00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Адаптированная программа курса "Химия в быту". 8–9-е классы

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Программа адаптирована для учащихся коррекционной школы VII вида. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. Концентрация внимания на объекте неустойчивая, повышена отвлекаемость, наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок.

Организационно-педагогические особенности обучения детей с ОВЗ:

  • индивидуальный подход,
  • предотвращение наступления утомляемости,
  • активизация познавательной деятельности,
  • обогащение знаниями об окружающем мире,
  • особое внимание - коррекции всех видов деятельности,
  • проявление педагогического такта.

Курс «Химия в быту» учащиеся изучают после курсов «Химия», «Биология», «Физика», в которых они знакомятся с первоначальными химическими понятиями на эмпирическом и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, вещества простые и сложные), получают сведения о кислороде и воздухе, горении и топливе, воде и растворах. Эти знания учащиеся актуализируют в качестве опорных в начале изучения систематического курса.

При организации деятельности учащихся обеспечивается последовательность изучения материала; новые знания опираются на пройденный материал, темы раскрываются поэтапно. Закрепление материала происходит в процессе практической работы, игр.

Цели:

  • образовательная: расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к химии и развитие внутренней мотивации учения через формирование представлений о составе и свойствах химических веществ и материалов, окружающих человека в повседневной жизни;
  • воспитательная: воспитание экологической грамотности и химической культуры при обращении с веществами; ориентация на выбор химико-биологического профиля.
  • развивающая: формирование специальных умений и навыков работы с химическими веществами и материалами в быту; развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

Задачи:

  • расширить представления о составе и свойствах химических соединений на примере веществ и материалов, окружающих человека в быту (средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, лекарства, строительные материалы и т.д.);
  • раскрыть экологические проблемы, связанные с использованием веществ и материалов бытового назначения;
  • выработать умения соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами, препаратами бытовой химии, использовать полученные знания на практике.

Основные идеи курса.

  • Единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав клеток живых организмов;
  • Зависимость свойств веществ от состава и строения, обусловленность применения веществ их свойствами;
  • Качественная новизна любого химического соединения как результат взаимного влияния атомов образующих его элементов;
  • Управляющая функция объективных законов природы в отношении химических реакций, особенностей их протекания;
  • Развитие науки под влиянием требований практики, в свою очередь, влияние науки на успехи практики;
  • Направленность химической технологии на решение экологических проблем как важнейший путь её дальнейшего развития.

Образовательные результаты:

После изучения данного курса учащиеся должны знать состав, свойства, области применения наиболее распространённых в быту веществ и материалов  и уметь применять их по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.

Методы преподавания и обучения.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, практические и лабораторные работы, самостоятельные работы с использованием различных источников информации.

Обще учебные умения и навыки.


Учебно-интеллектуальные

Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения, абстрагировать.

Учебно-информационные

Слушать, запоминать, владеть приёмами рационально запоминания, работать с различными источниками информации, представлять информацию в различных видах.

Учебно-исследовательские

Планировать и проводить опыты, практические работы, анализировать и обобщать результаты, представлять результаты в различных видах.

Учебно-коммуникативные

Владеть монологической и диалогической речью, составлять план, конспект, описывать рисунки, модели, схемы, задавать вопросы и отвечать на них.

Учебно-организационные

Осознание учебной задачи, постановка цели, построение алгоритма деятельности, организация рабочего места, рациональное размещение учебных средств, учебного времени.

8  КЛАСС
Учебно-тематический план (34 ч.)

№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего часов

Теорет.

Практ.

1.

Введение «Химия в быту»

1

1

Лекция

конспект

2.

Гидросфера. Вода, которую мы пьем

6

2

4

Лекция, практикум

Отчет по пр. работам

3.

Пища, которую мы едим

5

1

4

Лекция, практикум

Диктант. Отчет по пр. работам

4.

На кухне и в ванной

7

6

1

Лекции, практикум

Отчет о пр. работе

5.

