Вода – условие жизни на Земле. Охрана водных ресурсов

Разделы: Начальная школа, Экология


Авторы учебника: «Окружающий мир»: 3  класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: 1ч. Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. М.: «Вентана – Граф», 2013..

Цель урока в соответствии с ФГОС НОО: способствовать формированию общего представления о воде как необходимом условии жизни на Земле; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, экологическую грамотность обучающихся.

Планируемые результаты (предметные):

  • Учащиеся научатся: определять воду как необходимое условие жизни  на Земле; основные свойства воды, её значение для растений, животных, человека.
  • Учащиеся получат возможность научиться:  устанавливать связь между деятельностью человека и состоянием природы, узнать о водных ресурсах родного края и деятельности людей по охране водоёмов Татарстана.

УУД:

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Метапредметные задачи:

  • Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
  • Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
  • Коммуникативные: принимать участие в работе группами, парами; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование:

  • Окружающий мир»: 3  класс: учебник для учащихся образовательных учреждений:  1 ч. Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. – 3-е изд; дораб. – М.: «Вентана – Граф», 2013.
  • Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, глобус.
  • Для проведения опытов: стакан с водой, ложка, соль, яйцо. Набор сюжетных картинок об использовании воды и загрязнении водоёмов. Фломастеры. Картина «Водоём». Основа баннера «Сохраним воду на планете!»

Методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ), иллюстративный (компьютер, памятки, карточки), проблемный (создание проблемной ситуации), исследовательский (проведение опытов), практический. На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

Этап урока

Содержание работы на уроке

Формирование
УУД

Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира.

Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спинка? Прямая!

– Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек всё делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах, особенно если  рядом с ним верные друзья.

Регулятивные:
волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Подготовка к работе на основном этапе

- По какому разделу мы сейчас работаем? (раздел называется «Условия жизни на Земле»).
- О каких условиях жизни на Земле вы уже знаете? (О солнечном свете и тепле, о воздухе).
- Как вы думаете, что ещё является условием жизни на земле? Подумайте.
- Без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа? Ответ на этот вопрос вы узнаете, отгадав загадку:

В морях и реках обитает,
но часто   по небу летает.  
А наскучит ей летать, 
на землю падает опять.

- Это вещество - вода.
- Вы уже кое-что знаете о воде. Сейчас мы определим это.
Тест по теме «Вода». (Приложение 1). У вас есть набор букв А, Б, В. Поднимайте ту букву, которая показывает правильный ответ на вопрос.
- Всё, что вы знаете о воде, вам пригодится сегодня для изучения новой темы.

Познавательные:
умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные:
контроль, коррекция;
прогнозирование.

Усвоение новых знаний и способов действий

Определение темы и цели урока.
Постановка учебной задачи:
- Как  же мы сформулируем тему урока? («Вода – условие жизни на Земле»).
- Какие цели  поставим перед собой?
Возможные ответы детей:
- Узнать, возможна ли жизнь на нашей планете без воды?
-  И почему именно вода необходима для жизни на Земле?
- Сколько воды надо человеку?
- Как беречь водные ресурсы?
На эти  вопросы мы должны будем ответить в течение  урока.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Реализация построенного проекта

1) Открытие учащимися нового знания.
1) - Как вы думаете, много ли воды на Земле?
- Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одного цвета. Какого? (голубого)
- А как вы думаете, почему?
- Правильно. Моря, океаны, реки, озёра нашей планеты занимают  намного больше места, чем суша.

- Назовите главные и самые большие реки, которые протекают через Республику Татарстан.  (Волга и Кама, Белая, Вятка, Свияга)
- На какой реке стоит город Казань?  (Казань расположена на левом берегу реки Волги, при впадении в неё реки Казанки)
- Какие водоёмы находятся на территории нашего города и района? (искусственные водоёмы, ручьи, родники, Карабашское водохранилище)
Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, то все океаны, моря, реки и озёра разлились бы по его поверхности, а наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода повсюду. И в воздухе в виде облаков, и под землёй (подземные воды). Вода входит в состав любого живого организма.
Б) Создание кластера. - А для чего  нужна вода? У вас на столах лежат картинки. (Приложение 2) Выберите, пожалуйста, из них те, которые вам помогут рассказать, для чего  нужна вода. Прикрепляйте картинку на доску вокруг картины «Водоём» и  расскажите по ней. (Вода необходима для приготовления пищи, бытовых нужд,  мыться, стирать; в сельском хозяйстве, в промышленности, без неё не могут ни растения, ни животные, ни человек; море, река - это удобная дорога, место отдыха и многое другое).

2) Работа в паре. Вспоминаем известное.
- На стр. 23 сверху вашего учебника вопросы. Обсудите их с соседом по парте. Участник А отвечает на 1 вопрос. Участник Б отвечает на 2 вопрос. (по 20 сек)
- Итак, послушаем ваши ответы…
- Теперь прочитайте самостоятельно в учебнике текст на стр.23.
- Итак, что же происходит с человеком, когда его организм не получает достаточного количества воды? (обезвоживается) Сколько может прожить человек без воды? (Не более 5 дней. А некоторые обитатели  планеты Земля просто не смогут без неё прожить и часа.)

