Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Аннотация. В статье дается характеристика понятия «метеостанция», описывается методика  экологического воспитания  старших дошкольников в процессе работы на метеостанции.

Список ключевых слов: дошкольник, метеостанция, экологическое воспитание.

Актуальность поднимаемой нами проблемы состоит в том, что экологическое  образование и воспитание детей – это очень важный вопрос в настоящее время: только экологическая культура, экологическое мировоззрение  ныне живущих индивидов  могут вывести  человечество и планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают в настоящее время.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития детей – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые обладают экологической культурой, оно оказывает сильное влияние на их  чувства, ум, волю.

Экологическое воспитание – это  одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Работая с детьми дошкольного возраста,  педагоги, замечают и видят, что дети испытывают потребность в общении с природой. Во время пребывания детей в детском саду, им предоставляется достаточно много информации о природе родного края, дети учатся наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они украшают нашу планету, помогают нам дышать, являются лекарством от многих болезней. В связи с этим, педагоги совместно с детьми, проводят работу по расширению перспектив поисково-познавательной деятельности в природе: уметь правильно вести себя в окружающей нас среде, стремиться к новым познаниям и открытиям в ходе общения с природой.

Основу содержания деятельности воспитанников детского сада составляют те  умения и знания, которые формируются у  детей в ходе знакомства с окружающим миром, в частности с природой. Ознакомление с природой – это одно из важных средств  всестороннего развития детей дошкольного возраста. Оно происходит в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы.

У природы нет плохой погоды. Синоптики всего мира следят за ее изменениями пытаясь предугадать ее изменения, и все же ошибаются. Мы с ребятами решили попробовать себя в их роли и отследить изменения погоды в нашем районе.

Для этой цели в этом году на территории МБДОУ детского сада № 21 «Теремок» г. Павлово была создана  метеостанция.

«Метеостанция» – это площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (направление ветра, осадки). Здесь дети наблюдают за природными явлениями (например, состоянием растений,движением облаков). При этом используются простые приборы, которые помогают  определять погоду. У воспитанников детского сада развиваются умения делать выводы, обобщать, наблюдать– все это необходимо для общего развития детей.

С её появлением появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить дошкольников в мир  новых открытий и исследований.

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения  воспитанников детского сада элементарному прогнозированию состояния погоды [9].

Цель: учить дошкольников наблюдать за изменениями погоды, делать выводы, анализировать.

На ней используется оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, которые изготовлены из подручного материала совместно с дошкольниками. Детская метеостанция выполнена компактно, что позволяет детишкам в доступной форме, самостоятельно или при помощи  педагога вести наблюдение за изменением параметров погоды.

Одним из приборов нашей метеостанции является флюгер, выполненный в форме вращающегося на опорной оси «петушка», который наглядно показывает  направление ветра по размещенному у его основания указателю сторон света. Рядом с ним находится ветряной рукав - прибор для определения силы ветра.

Такой прибор обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун. Также на нашей станции есть такой интересный прибор как гигрометр, он выполнен из сосновых шишек. При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды.

Когда шишка раскрыта то на улице сухой воздух, соответственно, когда она закрыта - влажный.

Термометр позволяет воспитанникам детского сада при помощи педагога определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «тепло», «жарко», «холодно»  и т.д.

Дождемер - выполнен из прозрачной пластиковой мерной кружки, которая имеет  плоское дно и шкалу с делениями. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз детей. Дождемер - служит для измерения количества, а иногда и качества осадков.

Мы с ребятами  заметили, что не всегда осадки бывают чистыми. Тогда мы пытаемся ответить на вопросы, почему снег или дождь бывает грязный. Наблюдая за ветряным рукавом находим ответ на вопрос: сильный ветер может навредить природе?, при помощи градусника выясняем как мороз или солнце влияет на растения и животных и т.д.

Также на нашей метеостанции установлены солнечные часы. Они представляют собой плоскость, на которой изображены цифры, только вместо стрелок, расположенная на 90 градусов палка. Мы с ребятами наблюдаем в солнечную погоду за временем на наших часах. Проверяем, правильно ли отбрасывает тень наша стрелка.