Химчистка на дому

2

1

1

Лекция, практикум

Тест, отчет о пр. работе

6.

Химия на страже урожая

5

4

1

Лекции, практикум

Тест. Отчет о пр. работе

7.

Цветы в вашем доме

4

3

1

Лекции, практикум

Тест.

8.

Инсектициды, репелленты

4

3

1

Лекции практикум

Тест, рефераты

9.

ИТОГО:

34

21

13

 

 

Содержание курса

Тема 1. Введение (1 ч.). Во введении ознакомить с материалом об использовании химии в быту с древних времен и до наших дней. Отмечаем правила по т/б при использовании современных препаратов бытовой химии.

Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (6ч.). повторить понятие гидросферы, познакомить с химическим составом воды, и ее пригодностью для питья и общего потребления,свойство воды как растворителя. Определить жесткость воды и приготовить раствор определенной концентрации.

Тема 3. Пища, которую мы едим (5ч.). В теме показать, что наша пища содержит воду,следовательно, она скоропортящаяся, знакомим с требованиями при покупке продуктов, говорим о роли химии в сохранении доброкачественной пищи.Знакомим с пищевыми добавками, учим ребят,определять качество продуктов и умение определять с помощью химического анализа натуральный продукт от искусственного, на примере меда.

Тема 4. На кухне и в ванной (7ч.).Осуществляем плавный переход от темы 3, говоря, что готовя пищу или, употребляя ее, мы должны заботиться о чистоте посуды и рабочего места. Знакомим с широко распространенными химическими веществами, которые способствуют поддержанию чистоты, и прививаем практические навыки по удалению накипи.

Тема 5. Химчистка на дому (2ч.). Отмечаем,что, готовя и убирая, мы невольно можем испачкать одежду, в этом случае важно уметь на дому провести химчистку, знакомим с простыми приемами выведения пятин ржавчины, туши, гуаши.

Тема 6. Химия на страже урожая (5ч.).Знакомим с химическими средствами защиты растений, стимуляторами роста, минеральными удобрениями, развиваем практические навыки по способам внесения минеральных удобрений.

Тема 7. Цветы в вашем доме (4). Отмечаем,что химия первая помощница в выращивании цветов в доме. Знакомим со способами сохранения букетов,защитой комнатных растений от вредителей и способом выращивания растений на искусственных заменителях (гравии, песке) с использованием питательных растворов, прививаем практические навыки выращивание растений, применяя гидропонику.

Тема 8. Инсектициды, репелленты (4).Знакомим с препаратами, используемыми для борьбы с насекомыми и грызунами.

№ п/п

№ занят.

Содержание

1.

 1

Введение «Химия в быту» (1ч.)

2.

Гидросфера. Вода, которую мы пьем. (6ч.)

 

 2

Гидросфера. Распределение вод, круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.

 3

Вода – универсальный растворитель. Химический состав воды. Жесткость воды. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективности.

 4

Практическая работа № 1 «Свойство воды, как растворителя. Способы очистки воды».

 5

Практическая работа № 2 «Сравнение водопроводной воды и технической по запаху, цвету, прозрачности, кислотности, наличию осадка после отстаивания, пригодность для использования».

 6

Практическая работа № 3 «Определение жесткости воды».

 7

Практическая работа № 4 «Приготовление растворов заданной концентрации».

3.

Пища, которую мы едим (5ч)

 8

Пищевые добавки (что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу). Качество пищи и сроки хранения.

 9

Практическая работа № 5 «Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кода пищевых добавок и значения».

 10

Практическая работа № 6 «Испытание натурального меда».
11(4) в масле».

 11

Практическая работа №7 «Определение кислотности творога, наличие воды

 12

Практическая работа № 8 «Определение качества мяса и рыбы».

4.

На кухне и ванной (7ч.)

 13

Мытье и чистка посуды.

 14

Практическая работа № 9 «Определение качества мыла по содержанию воды и других примесей».

 15

Накипь и методы его удаления.

