Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

  • формирование умения распознавать спряжение глагола и способности написания гласной в безударных личных окончаниях глагола;
  • развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;
  • создание атмосферы доброжелательности между обучающимися и учителем, стимулирование активного творческого труда.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • доступный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей;
  • осознание необходимости владения грамотным русским языком;
  • самоуважение и уважительное отношение к другим участникам деятельности на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • целеполагание и планирование своей деятельности;
  • принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;
  • умение осознанно и правильно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способам получения результатов.

Коммуникативные:

  • умение работать в группе;
  • практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;
  • умение действовать с учетом позиции другого, согласовывать свои действия.

Познавательные:

Умение:

  • сравнивать и классифицировать изученные объекты по самостоятельно выделенным критериям;
  • выбирать смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними;
  • определять основную и второстепенную информацию;
  • строить логические рассуждения, устанавливая причинно-следственные связи;
  • представить информацию в виде алгоритма.

Предметные:

  • обучающие: формирование представлений о способах определения спряжения глаголов;
  • развивающие: освоение алгоритма применения правил определения спряжения глаголов по инфинитиву и личным окончаниям;
  • воспитательные: формирование стремления к активному творческому труду стимулированием обучающихся; формирование стремления к изучению русского языка, интерес к изучаемой теме

Раздаточный материал: «Карта достижений», карточки с тестами, карточки с разноуровневыми заданиями.

Наглядности: учебник, раздаточный материал.

ТСО: компьютер, мультимедийная доска, документ-камера.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые
УУД

I. Мотивация учебной деятельности
Цель: осознанное вхождение в урок на личностно-значимом уровне

1. Орг момент
Хай Файв - знак тишины (Сингапур)
2. Отчет дежурного
- Открыли тетради, записали число, кл./работа, оставили 2 строчки для названия темы

Приветствуют, садятся тихо.
Отвечает дежурный

Личностные:
положительное отношение к учебной деятельности
Коммуникативные:
общение и взаимодействие

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии
Цель: актуализация изученных способов действия

В течение урока вы будете себя оценивать
На партах лежат «Карта достижений»
Презентация №1
Разговаривать
Подберите синонимы к слову "разговаривать" (беседовать, и т.д.)
- Какой синоним самый древний? (Глаголить)
- О какой части речи сегодня будем говорить? Сегодня мы поговорим о части речи, которая является основой языка – это глагол
Что я знаю (заполнить таблицу)
Проверочный опрос ( 2 балла)
1. Что такое глагол?
2. Назвать признаки глагола
(число, род, время, лицо, наклонение, спряжение, переходность)
- Впишите полученные баллы в «Карту достижений»

Записывают в тетрадь число, классная работа

Работают самостоятельно

 

 

 

 

 

Вписывают баллы

Познавательные:
проявление познавательной активности
Регулятивные:
самооценка
«Карта достижений»

III. Постановка цели и задач урока
Цель: формирование шагов, необходимые для реализации поставленной цели

 

Докумет – камера (учитель записывает, дети называют окончания)

Что можно определить по окончанию?

Ты чита . шь
Он чита . т
Мы чита . м
Вы чита . те
Они ид . т
Они по . т

Ты вид . шь
Он вид . т
Мы вид . м
Вы вид . те
Они молч . т
Они свист . т

- Что это за часть речи?
- Что мы изменяли, когда определяли окончание?
Сделайте вывод: Спряжение – это изменение глаголов по числам и лицам. (Конспект в тетради)
Презентация 2

Размышляют, зачитывают Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений

Сформулируйте тему урока. Цель и задачи урока

Метапредметная

- Какой метод мы будем использовать?
- Что вы выберете в качестве объекта наблюдения?
- Что будем сравнивать?
- Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы научиться правильно писать гласную в личных окончаниях глаголов.

Презентация №3
- От чего зависит выбор букв в окончании глагола? 

Ед. ч.

1 спр.

2 спр. 

1 л  - у (ю)

1 л. – - у (ю)

2 л – ешь

2 л. - ишь

3 л. – ет

3 л.- ит

Мн. ч

1 спр.

2 спр.

1 л. –ем

1 л. - им

2 л.- ете

2 л. - ите

3 л.- ут (ют)

3 л.- ат (-ят)

Дети называют, а затем записывают тему урока
Спряжение глагола
Правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глагола, определять спряжение глаголов.
- Применять знания в жизни
Наблюдение. Сравнение.
Материал для
самостоятельного наблюдения.
- Наши выполненные работы с заданиями для самопроверки.

- Научиться определять спряжение глагола

 

IV. Работа по теме урока
Цель: обсуждение затруднений (почему); причины затруднений (что еще не знает)

(3 балла)
Выписать из предложений глаголы, поставить пропущенную букву, ударение, определите их спряжение.

Тучи вис. т  низко.  Весь день ид. т  снег.
Свищ. т  ветер.  Целый день  Сид. м  в каюте, скуча. м.  Меркн. т  день, а море злей и злей бурл. т.

 

Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие
Регулятивные:
фиксация затруднения саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений

Проблемный вопрос
Выявление места и причины затруднения

Цель: обсуждение затруднений (почему); причины затруднений (что еще не знает)

Два ученика выходят и объясняют.

