Управление по внедрению модели экологического образования дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Проблема взаимосвязи с природой имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема стала очень острой и приняла огромные масштабы. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за нее. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия  природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Экологическая проблема сегодня, это проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных воздействий человека на природу, а также в  целенаправленном и сознательном взаимодействии с ней. Такое взаимодействие возможно при наличии в каждом человеке  достаточного уровня экологической культуры и грамотности, экологического сознания и мировоззрения, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Если люди в ближайшем будущем  не научаться  бережно относиться к природе, то погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

Несмотря на спад промышленного производства экологическая обстановка в стране остается сложной. Даже если остановить все производство (что нереально), загрязнение окружающей природной среды будет еще многие года отражаться на жизни и здоровье людей. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для улучшения состояния окружающей природной среды. А для этого нужны экологические знания у всего населения. На сегодняшний день у большого количества людей наблюдается экологическое невежество. И начинать экологическое воспитание  необходимо с дошкольного возраста, так как в это время можно привить знания, предполагающие особое видение мира, как объекта постоянной заботы. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - главная задача на сегодняшний день.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был убежден,  что необходимо "вести детей в природу", чтобы привить им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В теории и практике советского дошкольного воспитания идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в статьях, методических работах О.Иогансон, А.А. Быстрова, Р.М. Басс, А.М. Степановой и др. Долгое время  для практиков дошкольного воспитания большим подспорьем были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.). В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в основу теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:

1) усложнения содержания обучения - внесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;

2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Последние годы можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. В этот период происходит  становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования. У.Фурман (кандидат  географических  наук) пишет: «Экологическая обстановка быстро изменится к лучшему не сможет. Поэтому жителям планеты необходимо адаптироваться, приспособиться к существующим экологическим условиям. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Эту программу необходимо разъяснить на всех уровнях непрерывного экологического образования  от детского сада до последипломной переподготовки».

За рубежом и в России в этот период происходит становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводятся конференции, съезды, семинары, создаются программы, технологии, учебные и методические пособия для детей разного возраста. Необходимость охраны окружающей среды, интерес к правильному образу жизни, любовь к природе - причины, по которым экологических детских садов становится все больше. Во многих экологических детских садах, особенно в Центральной Европе, при закладке новых зданий одну стену делают сплошь стеклянной, чтобы дети чувствовали себя частью природы. Практикуются также «лесные» детские сады, где дети весь день проводят в лесу и только в непогоду  находятся в небольшом вагончике, где мастерят поделки из природного материала, читают книжки.

В России разработано немало  программ, ориентированных на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Это программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа» ,раздел экологическое воспитание в программе «Кроха» Е.Ф.Терентьевой,программа Е. Рылеевой «Открой себя» ,подраздел «Мир природы» программы «Радуга» Т.И.Гризик, парциальная   «Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии», разработанная одним из авторов «Детства» - Н.Н.Кондратьевой, подраздел «Природа и ребенок» комплексной программы «Истоки»,  созданной психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запоржца, программа А. Вересова «Мы – земляне», программа «Паутинка» (автор Ж.Л.Васякина - Новикова), программа «Надежда» (автор Т.В. Потапова и др.), программа В.И. и С.Г Ашиковых «Семицветик». Эти программы нацелены  на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка. Дают рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом, как давать представления о взаимосвязях природе, которые и помогут им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.    Во всех данных программы предусмотрено получение дошкольниками  множества интересных знаний, но не всегда экологических. Факты о мире и природе  не могут помочь детям выработать ценное отношение к ней. Не может способствовать и этому и использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный  эколог», созданная на основе  концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» отличается от других программ тем, что включает две программы - программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры - важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Содержание программы отражает особый взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах, как закономерные проявления функциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах: как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников показывает большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

В принятых законах Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Эти законы возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является дошкольное воспитание. В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, значит, у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которой  на духовный мир ребенка трудно переоценить. Природа является  источником первых конкретных знаний и  радостных  переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается  в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Этот факт должны усвоить, прежде всего, мы - взрослые, воспитывающие ребенка. Так как полноценное экологическое воспитание дети смогут только тогда, когда взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Продолжение статьи.