Разработка классного часа, посвященного 80-летию образования Краснодарского края «Кубань - родимая земля»

Разделы: Классное руководство


Цель: формировать у учащихся целостное представление о Кубани, развивать познавательный интерес к истории Краснодарского края.

Задачи:

  • воспитание у подрастающего поколения чувства любви к своей малой родине, её истории и культуре;
  • знакомство детей с историей развития и становления Краснодарского края;
  • привитие любви к национальному наследию, к родной земле, природе;

Оборудование: презентация, карта Краснодарского края, выставка рисунков «Красавица Кубань», цветные полоски  бумаги в виде радуги.

Ход классного часа

Звучит песня  Н.Тананко «Краснодарский мой край».

1. Вступительная беседа

- Дорогие друзья, вы услышали замечательную песню. О чём она?

Конечно же, о нашем любимом родном  крае. Давайте  все вместе прочитаем название классного часа «Кубань - родимая земля».

2. Выступление учащихся:

1 ученик

В синем небе летят журавли,
Чтоб весною опять возвратиться.
Нет прекрасней кубанской земли,
Где в полях созревает пшеница,

2 ученик

Где подсолнухи в небо глядят,
Бьют ключами целебные воды,
Волшебством своим радуют взгляд
Уголки заповедной природы.

3 ученик

Гладь морскую, как легкую ткань
Южный ветер колышет с любовью.
Это наша родная Кубань,
Это родина наша с тобою!
(Н.Тананко)

Учитель: - А знаете ли вы, что  13 сентября 2017 года мы празднуем 80-летие Краснодарского края? 80 лет – это много или мало? А на этот вопрос вы ответите в конце нашего классного часа. А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Готовы?

Просмотр видеоролика о Краснодарском крае.

3. Виртуальное путешествие по Краснодарскому краю.

1 остановка «Назад в прошлое»

(учитель прикрепляет к доске полоску красного цвета)

(Выступают подготовленные ученики или учитель)

Работа с картой.

- 13 сентября 1937 года был образован Краснодарский край. Произошло это в результате разделения Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край.Площадь Краснодарского края составляет 76 тысяч квадратных километров. Протяженность края с севера на юг – 370 км, с запада на восток – 380 км. По своим размерам Краснодарский край превосходит ряд европейских государств (Дания, Голландия, Чехословакия; Бельгия и Швейцария вместе взятые).

Если мы решим обойти наш край пешком, то идя со скоростью 5 км/ч и днём и ночью, потратим на это путешествие 308 часов, или 13 суток. На автомашине, идущей со скоростью 60 км/ч, этот же путь можно проделать всего за 6 часов. А космический  корабль, летящий со скоростью 10 км/с промчится над краем всего за 37 секунд.

На сегодняшний день в Краснодарском крае проживает более 5 млн. человек. Краснодарский край имеет свои символы. Назовите их (гимн, герб, флаг). Я предлагаю вам вспомнить цвета флага Краснодарского края и определить что они означают и приглашаю ребят-«историков».

Игра «Собери флаг» (из разноцветных полос, прикреплённых к доске ребята выбирают полоски малиновую, синюю и зелёную, составляют флаг)

  • Малиновый цвет - благополучие, радость
  • Синий цвет - слава, верность
  • Зелёный цвет - надежда, изобилие

- Угадайте, какой из гербов принадлежит нашему краю?

(«историки» из нескольких гербов выбирают нужный)

- Что вы знаете о гимне нашего края?

(ребята-«историки» немного рассказывают о создании гимна)

Звучит гимн Кубани. Ребята встают.

2 остановка «Нет в мире краше Кубани нашей»

(учитель прикрепляет к доске полоску оранжевого цвета)

Дети читают стихи о красоте родной Кубани.

1 ученик:

Мой милый край,
Кубань моя пшеничная,
Тебя в народе житницей зовут,
Достойной будь
такого возвеличия,
Приумножая честь свою и труд.

2 ученик:

Ты кормишь хлебом
Родину большую,
Растишь пшеницу, рис,
свеклу и чай!

3 ученик:

Твои озёра, реки, ширь степную
Люблю тебя, красавица Кубань!
Люблю акаций
белый цвет душистый
Люблю стогов пьянящий аромат.

4 ученик:

Вдыхать люблю прозрачно
воздух чистый,
Когда грохочет громовый раскат.

5 ученик:

Люблю тебя, мой край
за море синее
И дорог мне здесь
каждый человек.

6 ученик:

Пусть будет чистым
небо над Россиею
Хвала рукам
дарящим людям хлеб.
(Н. Иващенко)

Учитель: Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, покрытых лесными массивами. Буйный, сказочный мир природы неодолимо манит людей, заставляет волноваться при встрече. Неоглядные равнины сменяются холмистыми полями, ласкают взор лесные массивы и цветущие субальпийские луга, чаруют своей красотой теснины гор и ущелья, глубокие каньоны рек, голубые воды озер и морей. Жемчужиной России называют нашу землю. Живописные побережья двух морей – Черного и Азовского, горы, покрытые девственными лесами, и озера с целебными грязями, многочисленными минеральными источниками.

