Физкультурный досуг «Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила»

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

Задачи:

  1. Развивать интерес к физкультуре и ЗОЖ.
  2. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
  3. Воспитывать  основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

Дети входят под музыку в зал и садятся на стульчики.

Инструктор по ф/к.

Ребята, отгадайте загадку.

Город этот не простой, он дремучий и густой.
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникою.
Машеньку – орешками,
а Петю – сыроежками.

Дети. Это - лес!

Инструктор.

Здравствуй, лес.
Прекрасный лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

 Появляется Лесовик (воспитатель)

Лесовичок.  Я, не зверь и не птица. Я  хозяин леса. А вы знаете правила поведения в лесу?

Дети и инструктор. Да!

Инструктор.  Лесовик посмотри, какие дети молодцы!

Игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо – то все вместе: «Нет!».

Слушайте внимательно:

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу
Я ей помогаю! (Да).

Лесовичок. Молодцы, ребята!  Нужно знать «Лесные правила».

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Инструктор.

Мы все поняли.
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Манит своей листвой.

Дети встают врассыпную.

Дети по лесу гуляли (ходьба на месте)
За природой наблюдали (повороты головой влево-вправо)_
Вверх на солнце посмотрели - (встать на носки , руки вверх)
И их лучики согрели! (посмотреть вверх)
Чудеса у нас на свете: 
Стали карликами дети (присесть, руки на поясе)
А потом все дружно встали, (встать, руки на поясе)
Великанами мы стали! (встать на носочки)
Бабочки летали, крыльями махали, (бег на месте, махая руками)
Дружно хлопаем, (хлопки в ладоши)
Ногами топаем  (притопы на месте)
Хорошо мы погуляли,
Но немножечко устали  (присаживаются на места).

 Ребенок подготовительной группы читает стих «Помни».

Лес не только для нашей забавы!
Он богатство нашей страны!
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк или ельник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растешь

Инструктор.

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!

Лесовик, мы предлагаем  тебе  поиграть вместе с ребятами в игру, которая называется «Земля, вода, ветер».

Подвижная игра «Земля, вода, ветер».

По команде «земля» - дети встают в круг.

По команде «ветер» - бег врассыпную, поднять руки вверх.

По команде «вода» - встать друг за другом (найти, свое место в строю),  и пройти  «змейкой» (как ручеек).

Лесовик.

Загадка.

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)

Видеофильм. Какие деревья в лесу растут.

Загадка.

1. 

Он растет и ввысь, и вширь,
Это чудо – богатырь!

1 слайд  Дерево Дуб.

2.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

2 слайд Дерево Елка

3. Никто не пугает, а вся дрожит.

3 слайд Дерево Осина

4. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

4 слайд. Дерево Лиственница.

5. Белые овечки, бегают по свечкам.

5 слайд. Дерево Верба.

6. Мальчик – крошка, в костяной одежке.

6 слайд. Дерево Орех.

7.

Я деревце российское,
Я деревце – краса!
Стою и украшаю я зеленые леса.
В лесу далеко виден
Мой белый нежный стан,
С зеленою каймою
Мой летний сарафан.
И символом российским
Недаром  я зовусь,
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.

7 слайд. Береза.

8 слайд. Части дерева.

Есть у дерева крепкие корни,
Глубоко схоронились в земле,
Чтобы дерево крепко стояло,
Чтобы ветви питаться могли.

Есть ствол, а на стволе кора.
Если жара – укроет она,
Ну а если сильный мороз-
Ствол защитит, чтобы он не замерз.

Словно руки там и тут.
Сучьи от ствола растут.
Тонких веток, тонких веток,
Может сразу миллион.
Листья звонкие на ветках,
Шелестят со всех сторон.

Полезные вещества в воде растворяются,
Ими-то дерево и питается.
Корешками их берет.
Листьям пищу отдает!

Инструктор.

Дождик, дождик, лей, лей, лей.
Никого не жалей – ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, лей, лей, лей.
Никого не жалей. Мама с папой дома. Не боятся грома.
Ребятишки в садике. Не боятся капельки.

Подвижная Игра «Дождик и солнышко».

Солнышко светит – дети бегают, радуются.

Звучит музыка «Гром», «Молния» дети должны спрятаться в большие обручи (домик) по 3-4 человека от дождя.

Инструктор.

После дождя в лесу появилось много..
Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы? 
Ножка есть, но нет сапожка, 
Шляпка есть - нет головы. 
(Грибы)

 Лесовик. Отправимся на грибную поляну. Сейчас, проверим, знаете ли вы грибы.

