Урок литературы «На это слово не ложатся тени» (образ матери в стихотворениях Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова)

Разделы: Литература


Цели

Деятельностная:

  • познакомить учащихся с лирикой Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова, посвященной матери;
  • сопоставить женские образы героинь;
  • углубить представление о соотношении лирического героя и биографии автора в стихах.

Образовательная:

  • формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской работы, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения;
  • развивать творческое и ассоциативное мышление.

Воспитательная:

  • способствовавть воспитанию тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы), уважительного отношения к женщине-матери;
  • способствовать развивитию эстетического вкуса учащихся.

Развивающая: создать условия для речевой и мыслительной деятельности учащихся.

Схема урока

I. Организационно-мотивирующий этап

Прослушивание аудиозаписи стихотворений:

1) из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей» «Воспеваю то, что вечно ново»;

2) Н.А.Некрасов «Великое чувство у каждых дверей».

II. Лирический герой и биография авторов

Работа в группах.

Составление эмоциональной характеристики авторов.

III. Сопоставительный анализ двух стихотворений

Работа в группах.

IV. «Рыцарь на час», анализ содержания стихотворения Н.А.Некрасова

История создания, образ лирического героя, жанр, образ матери, тема и основная мысль стихотворения.

V. Тропы и образы (письменная работа в группах)

Задание. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков слова из списка, употребив их в нужной форме.

VI. Подготовка к выполнению домашнего задания

Отклик на поэму Расула Гамзатова «Берегите матерей» Фазу Гамзатовны Алиевой.

VII. Домашнее задание

VIII. Рефлексия содержания учебного материала

- Какие формы работы были на уроке?

- Какие виды анализа были использованы, что они нам дали?

- Где мне было трудно?

- Как изменилось ваше эмоциональное состояние?

IX. Заключение