения до года

Особенности

Сосание и жевание – главные удовольствия малыша от рождения до первого года жизни. Активные действия младенца, когда он добивается сосания, кусает грудь, динамично сосет, обнимая ее руками, объясняются не одной лишь потребностью в еде. Если эта активность не будет встречать сопротивления со стороны мамы, у малютки будет развиваться чувство безопасности и благополучия.

Надо знать

Именно на этой стадии формируется установка «меня любят». Не случайно в современных исследованиях подчеркивается, что будущая чувственность тела, ощущение доверия к другому человеку зависят от ласкового пеленания, поглаживаний, купания. Они позволяют ребенку почувствовать ценность собственного телесного «Я», которая сохраняется в течение всей жизни.

Ошибки

Недостаток удовольствия от сосания порождает стремление постоянной поддержки удовольствий, связанных с областью рта. Это проявляется в склонности к алкоголю и курению, булимии (обжорству) или анорексии (отказу от еды), привычке грызть ногти, словесной агрессии и спазмах в горле.

2 стадия – от года до двух

Особенности

Ребенок учится пользоваться горшком, ему это интересно, он получает от этого удовольствие. Он не чувствует отвращения к своим экскрементам, принимает их, как часть своего тела. И даже приносит горшок похвастаться – так своеобразно он выделяет значимых для него людей.

Надо знать

Если родители подчеркивают неудачные шаги ребенка на пути к самостоятельности, часто проявляют недовольство его поведением, то «Я» малыша останется слабым и неуверенным.
А еще именно сейчас у ребенка появляется способность дарить свою любовь другим.

Ошибки

Наказание малыша за потерю контроля над испражнением или за излишнюю демонстративность может впоследствии дать толчок развитию в нем таких качеств, как педантичность, скупость, чрезмерная аккуратность, а также послужить причиной психических расстройств: энуреза (недержания мочи), энкопреза (произвольного или непроизвольного выделения кала).

3 стадия – от двух до пяти лет

Особенности

Ребенок начинает интересоваться строением половых органов (и своих, и других людей), иногда приобретает первый опыт мастурбации. Третью стадию называют генитальной, однако это совсем не значит, что генитальная активность главный ее признак. На каждой из предыдущих стадий ребенок своим поведением старался привлечь внимание мамы, которая для младенца является главным источником удовольствия. А на этой стадии мама уже не играет такой роли.

Поскольку именно этот период вызывает у родителей больше всего вопросов, остановимся на нем подробнее. Все дети дошкольного возраста проявляют сексуальный интерес. Начинается она с «трудных» вопросов («Тети рожают девочек, а дяди – мальчиков?», «А зачем нужны папы, если всех детей рожают мамы?», «Мамы что, сначала съедают ребеночка, а потом рожают?»). Затем сексуальная активность может проявиться в подглядывании за обнаженными взрослыми, играх в «доктора» с раздеванием, умышленном употреблении грубых слов, принесенных с улицы.

Надо знать

Мотивами такого поведения выступают не эротические, а познавательные интересы. И утолив любопытство, дети обычно легко переключаются на что-то другое. Баланс интереса к сексуальной сфере с проявлениями любознательности в других направлениях означает, что у ребенка все нормально!

Ошибки

1. Родителям надо стараться называть половые органы правильно, нормативными названиями. Словечки типа «пипа», «звоночек», «пусик» и т.п. не подходят. Их употребление зачастую приводит к тому, что ребенок, становясь старше, все больше стесняется таких «домашних» названий и в результате расширяет свой словарик позаимствованными вульгарными грубыми уличными определениями. То, как родители называют половые органы, формирует у ребенка определенное отношение к своему телу.

2. Отношение родителей к половым органам дети воспринимают через их интонацию, выражение лица, замечания и комментарии. Если ребенок стесняется того, что «ниже пояса», настаивает, чтобы никто не смотрел, когда он переодевается (некоторые даже настаивают на том, чтобы их купали в трусиках), это свидетельствует о пренебрежительном отношении родителей к интимным местам. Как подчеркивает немецкий сексолог Р. Нойберт, возможность в раннем детстве наблюдать обнаженность родителей или других детей очень полезна. Она отсрочит слишком ранние половые влечения, частая причина которых в интересе к тому, что утаивается.