1. Определите спряжение глаголов.
висят(2), идет (1), сидим (2), бурлит (2)
2. Свищ(Е) (и)т, скуча(Е) (и)м, меркн(Е) (и)т - вызвали затруднения

Проблемный вопрос:
- Почему в одних глаголах легко определить букву в окончании, а в других сомневаемся

 

 

 

 

Проблема: не знаем, какую гласную в окончании писать
- Ударение падает на личные окончания глаголов
-Ударение не падает
на личные окончания глаголов
Вписывают баллы

Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие
Регулятивные:
фиксация затруднения саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений

- Впишите полученные баллы в «Карту достижений»

Что хочу узнать (1 предложение)
- Что нужно сделать, когда мы не знаем, как писать безударные личные окончания глаголов?

Определить спряжение глаголов, где ударение не падает на окончание
Записывают
 

V. Реализация построения проекта
Цель: построение и фиксация нового знания

1 - Если окончание ударное, то по какому признаку определяется спряжение?
- У некоторых правил бывают исключения
2 - Давайте продолжим составление алгоритма
Презентация №4

I спр.

II спр.

1 На –ить
Брить, стелить, зиждиться (искл)

1) Все глаголы на -ить
Искл: брить, стелить, зиждиться –опираться на что- то (торж стиль)
2) 4 глагола на -ать: слышать, дышать, держать, гнать
3) 7 глаголов на -еть
смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть,
терпеть, вертеть, обидеть

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями.

 

Спряжение глаголов с ударным личным окончанием определяется по окончанию:

Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка

Личностные:
действие оценивания усваиваемого содержания

VI. Физкультминутка Сесть/встать (Сингапур)

Организация физкультминутки

Выполнение физкультминутки

Личностные:
установка на ЗОЖ и ее реализация на уроке

VII. Работа у доски
Исследовательская работа
Разноспрягаемые глаголы

Презентация №5  Обратить на ударение

- Проверка по эталону
У некоторых форм
У глаго  глагола ХОТЕТЬ 
оконча   окончания
 безударные
– мо-  можно сделать
ошибку,
а  окончания
оконча   форм глагола
БЕЖАТЬ  все
– все уд    ударные

 

 

 

Разноспрягаемые

Личностные:
формирование способности  к самостоятельным суждениям
Регулятивные:
принятие решения в проблемной ситуации, контроль и оценка своих действий
Познавательные:
построение логического рассуждения
Коммуникативные:
развитие словарного запаса и навыков свободного выражения мыслей в процессе речевого общения

Ед ч -1 спр

Мн. ч- 2 спр

1 Я хоч У
2 Ты хочЕшь
3 Он хочЕт

1 Мы хотИм
2 Вы хотИте
3 Они хотЯт

 

1 Я бегУ
2 Ты бежИшь
3 Он бежИт

1 Мы бежИм
2 Вы бежИте
3 Они бегУт-

 

Исходя Сделайте вывод - какие бывают  глаголы?
(разнос Записали 2 часть темы
Тема: Разноспрягаемые глаголы
Глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ -
разноспрягаемые глаголы

VIII
Взаимодиктант
Работа в парах
Цель: самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия самопроверка на основе
сопоставления с эталоном

6 баллов
Сядьте парами (после написания диктанта)
Разноспрягаемые глаголы
Я хоч .  учиться. А ты хоч. шь  учиться?
Шамиль хоч. т учиться.  И мы хот. м , и вы хот. те , и они хот. т учиться.
- Зачитать ответы
- Как называются эти глаголы? (разноспрягаемые)
- Объяснить пунктуацию в последнем предложении
- Впишите в карту достижений

 

 

Самостоятельная работа

Самопроверка по эталону

Оформление «Карты достижений»

Познавательные:
умение находить нужную информацию
Регулятивные:
умение решать проблемы
Личностные:
способность самооценки своих - чужих
действий

IX. Физкультминутка

Организация физкультминутки для глаз

Выполнение физкультминутки

Личностные:
установка на ЗОЖ и ее реализация на уроке

X. Работа в группах

По 1 баллу (каждый называет)
1 группа: Вспомнить пословицы, (глаголы I спряжения)

2 группа: Вспомнить пословицы, (глаголы II спряжения )
- Какой общей темой объединены пословицы?
- Какова основная мысль пословицы?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Впишите баллы в «Карту достижений»

Выполняют задание
Труд
Надо быть трудолюбивым, чтобы чего-то в жизни добиться
Отвечают на вопросы

Вписывают баллы

Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка
Личностные:
действия оценивания усваиваемого содержания

XI. Проект
Работа в группах

Презентация № 6
И.С.Тургенев «Берегите наш русский язык…»
- Как нужно относиться к языку?
- Что нужно сделать, чтобы быть грамотным?
- Напишите свои советы, пожелания, используя глаголы I и II спряжения

Работают в группе

Памятка

Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка
Личностные:
действия оценивания усваиваемого содержания

XII. Рефлексия учебной деятельности
Цель: соотнесение цели урока с его результатом, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

- Что я узнал
- Что я понял?
- С какими трудностями столкнулся на уроке
- Пригодятся ли знания в жизни?
- Нарисовать смайлик

Ответы обучающихся

Регулятивные:
рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка
Личностные:
адекватное понимание успеха или неуспеха в УД
Коммуникативные:
уметь слушать и понимать и воспринимать речь других

1.02.2019