 16

Практическая работа № 10 «Удаление накипи питьевой содой и уксусной эссенцией»

 17

Чистка изделий из металлов.

 18

Чистка с одновременным удалением ржавчины.

 19

Дезинфекция в домашних условиях.

5.

Химчистка на дому (2ч.)

 20

Выведение жирных и масляных пятен.

 21

Выведение пятин ржавчины.

6.

Химия на страже урожая (5ч.)

 22

Химические средства защиты растений.

 23

Стимуляторы роста растений.

 24

Минеральные удобрения.

 25

Практическая работа № 11 «Способы внесения минеральных удобрений».

7.

Цветы в вашем доме (4ч.)

 26

Сохранение букетов.

 27

Защита комнатных растений.

 28

Гидропоника комнатных растений.

 29

Практическая работа № 12 «Приготовление растворов солей для выращивания растений на питательном растворе».

8.

Инсектициды, репелленты и другие (4ч.)

 30

Борьба с бытовыми насекомыми (тараканами, муравьями).

 31

Борьба с молью и мухами.

 32

Борьба с грызунами.

 33

Итоговое занятие.

Литература для учителя

1. Назаренко В.М. «Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу». ХВШ № 5 – 1997.
2. Северюхина Т.В. «Использование продуктов».ХВШ №5 – 2000.
3. Юдин А.М., Сучков В.Н. «Химия в быту». М.Химия, 1981.
4. Ольгин О. «Опыты без взрывов». М. Химия, 1986.
5. Егорин В.Ф. и др. «Внеклассные практические занятия по химии». М. Просвещение1965г.

Литература для учащихся

1. Энциклопедический словарь юного химика /Крицман В.А. и др. – М.: Педагогика, 1982.
2. Энциклопедия для детей том17. Химия / Глав. Ред.В.А. Володин, – М.: Аванта+, 2002.

Темы для сообщений

1. Химия с древних времен до 17 в.
2. Его Величество Раствор.
3. Правила выживания в лаборатории.
4. Что мы пьем?
5. Молоко и кисломолочные продукты.
6. Пестицид – это не ругательство.
7. Из истории удобрения.
8. Такое привычное мыло.

Тема 1. Тест 1.

1. Знакомство с химическими веществами произошло еще задолго до наших дней:
а) да
б) нет

2. С какого момента человек соприкасается с кислородом:
а) с подросткового периода
б) в зрелом возрасте
в) с момента рождения

3. При дыхании выделяется:
а) углекислый газ
б) угарный газ
в) сероводород

4. В гробнице Тутанхамона обнаружили:
а) краски
б) благовония
в) серную кислоту

5. В прошлом химические вещества использовались:
а) танцев
б) косметики
в) культовых обрядов

6. Кого воспевали поэты востока:
а) воинов
б) насурмленых красавиц
в) пиры

7. В средиземноморье, начиная с I в. н. э. широкое распространение получило:
а) сало
б) оружие
в) мыло

8. С древних времен для стирки применялись вещества:
а) щелок
б) мыло
в) порошок

9. С древних времен отбеливали:
а) белизной
б) кипячением
в) замачиванием и выстиланием на солнце

10. Бузину, залу, капустный рассол на Руси использовали для чистки:
а) сапогов
б) самоваров
в) тканей

11. Для чистки бронзы с древних времен использовали:
а) кислое молоко
б) масло
в) воду с писком

Тема 2. Понятийный диктант.

1. Гидросфера – это…

2. Мы пьем – … (воду)

3. Осадки, испарения, влага, перенос – это… (круговорот)

4. Дожди и снег – это… (осадки)

5. Основные запасы на Земле сосредоточены… (в морях, океанах, ледниках, атмосфере)

6. Жесткая вода содержит в своем составе…

7. Временную жесткость можно устранить…

8. Фильтрование, отстаивание, кипячение – это процесс…

9 класс
Учебно-тематический план


№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего часов

Теорет.

Практ.

1.

Химия пищи.