Всю эту красоту передали ваши рисунки, ребята. Я приглашаю группу «художников», которые изобразили красоты нашей Кубани.

(Группа ребят выходят к доске и рассказывают, что они изобразили на своих рисунках.)

3 остановка «Казачьему роду - нет переводу»

1 ученик

В кубанских станицах негромких
И в шуме больших городов
Живут рядом с нами потомки
Из славных казачьих родов!

2 ученик

Проходят века за веками,
Но кровные узы крепки.
Где были отцы казаками,
Сыны родились - казаки.

3 ученик

Под песни родимых сторонок
Растут не по дням – по часам!..
Глядишь, озорной казачонок
Уж скачет на лошади сам!

4 ученик

На прадеда очень похожий –
Характер – то пламень, то лед!
Он станет защитником тоже,
На смерть за Россию пойдет!

5 ученик

Он будет достоин той славы,
Что предком добыта в бою
За Веру свою, за Державу,
За Русь, за Кубань, за семью!

Учитель: Действительно, Краснодарский край - это казачий край. Ведь первыми переселенцами на Кубани  и основателями станиц были казаки-черноморцы. Атаман ЗахарийЧепега, полковник Савва Белый, войсковой судья Антон Головатый - именно эти славные имена вошли в историю казачества.

- А я, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Знаешь ли ты кубанские диалекты».

Работа в группах. Каждая группа получает карточку с записанными словами. Через 2 минуты проверяется знание детьми кубанских диалектов.

Вечерять - ужинать
Шукать - искать
Тикать - убегать
Балакать - разговаривать
Бачить - видеть
Кавун - арбуз
Рэготать - хохотать
Рушник – полотенце

4 остановка  «Героическая» 

Дети просматривают ролик о войне.

Учитель:

Степное раздолье - родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя
О славе и мужестве нашем..
(В. Подкопаев)

В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц.В 1975 году в городе Тимашевске был открыт музей. Это музей одной семьи- семьи Степановых. Девять сыновей вырастила Епистиния Фёдоровна. И все они героически погибли, защищая Родину.

Неувядаемой славой покрыли себя защитники Новороссийска. Малой Землёй названа береговая полоса, бои за которую продолжались более 7 месяцев. Каждый метр был изрыт минами и снарядами. Фашисты сбросили на город 17000 бомб. Но герои не только выстояли, нои перешли в наступление. За мужество и храбрость его защитников Новороссийску было присвоено звание «Город- герой».

Ученик:

По горам шоссе петляет,
Но пора спускаться вниз.
Вот и море!
Нас встречает славный порт-
Новороссийск.
Не простое это место:
Бухта, город под горой,
О котором всем известно:
Он отважный, он герой.

5 остановка «Олимпийская»

Ребятам даётся задание из разноцветных букв по номерам собрать слово.

о

л

и

м

п

и

а

д

а

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Учитель: В каком городе нашего края проводилась зимняя олимпиада?

В каком году? Назовите символы Олимпийских игр в Сочи?

Выберите этих героев из предложенного ряда.(Работа в парах)

- Мы гордимся нашими  славными победителями и призёрами Олимпийских игр.

6 остановка «Замечательные люди»

За два с лишним века истории нашего края их было много замечательных людей, отдававших свои силы, знания,здоровье на благо родной земли.

  • Наши учёные: Очаповский С.В., Пустовойт В.С., Лукьяненко П.П.
  • Наши космонавты: Горбатко В.В., Севастьянов В.И., Березовой А.Н., Падалка Г.И.
  • Композиторы и искусствоведы:Коваленко Ф.А. - основатель картинной галереи в г. Екатеринодаре, Пономаренко Г.Ф. - известный композитор.
  • Писатели и поэты: В.В. Бакалдин, И.В. Беляков, И.Ф. Варавва, К.А. Обойщиков, В.С. Подкопаев, С.Н. Хохлов.

(Выставка книг кубанских поэтов и писателей)

7 остановка «Кубань - наш общий дом»

- Как можно назвать всех  жителей нашего края? (кубанцы, земляки)

Среди наших земляков кубанцев - люди 120 национальностей.

Игра «Вставьте буквы и определите национальность»

Ад…и        укр….ы     гр…и
Ар…е        ру…е          цы…е

4. Подведение итога классного часа. Составление радуги.

- Итак, ребята, скажите сколько же лет исполняется нашему краю в 2017 году? 80 лет - это много или мало? Посмотрите: у нас на доске после путешествия появилась радуга. Вот он какой-наш радужный край! Самый красивый, героический, казачий, спортивный Краснодарский край.

Радуга - редкое явление в жизни природы. Оно всегда приносит радость. Так пусть в ваших сердцах живёт радость от того, что вы живёте на Кубани.

Список использованной литературы.

  1. Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар. 2005.
  2. Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар. 2007.
  3. Кубановедение. Учебник для 3-4 классов. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар. 2011.
  4. Кубанская азбука. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар. 2007.