3. В сексуальных играх дошкольников, сопровождающихся взаимоисследованием интимных мест, даже очень откровенным, на самом деле почти нет ничего сексуального: они являются методом удовлетворения познавательных интересов. Потому если родители застают своих чад «на горячем», не надо показывать свое неудовольствие, гнев, возмущение. Такие эмоции только дадут детям понять, что любая телесная чувственность греховна.

Трудный вопрос

Особенно волнует родителей детская мастурбация. Мастурбация сама по себе нисколько не вредна, однако если она приобретает навязчивый характер, то действует как стресс, истощая ребенка психически и физически. Но детей раннего возраста легко отвлечь от самостимуляции игрой или другим занятием.

Есть три основные причины возникновения мастурбации:

  • Тревожность, вызванная дефицитом родительского тепла, обидами, пренебрежением интересами ребенка;
  • Стресс, одиночество (особенно часто встречается у «неблагополучных» детей).
  • Изучение ребенком собственного тела.
  • Несоблюдение норм гигиены тела (зуд при опрелостях и дерматите, глисты, тесная одежда).

Если раньше о мастурбации говорилось только в отрицательном аспекте, то теперь она рассматривается чаще как позитив, чем негатив. Сегодня она считается нормой в сексуальном поведении ребенка, конечно, за исключением той, которая сопровождает психические расстройства и проявляется в демонстративной, грубой или навязчивой форме. Естественно, родителям, которые столкнулись с детской мастурбацией, важно разобраться в ее причинах и особенностях: эпизодична она или регулярна, навязчива или произвольна. Это нужно не для того, чтобы искоренить «дурную» привычку, а чтобы избежать возможных осложнений.

4 стадия – от 6-7 до 11-12 лет

Особенности

Поскольку в этом возрасте ребенок начинает познавать социальные роли, межличностные отношения, нравственные основы поведения, сексуальные импульсы ребенка оказываются подавленными или находятся в заторможенном состоянии. Сейчас идеальный период для учебы. Хотя надо отметить, что мастурбация и сексуальные игры имеют место и на этой стадии, но часто прекращаются, преобразовываясь в процесс обучения и познания окружающего мира.

Интерес к миру интимных отношений становится более глубоким: «Что такое презерватив и зачем он нужен?», «Почему прокладки предлагают только женщинам? Мужчины ими не пользуются?», «Почему взрослые не разрешают смотреть детям фильмы про секс?», «Почему у крутых ребят много девушек?», «Кто такие проститутки? Ими могут быть старые женщины?»… У них возникает интерес к развитию собственного тела, они начинаются беспокоиться, насколько их внешность соответствует эталону. И это совершенно нормально.

Надо знать

Дружба и приятельство в этом возрасте больше сконцентрированы на групповой активности, чем на индивидуальной. У младших школьников симпатия и дружба возникают на основе общих занятий и игр. Взаимоотношения младших школьников разного пола уже совсем не те, что в дошкольном возрасте: они становятся гораздо более эмоциональными. Если дошкольник легко может «раздружиться» с Олей и сразу «подружиться» с Катей, то второклассник будет долго переживать конфликт, возникший с другом.
Согласно исследованиям, неуверенность в общении с противоположным полом взрослого человека предопределяется именно в это время. Этот возраст – время подражания взрослому поведению, время формирования стиля общения с противоположным полом.

Ошибки

1. Родители должны быть со своими детьми объективными и правдивыми. И с семилетним и с пятнадцатилетним ребенком разговор нужно вести так, чтобы его смысл отвечал действительности, вытекал из законов природы. Сказки об аистах и капусте вредны для развития сознания ребенка. Рано или поздно он все равно узнает, как все происходит на самом деле и дополнит знания уличным образованием. В результате ребенок перестанет доверять старшим, будет относиться к ним с подозрением, как к обманщикам.

2. Развращает ребенка не научный факт, а незнание! Психологи предостерегают, что избегание родителями «трудных» детских вопросов придает этим вопросам еще большую привлекательность. А чтобы информация о сексуальности не обрастала «уличными знаниями», важно всегда быть готовым ответить на любой вопрос ребенка, чтобы чадо на ваш примитивный ответ однажды не заявило: «Что-то я не видела, чтобы дети под кустами валялись».