6

5

1

Лекция, практикум

Тест, отчет о пр. работе

2.

CMC и средства ухода за предметами домашнего обихода.

7

5

2

Лекция, практикум

Отчет по пр. работам

3.

Чистящие средства.

3

1

2

Лекция, практикум

Диктант. Отчет по пр. работам

4.

Химия и косметика.

6

4

2

Лекции, практикум

Отчет о пр. работе

5.

Химия и лекарства.

3

3

-

Лекция

конспект

6.

Строительные и отделочные материалы

4

3

1

Лекции, практикум

Тест. Отчет о пр. работе

7.

Химия на приусадебном участке.

4

3

1

Лекции, практикум

Тест.

8.

Итоговое занятие.

1

1

-

Тест

Тест, рефераты

9.

ИТОГО:

34

25

9

 

 

Содержание курса

Темы

Кол-во часов

Тема №1. Химия пищи.

  • Жиры, углеводы, белки, соли, витамины  в пище.
  • Практическое занятие № 1 «Гашение соды. Брожение. Денатурация белков».
  • Искусственная пища. Опасные вещества в пище.
  • Кулинарная обработка пищи.
  • Консервирование продуктов.
  • Кулинарные профессии. Химик-технолог.

Основные термины: денатурация, брожение, ферменты, белки, жиры, углеводы.

Учащиеся должны знать: состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека, сущность процессов разрыхления теста, брожения.

6 ч.

Тема №2. CMC и средства ухода за предметами домашнего обихода.

  • Из истории моющих средств.
  • Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели.
  • Жестокость воды и ее устранение. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.
  • Практическое занятие № 2. Получение мыла, умягчение воды;
  • Практическое занятие № 3. Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение ее образования; удаление ржавчины.
  • Химия в стиральной машине.
  • Кто работает в прачечной?

Основные термины: мыло, CMC, отбеливатель, жесткость воды (временная и постоянная), накипь, ржавчина.

Учащиеся должны знать: состав мыла и CMC, причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды и удаления накипи, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий.

Учащиеся должны уметь: умягчать воду, получать мыло, подбирать CMC по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину.

7 ч.

Тема №3. Чистящие средства.

  • Что такое абразив. Безабразивные  чистящие средства.
  • Что такое накипь и как ее удалить.
  • Химчистка на дому. Кто работает в химчистке?

3 ч.

Тема №4.  Химия и косметика.

  • Средства ухода за зубами. Практическое занятие 4 «Правильная чистка зубов»
  • Декоративная косметика. Духи, виды и состав духов. Дезодоранты.
  • Помада, тени, румяна. Практическое занятие № 5 «Наложение макияжа»
  • Лаки. Волшебные превращения причесок.
  • Пудры. Крема и их назначение.
  • Профессии парфюмера, косметолога, парикмахера.

Основные термины:  декоративная косметика, лак, духи, туалетная вода, дезодорант, помада, крем, гель.

Учащиеся должны знать: назначение зубных паст, порошков, макияжа.

Учащиеся должны уметь: подбирать зубные пасты, тетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года.

Демонстрации: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

6 ч.

Тема №5. Химия и лекарства.

  • Экскурсия по аптечке. Антибиотики. Витамины.
    Допустимо ли самолечение?
  • Химия и техника безопасности в вашем доме.
  • Профессия фармацевта.

3 ч.

Тема №6. Строительные и отделочные материалы

  • Строительные и отделочные материалы для наружных и внутренних работ. Краски, лаки. Лакокрасочные материалы: их состав и назначение.
  • Средства для шлифовки и полировки поверхностей.
  • Вяжущие материалы. Бытовые клеи.
  • Практическая работа № 6 «Затвердевание цемента и гипса».
  • Строительные профессии.

Основные термины: лакокрасочные материалы, вяжущие материалы (асбест, цемент, гипс), шпаклевки.

Учащиеся должны знать: назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи).

Учащиеся должны уметь: готовить вяжущие растворы, подбирать лаки и краски по назначению и колеру.

