Принципы и подходы к обучению и воспитанию детей в условиях модернизации образования на уроках музыки в начальной школе

Разделы: Музыка


На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

В начальной школе закладываются основы духовной культуры, формируются музыкально-эстетические идеалы. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства. Наиболее синтетической формой художественной деятельности, на мой взгляд, является игра-драматизация. Именно в игре драматизации активно развиваются не только музыкальные, но и актерские ,режиссерские, литературные способности.
Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций,) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.

Драматический метод важен тем, что дает понять личность другого, поставить себя на его место, поэтому применяется не только в  «умственно-образовательных», но и в нравственно-воспитательных целях.

Для успешной реализации данных уроков использую метод драматизации, который предполагает  на уроках музыки в начальной школе следующее:

- определенную музыкально образовательную и драматургическую цель;

- сочетание индивидуальных и групповых форм музыкально-сценической деятельности;

- наличие сюжета в рамках которого развивается музыкально-познавательная деятельность школьников;

- исполнение всеми участниками музыкально-сценического действия определенных ролей;

- использование аксессуаров и элементов атрибутики.

Драматизацию как один из методов обучения музыки можно отнести к нескольким группам методов обучения:

- Методам усвоения знания, основанным на познавательной активности репродуктивного характера;

- Методам самостоятельного овладения знаниями (проблемным), основанным на познавательной активности школьников в ходе решения музыкально-познавательных проблем;

- Экспонирующим (оценочным) методам с доминацией эмоционально-художественной активности.

Одним из важных факторов использования на уроках метода драматизации, является создание учащимися образа, который в условиях интегрированного урока музыки может быть как  конкретным персонажем, или имитацией какого-либо элемента музыкальной речи.
Инсценировка музыкальных сказок, народных и композиторских песен, музыкально-литературных композиций, проводимые детьми младшего школьного возраста, приводят их к пониманию многообразия музыкального и театрального искусства.

Применение драматизации как практического метода способствует реализации знаний, умений и навыков учащихся в различных видах творческой деятельности (в музыкальной, изобразительной, актерской), где каждый ребенок может применить свои способности
Музыкальные игры-драматизации в развернутой форме проводятся на заключительных уроках четверти, полугодия или года для обобщения музыкально-слухового опыта и систематизации музыкальных знаний учащихся в каждом классе.

В 1-2 классах игры драматизации используются для получения первичных знаний о музыкальном языке, осознания единства эмоционального содержания и средств музыкальной выразительности. В 3 классе игры-драматизации способствуют закреплению знаний об элементах музыкальной речи, формируют представления учащихся о единстве содержания и формы в музыке, принципах музыкального развития. В 4 классе игры-драматизации помогают создать общее представление о многообразии культур разных народов.

На уроках музыки использую следующие игры-драматизации:

1 класс

  1. «Что нам осень принесет?»;
  2. «Праздник осени»;
  3. «Встреча с Весной-Красной»

2 класс

  1. «Музыкальная сказка»;
  2. «Звуки природы»;
  3. «Посещение музыкального театра».

3 класс

  1. «Оркестр»;
  2. «А у нашего двора»;
  3. «Времена года»;
  4. «Музыкальный магазин».

4 класс

  1. «Богатырский турнир»;
  2. «Музыкальное путешествие по Европе»;
  3. «Музыкальный круиз».

Главная цель использования игр-драматизаций на уроках музыки-развитие музыкального мышления младших школьников, усвоение новых знаний о музыке, проникновение в сущность музыкального искусства.

Список литературы

1. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. М.: «Вако», 2014.

2. Надотинская Т.В. Игры драматизации на уроках музыки. М:Владос, 2003.

3. Необычные уроки музыки 1-4 классы. Составитель Л.В. Масленникова-Волгоград: «Учитель», 2011.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом министерства образования и науки от 22.09.2011г. №2357.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. http://www.myshared.ru/slide/,(12.012.2016г.)

6. Статья по музыке на тему «Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки» http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library, (15.01.2017г.)