Коллективная проектная работа на тему "Экологический калейдоскоп"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Введение.

Аннотация проекта.

Проект для учащихся начальных классов.

Тип проекта: поисково-творческий.

Тип проекта по предметной области: окружающий мир.

Тип проекта по форме: коллективный.

Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.

Продукт: презентация "Экологический калейдоскоп", сочинения и рисунки на тему «Берегите природу».

Основополагающий вопрос: Почему люди  должны беречь и охранять природу?

Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Проблема: Как  сделать свою планету лучше?

Цели:

  • Повышение  уровня  знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, вовлечение  учащихся класса в общественно-значимую деятельность, направленную на участие  в сохранении природы, её богатств.

Задачи:

  • Провести анкетирование среди учащихся  с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  • Ознакомиться с произведениями В.Бианки, К.Паустовского о природе, со сказкой А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Понять, какие  экологические проблемы они поднимают в своих произведениях.
  • Принять участие в Республиканском проекте «Вторбум»,  провести  акции «Покорми птиц зимой!», «Убери свой двор!»
  • Организовать конкурс рисунков на тему « Сохраним наш мир!»
  • Написать сочинения на тему «Береги природу!»

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Оборудование и оформление:  правила друзей природы, эмблема планеты; презентация-проект «Экологический калейдоскоп», глобус, мяч-глобус, фонограмма, для сценки – мусорный мешок, совок, метла,  экологические плакаты.

Учитель. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию  проект «Экологический калейдоскоп».  Проект выбран не случайно. Ребята прочитали отрывки из сказки  Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Судьба Маленького принца и его планеты не оставила равнодушным ни одного ребёнка. Дети решили также стать заботливыми хозяевами своей планеты. Работа над проектом проходила в три этапа.

Подготовительный этап

4 слайд 

На подготовительном этапе был разработан  план проекта. Ребятами были обозначены проблемы планеты Земля. Дети еще раз вспомнили о  вреде, который человек наносит  природе:

- вырубает леса, осушает большие территории;

- загрязняет почву  мусором, который не разлагается;

- уничтожает много животных и растений;

- загрязняет водоемы и воздух

5 слайд - демонстрация проблемы

Перед ребятами обозначилась проблема - «Как сделать свою планету лучше?» 

Учащиеся «вживались» в проблему, ставили  перед собой цели, отвечая на следующие вопросы:

- Что мы хотим  сделать?  Ребята, вспомните, пожалуйста, что вы  хотели  и что  хотите еще сделать для своей планеты. (Ответы детей)  

  • Я хочу сделать свою планету чище, добрее. (Хочу научиться быть добрее, отзывчивее, приходить на помощь тем, кто нуждается.)
  • Я хочу, чтобы моя планета всегда «улыбалась». (Земля - наш общий дом. Все должны заботиться о своём доме. Чем больше теплоты и добра отдашь другому, тем больше тебе вернётся.) 
  • Я хочу, чтобы моя планета была самой красивой и цветущей. (Хочу научиться выращивать комнатные цветы и дарить их людям. Пусть в каждом доме станет чуточку уютнее и красивее.)

7  слайд

Задачи нашего проекта:

  • Мы решили  провести анкетирование среди учащихся, чтобы  узнать об уровне  осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  • Ознакомиться с произведениями В.Бианки, К.Паустовского о природе, со сказкой А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Понять, какие  экологические проблемы они поднимают в своих произведениях.
  • Принять участие в Республиканском проекте «Вторбум»,  провести  акции «Покорми птиц зимой!», «Убери свой двор!»
  • Организовать конкурс рисунков на тему « Сохраним наш мир!»
  • Написать сочинения на тему «Как нам сберечь природу»

Командир.

Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!

8 слайд

Командир. 

Отряд! Наш девиз!
Все пройдем – леса и горы,
Путь наш труден и тенист.
Охранять природу будем:
Каждый кустик, каждый лист!

Основной этап

9  слайд -  Карта наших  добрых дел. 

По этой карте  велась вся наша работа на основном этапе нашего проекта.Это каждый шаг, который приближал нас к намеченной цели: уход за комнатными растениями, открытие птичьей столовой, экологические рейды, уборка снега, уборка мусора, экологические праздники. 

10  слайд

Ученик. Комнатные растения – наши друзья. Они не только радуют нас своей красотой, но и могут помочь нам справиться с болезнью. Мы постарались узнать как можно больше лекарственных комнатных растений и научились ухаживать за ними.

Учитель. Давайте вспомним лекарственные растения, о которых мы с вами говорили.

(Дети перечисляют растения и рассказывают о их полезных свойствах)

11 слайд

Фиалка душистая поможет при ангине.

Хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли.

Алоэ применяется при заболеваниях глаз.

Герань  помогает  при головных болях, а также при бронхитах, гастритах, заболеваниях носоглотки и ушей.

Сок каланхоэ применяют для лечения насморка, с его помощью устраняют заложенность носа. 

12 слайд

- Открытие птичьей столовой, еженедельная проверка наполняемости кормушек

- Уборка снега,  уборка мусора

- Сейчас мы покажем, как мы  проводили уборку мусора

Сценка «Сэр Мусэр»

Под музыку появляется Сэр Мусэр

Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат 
И обо мне повсюду, повсюду говорят. 
Моя одежда в золоте, ботинки — в серебре. 
Мои владенья в каждом доме и дворе. 
Все, кто мусор повсюду бросает, 
Здоровья и радости мне прибавляет. 

(Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.) 

Сэр Мусэр: 

Пришли прислужники мои, 
Они со мной, как свои! 
Как не любить таких ребят! 
Повсюду мусор, как я рад! 

(С другой стороны сцены появляются юные экологи.  В руках веники, совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники  убегают) 

1 эколог

А мы, юные экологи, мусор убираем! 
Мы бумажек не бросаем. 

2 эколог

Двор аккуратно уберем 
И чисто-чисто подметем.

3 эколог

Нам по душе чистота! 
У нас во дворе красота. 

(Замечают сэра Мусэра и его свиту.) 

1 эколог

Мы с чистотой, порядком дружим, 
А мусор нам совсем не нужен. 

2 эколог (подступая к сэру Мусэру): 

Мы его сейчас разденем 
И ничуть не пожалеем. 
Ну-ка, сэр Мусэр, держись — 
Лучше с нами не борись. 

(дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.) 

Сэр Мусэр (в ужасе): 

Ой, не трогайте меня! 
Где же вы, мои друзья! 
Ни подмоги, ни поддержки — 
Потерял свою одежду, 
Потерял свое богатство — 
Как бы мне куда податься? 
(Убегает вместе со свитой, приговаривая.) 
Ну, ничего мы отыщем приют, 
Мусора много — весь не уберут. 
Есть еще в городе нашем дворы, 
Где мы дождемся лучшей поры.

(экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)

1 эколог

Бумага — не мусор 
Положим в мешок. 
Пусть людям послужит она новый срок. 
Из макулатуры получаются новые книги и тетради. 

2 эколог

Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем, 
Отходы пищевые на школьный  огород снесем. 
Яичная скорлупа, овощные очистки - всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.

3 эколог (отобрав пластмассовые стаканчики)

Мы вырастим в этих стаканах рассаду, 
Зеленные дорожки разобьем по саду. 
Чтоб воздух чистым был,
Здоровье наше не губил

Эколог

В природе нет мусора, нет отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.

Хором

Всех приютила наша планета, 
Только для мусора места здесь нету. 
Дом наш природный не погубите! 
Сэра Мусэра в шею гоните.

(Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.) 

14 -19 слайды - демонстрация творческих работ.

На основном этапе экологического проекта  хорошо проявилось творчество ребят:

-  мы подготовили мини-доклады о комнатных растениях;

- конкурс творческих работ «Золотая осень»;

- конкурсы рисунков «Береги природу»;

- сочинения (мысли о будущем своей планеты, что еще нужно сделать для того, чтобы она стала лучше)

Дети зачитывают свои сочинения: «Как нам сберечь природу?»

Остальные учащиеся и члены комиссии задают им вопросы.

Тихо звучит музыка. Дети стоят перед глобусом.

1 ученик

Смотрю на глобус-шар  земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
- Ты береги нас, береги!

2 ученик

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
- Ты береги нас, береги!

3 ученик

Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги!
Ты береги нас, береги!

4 ученик

Смотрю на глобус-шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «-Сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!»

Заключительный этап

Учитель. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от  каждого из нас. «Пошаговое» выполнение «своих важных  добрых дел» при осуществлении плана действий постепенно подвело нас к этапу подведения итогов. 

Стали ли мы заботливыми хозяевами своей планеты? (Да)

Что мы должны  продолжать делать, чтобы наша планета оставалась всегда цветущей и красивой? (Дети передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания) 

Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники. Сажать цветы и кустарники. Не  ловить бабочек. Убирать мусор. Заботиться о птицах. Защищать братьев наших меньших. Бороться с нарушителями природы. Не разорять птичьи гнезда. Не разорять муравейники. Не забирать из  леса домой животных. Не шуметь в лесу. Не засорять водоемы. Не вырезать надписи на деревьях. Не отрывать лапки насекомым и т.д.

20 слайд - итоги проекта

В начале и конце исследования  мы провели опрос одноклассников по следующим вопросам:

  1. Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных.
  2. Контроль своего поведения и поступков
  3. Правила поведения в природе
  4. Желание участвовать в экологически ориентированной деятельности.

Из полученной диаграммы видно, что уровень интереса к объектам окружающего мира, контроль своего поведения, правила поведения в природе, желание участвовать в экологически ориентированной деятельности вырос.

Ожидаемые результаты оправдались.

Вывод. Мы смогли сделать нашу планету лучше!

Песня «Не уроните шарик»

21 слайд (хором)

Давайте будем 
Беречь планету,
Во всей Вселенной 
Похожей нету.
Во всей Вселенной 
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?

Учитель. Спасибо всем за внимание.

Список литературы

  1. Аксенов Е., Аксенова Н. Декоративные растения", Т 1 (Деревья и кустарники). Энциклопедия природы России. - М.: ABF, 1997.  - 560 с.; 48 с.цв. илл.
  2.  Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Сточные_воды
  3.  Карты Google http://map.sarbc.ru/google/
  4.  Энциклопедия садовых растений http://flower.onego.ru/
  5.  Полный он-лайновый вариант Красной Книги http://www.biodat.ru/db/rbp/index.htm
  6. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. – 2002. - N 3. - С. 52-55.
  7. Симонова Л. П. Задания по экологии для младших школьников // Начальная школа. – 1998. - N 2. - С. 42-49.