Учитель обобщает:
- Без воды жизнь на нашей планете не могла бы существовать.  Она является необходимым компонентом живых клеток,    вода нужна каждой клеточке живого организма: мягким тканям, костям, скелету, печени, скелетным мышцам, мозгу, крови  и т.д.

3) - На стр.24 учебника рассмотрите иллюстрации и ответьте, от чего зависит многообразие растений в разных частях земли? Например, в широколиственных лесах, в вечнозелёном тропическом лесу и в пустыне.
Возможные ответы детей: от климата, от влажности.

Физминутка. Глазная гимнастика.

4) -На планете Земля воды много. Но в океанах и морях вода солёная. Солёная вода и пресная разные по своим свойствам. Посмотрите опыт. Я беру пресную воду в стакане, кладу яйцо. Оно тонет. Теперь воду круто посолю, размешаю. Кладу яйцо, оно не тонет в солёной воде. Почему?  Солёная вода плотная  из-за растворённых в ней минеральных солей. Морская вода не  пригодна для питья! Нам нужна пресная вода. Одна из наиболее актуальных проблем для людей сегодня – дефицит  питьевой воды. Т.е. питьевой воды на Земле не так уж и много.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа.
- Подумайте,  где находится на Земле пресная вода? Каковы источники пресной воды на Земле?  Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунки на стр. 25 учебника. Подготовьте рассказ-описание любого водоёма (как называется, пресный или соленый водоём, кто его обитатели.)               
Рассказы 2-3 детей.
Учитель обобщает:  ледники на высоких горах рождают горные реки с холодной чистой водой, снегопады и дожди, таяние снега дают пресную воду, родники и ключи поставляют чистые подземные воды, водоёмы и водные потоки несут пресную воду.
Релаксация. Отдохнём под спокойную красивую музыку и журчание ручейка. Звучит мелодия «Ручей».

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Охрана водных ресурсов.

1) Беседа.
- Вода – одно из самых главных богатств. Трудно представить, что бы случилось, если бы исчезла пресная вода, а такая угроза существует.
- Почему? (воду не берегут, засоряют)
- Какие источники загрязнения воды вы знаете?

2) Создание кластера (продолжение). У вас есть картинки на столе. Теперь выберите из них те, которые говорят нам о загрязнении водоёмов. Прикрепите их на поверхность водоёма.

3) Выступление 1 учащегося о наших местных водоёмах.
- К сожалению, порою люди загрязняют реки и озера, не стараются беречь водные ресурсы. Сейчас немного о наших местных водоёмах расскажет нам... (сообщение 1 обучающегося:  «Много лет назад  на земле Татарстана стали добывать нефть. В первые годы добыча нефти шла без соблюдения мер по охране окружающей среды. Земля заливалась нефтью. Случались возгорания. Дождь и талая вода несли пятна нефти к рекам. Речки загрязнялись. Гибла природа. Люди забили тревогу. Были приняты меры, чтобы исправить ситуацию. Постепенно загрязнения удалили. Очистились водоёмы, речки, земля. Богата Татарстанская земля родниками, источникам подземных вод. Много родников теперь благоустроено и украшено с большим вкусом, существуют даже шедевры родникового искусства! Продолжаются  и сейчас работы по обустройству и содержанию родников, сохранению ландшафтов, организации на их основе новых мест отдыха населения»).
- От загрязнения воды страдает всё живое. А ведь вода – наше главное богатство, и надо её беречь!  В России 2017 год – год ЭКОЛОГИИ. Т.е. год особого бережного отношения к окружающей среде. Люди сделали много, чтобы исправить ошибки и очистить природу  (просмотр снимков, где люди очищают водоёмы от мусора). Приложение 3.

4) Просмотр социального видеоролика «Берегите воду!», где девочка обращается ко всем людям с просьбой беречь водные ресурсы на Земле.
- Ребята, а что человеку нужно делать, чтобы сохранить водоёмы чистыми?
Какие меры можно предпринять, чтобы сохранить воду чистой?  
(на предприятиях использовать очистные сооружения, не мыть машины в водоёмах, экономить воду, не мусорить). Уберём мусор с нашего кластера.

Чтение стихотворения учеником.  

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Без неё  вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

Регулятивные: прогнозирование.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, наш урок подходит к концу.

Подведем итоги.
- Ответили ли мы на проблемный вопрос «Возможна ли жизнь на нашей планете без воды?»

Ответы детей.

Незаконченное предложение (скажите о себе):
- Самым интересным для меня было…, потому что… .
- Самым скучным для меня было… потому что… .
- Теперь бы я еще хотел узнать о … потому что… .

Домашнее задание по выбору:

1) Стр.26 по учебнику, подготовить рассказ о том, почему нужно охранять водоёмы и реки, беречь воду.

2) Я предлагаю вам создать баннер (картинку) с призывом охранять водные ресурсы Земли.  Напишите на нём то, что вы считаете самым важным, чтобы люди берегли воду.  Подумайте, для кого он будет предназначен, и куда вы его можете разместить.

Оценка настроения учащихся.
- У каждого из вас на партах по 3 бумажных капельки. Определите, какое у вас сейчас настроение. Если хорошее – поднимите голубую капельку, если не очень – оранжевую,  а если плохое – коричневую.
- Молодцы, ребята! Я рада, что у вас всех хорошее настроение. Спасибо за урок!

Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование