Конспект открытого занятия «Морское путешествие с героями мультфильма «Ну, погоди!» в подготовительной группе ОНР. Тема: «Предлоги В, НА, ПОД, ИЗ»

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Закрепление пространственного значения предлогов.
  • Закрепление навыка правильного употребления предлогов В, НА, ПОД, ИЗ в речи детей.
  • Составление предложений с заданным предлогом.
  • Активизация словарного запаса.
  • Формирование навыка лексико-синтаксического анализа предложения.
  • Закрепление навыка правильного употребления приставочных глаголов.
  • Развитие фразовой речи.
  • Закрепление навыка ориентировки на плоскости листа, зрительно-пространственной координации.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: Интерактивная доска, сюжетные картинки, схемы предлогов, индивидуальный раздаточный материал для лексико-синтаксического анализа предложения, листы бумаги формата А4, деревянные кружочки, модель корабля из мягких модулей.

Ход занятия

1. Орг.момент

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

2. Постановка цели занятия

- Сегодня мы отправляемся в морское путешествие вместе с героями мультфильма «Ну, погоди!». Не просто так они и мы в морской форме! В нашем путешествии нам будут помогать маленькие слова-предлоги. (На интерактивной доске появляется изображение Волка и Зайца, а на магнитной доске - схемы предлогов – Приложение 1 «Презентация» Слайд №1).

3. Закрепление пространственного значения предлогов

- Посмотрите на схемы предлогов. Напомните Волку и Зайцу, что они обозначают.

НА - значит сверху, ПОД - снизу, В - внутри,  ИЗ - когда что-то было внутри и оттуда движется.

4. Закрепление навыка правильного употребления в речи детей предлогов В, НА, ПОД, ИЗ и приставочных глаголов. Игра «Ловишки»

(дети стоят полукругом у доски)

- Послушайте предложения про Волка и Зайца и «поймайте» ушками, какой предлог есть в каждом предложении:

  1. Волк залез на берёзу. Какой предлог в этом предложении? (НА)
  2. А на что еще мог залезть волк? (Волк залез на забор, на крышу, на лавочку...)
  3. Заяц вылез из ящика. Какой предлог в этом предложении? (ИЗ)
  4. Представьте, откуда еще вылез заяц? (Заяц вылез из окна, из машины, из автобуса, из ямы...)
  5. Волк зашёл в подъезд. Какой предлог в этом предложении? (В)
  6. А куда еще зашёл  волк? (Волк зашёл в магазин, в аптеку, в школу, в детский сад...)
  7. Заяц сидит под машиной. Какой предлог в этом предложении? (ПОД)
  8. Под чем ещё сидит заяц? (заяц сидит под кустом, под столом, под диваном...)

5. Повторение стихотворения с движением

На березе волк висит,
Под берёзой заяц спит.
А в дупле сова сидит,
Из дупла на них глядит.

6. Составление предложений по индивидуальным сюжетным картинкам

(Дети садятся за столы)

- Посмотрите на свои картинки. Составьте по ним предложения, чтобы в них были маленькие слова – предлоги.

(Дети составляют предложения, определяют предлог, логопед ставит картинку под схему соответствующего предлога на доске. Сюжетные картинки приведены в Приложении №2 «Сюжетные картинки». Рисунок 1 – Рисунок 10)

7. Составление схемы предложения

- Ребята, у вас на столе лежат конвертики с полосочками. Достаньте все полосочки. Что мы обозначаем длинной полоской? (предложение). Короткой? (слова) Квадратиком? (предлоги).

Посмотрите на картинку. Послушайте предложение: Заяц сидит на матрасе.

Выложите столько полосок, сколько слов в предложении.

Не забудьте найти место предлогу и обозначить его. (После составления схемы детьми, для проверки появляется схема на доске. См. Приложении № 1 «Презентация». Слайд 2.)

Теперь такое  предложение:

Заяц сидит на надувном матрасе.

Как изменилась наша схема? (См. Приложении № 1 «Презентация». Слайд 3)

А если скажем так:

На надувном матрасе сидит заяц. (См. Приложении № 1 «Презентация». Слайд 4)

Как изменится  наша схема?

- А какое предложение с предлогом В можно придумать по этой картинке? (Волк плавает в реке)

А с предлогом ИЗ? (Волк выглядывает из воды)

8. ФКМ

Дети под музыку из мультфильма «Ну, погоди!» исполняют короткий танец.

9. Закрепление навыка ориентировки на плоскости листа, зрительно-пространственной координации. Игра «Футбол»

- Волк и заяц предлагают вам сделать остановку в нашем морском круизе выйти на берег и размяться - поиграть в футбол. Перед вами листочки - это футбольное поле. Фишки -это футбольный мяч. Слушайте, куда летит мяч, ваша фишка, и передвигайте его в нужное место. Внимание:
- мяч летит на середину поля; мяч летит в верхний левый угол; мяч летит в верхний правый угол; мяч летит на середину нижней стороны; мяч летит на середину правой стороны; мяч летит в нижний левый угол! Молодцы!

(Дети передвигают фишки согласно команде)

10. Игра «Найди отличия»

- Волк решил проверить, какие вы внимательные. (На интерактивной доске появляется картинка. См. Приложении № 1 «Презентация». Слайд 5).

Посмотрите на волка слева и на волка справа. Они похожие, но не одинаковые. Найдите отличия. Начинаем так: У волка слева есть… (например: есть якорь на фуражке, а у волка справа нет и т.д.)

 

11. Сюрпризный момент

- Вы отлично справились со всеми заданиями. Правильно поизносили предлоги, составляли с ними предложения, поэтому для вас будет сюрприз-мультфильм!!

(Просмотр небольшого отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»)