Дети читают загадки. Лесовик показывает картинки  на слайде

1 ребенок.

Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я .. (подосиновик).  

2 ребенок.

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый .. (мухомор).

3 ребенок.

На пеньке растут в лесу
Эти дружные ребята
Называют их … (опята)

4 ребенок.

Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок … (масленок).

5 ребенок.

Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленой, то в красной или в сероватой.
Собирай, не мешкай, это … (сыроежка)

6 ребенок.

Растут в лесу сестрички,
Рыжие… (лисички)

Лесовик.

У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки.
Его называют … (бледной поганкой).

7 ребенок.

На толстой белой ножке
Коричневая шапка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает… (боровик).

Инструктор. Ребята, как хорошо вы знаете грибы. А вы цветы любите?

- Назовите мне ваши любимые цветы.

Инструктор. Молодцы! Много  назвали цветов. А вы знаете, где могут расти цветы?

Например, в саду – садовые цветы, на лугу …луговые , в поле полевые, в лесу …лесные.

Лесовик.

На лугу растут: ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка,
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как елка. А еще?
Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых.

Вы знаете много растений. А я добавлю, при каких заболеваниях используется то или иное растение.

1 слайд. Ромашка или календула.

Например: отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине.

2 слайд. Подорожник.

Листья подорожника прикладывают к ране.

3слайд. Мята и зверовой, душица.

Из мяты, зверобоя и душицы заваривают успокоительный час.

4 слайд. Лопух.

Корни лопуха заваривают, а потом моют отваром голову при выпадении волос.

5 слайд. Шиповник.

Рекомендуется пить чай из пловов шиповника весной, когда не хватает витаминов. Нужно бережно относиться к растениям, когда вы их собираете, не вырывать с корнями.

Инструктор.  Нужно бережно относиться к природе

Ребята, давайте поиграем.

Подвижная игра «Веночек».

Водящий-Садовник – становится напротив детей и говорит:

Я иду сорвать цветок.
Из цветов сплести венок?

Дети в ответ.

Не хотим, чтоб нас срывали.
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться.
Будут нами любоваться.

Дети встают врассыпную, как только садовник приближается к «цветам» детям, нужно быстро присесть (сгруппироваться). Как только отошел, быстро встать.

Лесовик. Ах, как славно поиграли, а загадку отгадаем.

Домик их зовут гнездом.
Это настоящий дом!
Они чирикают, кричат,
Поют, щебечут и свистят.
На земле им не сидится,
А зовут их просто … (Птицы)

1 слайд. Сова

1 ребенок.

Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)

2 слайд. Попугай

Птица слов немало знает,
Всё на свете повторяет!
Сюртучок на птице пестрый,
Клюв - изогнутый и острый!

3 слайд. Дятел

3 ребенок.

Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)

4 слайд. Синичка.

4 ребенок.

Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

5 слайд. Снегирь.

5 ребенок.

Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

6 слайд. Соловей. 

6 ребенок.

Майским вечером, в прохладу,
А в июне и в жару
Вывожу свои рулады
В парке, в роще и в бору.
Эти трели, переливы
Мелодичны и красивы. (Соловей)

7 слайд. Петух. 

7 ребенок.

Уж таков порядок древний -
Я давно живу в деревне,
Там будильником служу,
Свой курятник сторожу. (Петух)

8 слайд.Ворона.

8 ребенок.

Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

9 слайд. Голубь. 

9 ребенок.

Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)

10 слайд.Воробей.

10 ребенок.

Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!" (Воробей)

Инструктор.  Молодцы! Раз вы знаете так много птиц, то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что – то другое  нужно - захлопать.

  1. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Дети – хлопают.
  2. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Комары и чижи.
  3. Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
  4. Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, стрижи, галки и чижи (дети хлопают)

Лесовик. Молодцы, ребята!


Инструктор.

Загадка.

Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.

Подвижная игра «Скворечники».  

Дети ставят свои стульчики в центр зала, спинками вовнутрь (сделать круг из стульев).
Звучит музыка дети -  «птицы» -  полетели (бег вокруг стульев). Музыка остановилась. Дети должны быстро занять ближний стул, кому-то не хватит стула (скворечника, гнезда) тот выбывает из игры (улетает).

Инструктор. Вот и закончилось наше путешествие.

Лесовик.

Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не ломает, тот, кто птичку не спугнет.
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.

Лесовик уходит.

Инструктор.

Давайте будем дружить
Друг с другом.
Как птица с небом,
Как поле  - с плугом.
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И звери, и птицы
И доверяли Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!..
Давайте будем
Беречь планету-
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Только одна,
Для жизни и дружбы
Она нам дана!