Практический  аспект

Показ видео ролика «Полоролевое воспитание» Школа  доктора Комаровского. Дети рассказывали о том, что такое половое воспитание.

Игра «Мальчики и девочки».

Распределение участников метод объединения по двум подгруппам  - одна погруппа  выбрала изображение «девочек» ,а вторая подгруппа – «мальчики».

Работа  в подгруппах «Психологический портрет мальчиков и девочек в дошкольном возрасте у  которых проявляются сексуальные проблемы». Одна подгруппа описывает сексуальные особенности мальчиков и девочек. Обсуждение.

Просмотр видео ролика «Влияние мультфильма Винкс на полоролевое воспитание детей»

Обсуждение увиденного.

Игра «Фруктовый салат».

Разминка. Разделение на 3 под группы.

Разбор случаев из практики.

3-м подгруппам дается 3 ситуации, специалисты обсуждают, что делать в таких ситуациях.

Затем специалисты дают рекомендации и составляют мероприятия по работе с родителями.

Ситуация из практики № 1

Мама трехлетнего сына обратилась с вопросом: как ей реагировать на то, что ребенок постоянно сжимает свой пенис через одежду или под одеждой? Он делает это в транспорте, в детском саду, в гостях … Как быть?

1. Что делать маме?

2. Составьте рекомендации.

Ситуация из практики №2

Девочка (5лет) пришла к маме с вопросом – «Красивая ли у нее пися?». Она пыталась разглядывать свое тело, расставив ноги и наклонив голову вперед.

1. Что делать маме?

2. Составьте рекомендации.

Мозговой штурм «Где в большей степени проявляется формирование интереса к своему телу и противоположному полу - семья или ДС ?» . Специалисты работают в двух подгруппах обсуждая полученную тему. Затем проводиться совметсное коллективное обсуждение данной темы.

Раздача памяток участникам. Каждому специалисту раздается памятки ,в которых указаны особенности сексуального поведения в определённом возрасте ,диагностический материал ,который можно использовать.

Подведение итогов работы

Литература

1. О.Л.Зверева, А.Н.Ганичева. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М: «Академия», 1999.

2. В.В.Зеньковский. Психология детства. – М: «Академия», 1996.

3. История педагогики в России / сост.С.Ф.Егоров. - М: «Академия», 1999.

4. Л.В.Ковинько. Растим здоровых, умных и добрых. - М: «Академия», 1996.

5. С.А.Козлова. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М: «Академия», 1998.

6. Т.А.Куликова. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М: «Академия», 1999.

7. С.Макаренко. // Воспитание школьников – 2001.- №9.

8. В.Марков. Здоровый образ жизни. - М: «Академия», 2001.

9. Н.Ю.Масоликова. // Психологическая наука и образование – 2000.- №4.

10. А.Молль. Половая жизнь ребенка: пер. с нем./ под ред. Б.И.Бентовина. - М: «Образование», 1994.

11. Половое воспитание: пособие для студентов педагогических вузов небиолог. фак./ Д.Б.Колесов. - М: 1998.

12. Популярная психология для родителей / под.ред. А.А.Бодалева. - М: «Педагогика», 1998.

13. А.Санников. Вопросы полового просвящения в деятельности соц.работника и психолога // Вестник психосоциальной работы - 1999. - №4.

14. Сексуальное развитие и половое воспитание детей. Спецкурс / сост.Э.К.Суслова. – М: АПО, 1994.

15. В.Собкин // ОБЖ. – 1999. №8.

16. И.Соковня // ОБЖ. – 1999. №8.

17. Э.Я.Степаненкова. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М: «Академия», 2001.

18. Б.В.Чумаков. Валеология: Учебное пособие для преподавателей и студентов сред.- спец. и высш. учеб. заведений. - М: Педагогическое общество России, 1999.

19. Краткий словарь семейного воспитания.

20. Психологический словарь.

21. Энциклопедия сексуальной жизни. – М.- Волгоград: Дом; Струг, 1992.