Демонстрации: образцы строительных материалов, лаков, красок.

4 ч.

Тема №7. Химия на приусадебном участке.

  • Состав и структура почвы. Кислотность почвы, известкование.
  • Удобрения и их классификация.  Минеральные, органические удобрения. Нормы и сроки внесения удобрений в почву.
  • Химические средства защиты растений. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений.
  • Признаки недостатка питательных веществ. Профессии агронома, садовода, овощевода.

Основные термины: удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование, гербициды, инсектициды, стимуляторы роста и развития.

Учащиеся должны знать: классификацию удобрений, способ определения кислотности почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения; гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста.

Учащиеся должны уметь: готовить растворы удобрений нужной концентрации, применять удобрения для внекорневых и корневых подкормок, проводить обработку растений с целью защиты от вредителей.

Демонстрации: коллекция «Удобрения», образцы стимуляторов роста и развития, гербицидов и инсектицидов.

4 ч.

Итоговое занятие.

1 ч.

Итого:

34 часа

Темы для сообщений учащихся

Презентации профессий по выбору учащихся

Литература и другие информационные источники

  1. Составитель Н. В. Ширшина, Хмия 9 класс. Сборник Элективных курсов,  Волгоград: Учитель, 2004.
  2. Уроки новых технологий по химии., Воронеж, 1997.
  3. Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 классы: Волгоград «Учитель» 2003.
  4. Штремплер Г.И., Лабунский,Ю.В., Панин Г.И. Классификация химических элементов в антропологии: Химия в школе, 9/2001.
  5. Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Вода, дарующая жизнь: Химия в школе 3/1997.
  6. Демьянова С.А. Оксид жизни – вода.: Химия в школе 7/2001.
  7. Ячменцева Н.М. Самое удивительное вещество: Химия в школе 7/2001.
  8. Турлакова Е В. Определение показателей качества воды: Химия в школе 7/2001.
  9. Ануфриева Е.Н., Компаниец О.Н. Интегрированный обобщающий урок «Гидросфера»: Химия в школе 7/2001.
  10. Звездин А.Г. Парадоксы воды.: Химия в школе 7/2001.
  11. Арефьева О.Д., Грамм – Осипова В.Н. Мониторинг водных объектов: Химия в школе 7/2001.
  12. Кульский А.А. Проблема чистой воды. Киев 1974.
  13. Хачатрян И. Н. Неисчерпаемое море солей. Химия в школе 1/2001.
  14. Катаева Л.В. Восхитительный мир кристаллов. Химия в школе 9/1997
  15. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение 1981.
  16. Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.
  17. Сугатова В.Ф., Малеев В. В. «Не все ль блаженства – лишь отрава?» Химия в школе 3/1998.
  18. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа 1992.
  19. Химия в быту. Смоленск: Русич 1996.
  20. Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия 1998.
  21. Боровский Е.Э. Озоновый слой земли: проблемы и прогнозы. Химия в школе 5/2000/
  22. Кришталь Н.Ф., Санков Б.Г. Экология нашей планеты: сохранение озонового слоя стратосферы. Химия в школе 6/2000.
  23. Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. Химия в школе 4/1998.
  24. Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М.: Стройиздат 1987.
  25. Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. Химия в школе 1/1998.

CD

  1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
  2. Химическая энциклопедия, 1992.
  3. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Сайты в Интернете

  1. www.goldpages.ru
  2. www.chinainfo.ru 
  3. www.delphiclub.ru 
  4. www.price-list.kiev.ru 
  5. www.vashdom.ru 
  6. www.duhi.nm.ru 
  7. www.zdorove.ru 
  8. www.lpt.ru 
  9. www.cosmoneus.ru
  10. www.medik.oke.ru
  11. www.ngs.ru 
  12. www.bb-club.ru 
  13. www.idh.ru 
  14. www.udivi.ru 
  15. www.rambler.ru 
  16. www.ih.ru и др.