Все показания приборов мы  фиксируем на специальном стенде, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Родителям наша метеостанция тоже пришлась по душе. Вечером вместе со своими детишками, когда уходят домой, они с удовольствием идут понаблюдать за температурой, влажностью воздуха и т.д.  Ребята с интересом рассказывают и показывают, как пользоваться тем или иным прибором.

Мы очень рады что наша работа оказалась не напрасной, дошколята каждый день с удовольствием и интересом идут на метеоплощадку, чтобы снова с снова наблюдать за сезонными изменениями и явлениями в природе. Ведь быть настоящим, правда юным, синоптиком это так здорово!

Перспективный план работы на метеоплощадке с детьми старшего дошкольного возраста

Месяцы

Название мероприятия

Цель
мероприятия

Форма
проведения

Сентябрь

Экскурсия на
метеоплощадку

Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений

Экскурсия на метеоплощадку
Беседа с детьми, загадки, дидактическая игра «Назовите погодное явление»

Октябрь

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить детей с анемометром, с определением скорости ветра.

Занятие на метеоплощадке
Дидактическая игра «Как появляется ветер»?

Ноябрь

Что такое дождеметр?

Познакомить детей с дождеметром, научить работать с дождеметром

Занятие с детьми на метеоплощадке.
Дидактическая игра «Что такое погода»

Декабрь

Изготовление анемометра

Учить детей изготавливать анемометр

Ручной труд.
Дидактическая игра «Самый длинный день зимы?»

Январь

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре (водный, почвенный термометр)

Экологическая лаборатория
Дидактическая игра «Термометр – умный прибор»

Февраль

Для чего нужен барометр?

Познакомить детей с барометром, учить работать с ним

Занятие с детьми на метеоплощадке
Поговорки и пословицы о погоде.

Март

Организация систематического наблюдения на метеоплощадке

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование  наблюдений и результатов

Наблюдение «Взаимосвязь  таяния снега и солнечной погоды»

Апрель

Изготовление флюгера

Учить изготавливать флюгер

Ручной труд.
Упражнение «Определите тип погоды»
Дидактическая игра «Солнышко сияет ярко»

Май

Что такое компас

Формировать у детей представление о частях света, познакомить воспитанников с компасом

Экскурсия с детьми в лес.
Дидактическая игра «Что такое компас?»

Июнь
Июль
Август

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать знания их использования

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке,
фиксация результатов наблюдений. Подведение итога работы за год

Дошкольники с большой  увлечённостью выполняли задания  воспитателя по экологическому воспитанию, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами,играли,  отгадывали загадки. У воспитанников детского сада  повысились навыки работы с календарями  наблюдений. Дети стали заносить результаты  в  календарь и журнал с большой  заинтересованностью, чем раньше.

Также, у некоторых  воспитанников детского сада во время  занятий на метеостанции повысился уровень познавательных способностей, самооценка, они стали более уверены в своих действиях. В процессе наблюдений, экспериментов, экскурсий,  даже замкнутые детишки  проявляли большую активностьи любознательность, старались работать вместе с группой детей.

К работе на метеоплощадки проявили интерес не только  воспитанники дошкольного возраста, но и  родители, они были довольны, тем, что их дети занимаются важным и интересным делом.

Практика работы с детьми  на метеостанции показывает, что  ребятишки получают разносторонние сведения о  погодных условиях природы и получают необходимую стимуляцию для формирования экологического сознания.

Проведенная экспериментальная работа позволила нам сделать вывод, что эффективность экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в условиях метеостанции обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: обогащение экологических знаний дошкольников в условиях метеостанции; вовлечение детей в экологическую деятельность на метеостанции; использование различных форм и методов работы со старшими дошкольниками в условиях метеостанции.

Список литературы

  1. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир //Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Зюзгина Л.А. Приобщаем ребенка к природе // Управление ДОУ. 2010.
  3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие DOCX. М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.
  4. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Марудова. Е.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: Детство-пресс, 2010.
  6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников.
  7. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  8. Николаева С.Н. Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей и взрослых // Дошкольное воспитание. 2000.
  9. Николаева С.Н. Юный эколог. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  10. Роговая Е.П., Хорхордина Т.В.  Метеоплощадка в детском саду. //Режим доступа //http://davaiknam.ru/text/meteoploshadka-v-detskom-sadu.