Урок музыки в 3-м классе на тему "Детские образы в музыке"

Разделы: Музыка


Класс: 3 класс.

Автор учебника: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. «Музыка», 3 класс, Москва. «Просвещение». 2012 г.

Тип урока: Урок выработки универсальных способов действий.

Цели:

  • Обобщить уже имеющиеся знания детей по теме,
  • Научить учащихся видеть образы детей на примере музыкальных произведений великих композиторов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, познакомить их с творчеством М.П.Мусоргского,

Задачи:

  • Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки. Познакомиться с понятием речитатива.
  • Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.
  • Развивающие:
    • Умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки;
    • Осмысление стилевых особенностей музыки М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского;
    • Передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности (восприятия, пластического интонирования, пения)
    • Освоение навыков самоанализа и результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников.
    • Формирование основных вокально-хоровых навыков (пофразное дыхание, четкая дикция, чистое интонирование, выразительное исполнение).

Музыкальный материал: 

  • М.Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”;
  • П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома”.
  • Распевки: “Котик”.
  • Пение: «Где музыка берёт начало?» Е.Крылатова.

Оборудование:

Методы: интерактивный (учитель–ученик), объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, словесный.

Ход урока

I. Организационный момент

Построение у класса.

Вход в класс под музыку П.И.Чайковского «Нянина сказка» из «Детского альбома».

Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте ребята! Здравствуйте! (Поёт учитель)

- Здравствуйте учитель! Здравствуйте! (Поют учащиеся)

II. Повторение изученного на прошлом уроке

Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”. Презентация. Слайд 1.

Вы все, наверное, узнали музыкальное произведение, которое звучало в начале урока? («Нянина сказка» П.И.Чайковского из «Детского альбома») Слайд 2.

Слайд 3. Скажите пожалуйста, как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала? (Беспокойство, волнение, тревогу)

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души? (Мелодия - отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий).

А теперь, ребята, отгадайте следующую музыкальную загадку.

Звучит «Сказочка» из «Детской музыки» С.С.Прокофьева («Сказочка» С.С.Прокофьева)

Слайд 4.

А какие здесь композитор использовал интонации для того, чтобы передать сказочный образ? (Сказочные, повествовательные, осторожные, вкрадчивые, убаюкивающие и т.д.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, с какой музыкой познакомимся в рамках темы «В детской. Игры и игрушки» (предполагают, что сегодня прозвучит музыка для детей, о детях, о том, как они живут, как играют. Это будет музыка, раскрывающая внутренний мир ребенка).

III. Работа по теме урока

А теперь мы с вами познакомимся еще с одним известным композитором. Его зовут Модест Петрович Мусоргский. Давайте хором повторим его фамилию, имя и отчество. Слайд 5.

Мусоргский Модест Петрович русский композитор, родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Псковской губернии, умер 28 марта 1881 года в Петербурге.

Детская тематика раскрывается у Мусоргского в вокальном цикле «Детская» В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх, шалостях и забавах (прочитать названия).

Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплотил в своей музыке.

Ребята, давайте теперь прослушаем несколько отрывков произведений этого цикла. Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

Слайд 6. Прослушивание «С няней» из вокального цикла «Детская» М.П.Мусоргского.

Кто является исполнителем этой песни? (Солист. Исполняет женский голос)

Сколько действующих лиц в песне и кто они? (Двое: няня и малыш)

Кто главный рассказчик? (Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку)

Какие интонации вы услышали в этом произведении? (Спокойные, настойчивые, просящие, выразительные)

Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом.

Слайд 7. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речитативом (записать слово в тетрадь).

Слайд 8. Что общего в произведениях М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского? (В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок)

В чем различие? (Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского и Прокофьева пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьесы Чайковского и Прокофьева – инструментальные произведения.

Сейчас  прозвучит еще одна песня М.Мусоргского. Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”. Слайд 9.

Прослушивание песни «С куклой» из цикла «Детская» М.П.Мусоргского.

О чем рассказывается в песне?

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? (В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу спать и поет ей колыбельную песню)

Какие интонации подсказывают, что это колыбельная? (Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”)

Кому подражает девочка? (Своей маме, няне)

Слайд 10. Посмотрите на репродукцию картины художника М.Добужинского “Кукла”. Созвучна ли эта картина песне М.Мусоргского и почему? (Ответы детей).

Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М.Мусоргский.

IV. Вокально-хоровая работа

Перед тем как разучивать песенку давайте сделаем разминку для голоса: Пропоем попевку «Котик».

А песня у нас называется «Где музыка берёт начало?» Е.Крылатова.

Кто-нибудь знает такую песню? А хотите разучить?

Дальнейшее разучивание и исполнение песни (Работа над выразительностью исполнения, четкой дикцией, пофразным дыханием, чистым интонированием).

Подведение итогов

Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М.Мусоргский, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей… как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.

Ребята, что запомнилось вам сегодня на уроке? Что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Какие произведения особенно понравились и запомнились вам?

V. Домашнее задание

Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.

Пополните свою музыкальную коллекцию: найдите в Интернете, послушайте и сохраните другие песни из вокального цикла “Детская” М.П.Мусоргского.