Развитие изобразительных способностей у младших подростков на уроках тематического рисования по программе "Изобразительное искусство" В.С.Кузина

Разделы: МХК и ИЗО


Одна из основных проблем современности – необходимость гуманизации социальной жизни, то есть очеловечивания общественных отношений. В ходе перемен, которые переживает наша страна, школа должна готовить учащихся к решению принципиально новых задач, что невозможно без осознания учениками своего внутреннего мира.

Занятия композицией являются продуктивным способом художественного развития, так как содержат творческое начало.

Тематическое рисование является одним из видов учебно-творческой работы школьников на уроках изобразительного искусства.

На занятиях композицией в условиях урока изобразительного искусства у детей идет сложнейший процесс отражения через творчество собственного внутреннего мира, а понимание творчества художника в целом приводит к развитию способности осмысления человеческих чувств и возможности передачи их в рисунке.

В настоящее время существует ряд учебных программ по предмету “Изобразительное искусство: «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского и В.Г. Горяевой, «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я. Шпикаловой, «Изобразительное искусство» В.С. Кузина, Е.В. Шорохова [22]. Сравнительный анализ указанных программ позволил выделить содержание обучения детей построению композиции на уроках тематического рисования. Например, в программе Б.М. Неменского и В.Г. Горяева учащиеся знакомятся с основными средствами композиционной и художественной выразительности. При этом осваиваемые детьми пропорциональные и пространственные отношения “группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств” [22]. Однако, понятие “композиция”, способы и приёмы её создания как предмет усвоения в данной программе отсутствуют. Тематическое рисование как один из видов работ, выполняемых детьми при обучении изобразительному искусству, тоже не находит здесь применения. Значит, при обучении рисованию у школьников не формируется умение выполнять тематическую композицию, используя способы и приёмы её создания.

В отличие от программы Б.М. Неменского, в курсе Т.Я. Шпикаловой композиция представлена как один из видов изобразительной деятельности учащихся.

В содержании раздела “Основы художественного изображения: художественный образ и изобразительное творчество учащихся” предусмотрено составление учащимися композиции на заданную тему. Ученики овладевают художественно-творческой деятельностью через познание средств художественной выразительности в искусстве, усваивают, что композиция – это процесс поиска выразительного воплощения замысла в разных видах художественной деятельности. Они учатся выявлять смысловые связи в изображаемом сюжете, уметь выявить главное, расширяют представление о композиции в рамках жанра изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая картина). Школьники учатся выделять главное размером, цветом, месторасположением, а также знакомятся с приемами передачи пространства. В процессе обучения дети знакомятся с основными средствами композиции: зрительным центром, ритмом, статикой и динамикой, применяют в композиции на заданную тему различные композиционные закономерности для создания задуманного сюжета (выбор точки зрения, контрасты света и тени, выделение композиционного центра и др.). Анализ программы Т.Я. Шпикаловой позволяет сделать вывод о том, что композиция выступает в качестве предмета усвоения. Однако больше внимания в программе уделяется созданию декоративной композиции, поскольку акцент сделан на изучении народного искусства России.

Программа В.С. Кузина представляет особый интерес для нашего исследования, поскольку рисование на темы и иллюстрирование литературных произведений является одним из основных видов работ на уроках изобразительного искусства. В.С. Кузин одним из первых обращается к развивающим технологиям, а, именно, к проблемному обучению.

Создание любой творческой тематической композиции представляет собой проблемную задачу, в которой можно выделить несколько подзадач – отбор материала (первоначальное художественное накопление), эскизное решение, поиск художественных средств и т.д. Успешное решение данных задач определяется умением ставить перед собой вопросы, формулировать цели работы на каждом этапе, знать способы их достижения. Решение данных задач осуществляется на всех этапах обучения изобразительному искусству, в разных возрастных группах.

Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма

Рисование на темы, как и любой другой вид изобразительной деятельности, имеет свои особенности и выполняется в определенной последовательности.

В данном конкретном случае на уроках тематического рисования происходит знакомство с базовыми принципами построения композиции, хотя автор и не касается прямых вопросов методики обучения. В.С. Кузин предлагает следующую последовательность выполнения рисунка на тему. Это - специальные наблюдения в природе (в качестве домашнего задания). Предварительный, “рабочий” эскиз. Более проработанный (по композиционному решению) схематичный эскиз. Выполнение набросков и зарисовок объектов с натуры, которые включены в содержание тематической композиции. Линейное выполнение тематической композиции. Завершение работы над композицией в цвете (гуашь, акварель).
При рисовании на темы полезно, по мнению автора, воздействовать на чувства детей через чтение литературных произведений, прослушивание музыки. Эти приемы оказывают положительное воздействие на детское воображение, вызывают у них эмоциональный отклик, что в свою очередь положительно влияет на выразительность рисунков [9].

В процессе обучения школьников рисованию на темы важнейшими методическими приемами, по мнению В. С. Кузина, являются: показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов тематической композиции, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета; показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов тематической композиции.

Таким образом, в процессе обучения школьников изобразительному искусству по программе В.С. Кузина у детей формируются, совершенствуются и закрепляются умения грамотного изображения пропорций изображаемых предметов, пространственного положения, освещенности.

В процессе освоения учебной программы дети получают сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, знакомятся с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, формируют представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиции, рисунке, цвете, колорите, светотени и т.п.), получают теоретические основы изобразительной грамоты.

Необходимо отметить, что, несмотря на разнообразное содержание, разработанное автором для обучения школьников тематическому рисованию, в программе не предусмотрено обучение детей композиции и способам её создания. Умение выполнять композицию в рисунке на заданную тему формируется у детей в результате выполнения творческих работ. Ученики, овладевая изобразительной деятельностью, эмпирическим путём накапливают свои представления о композиции и её основных способах создания, поскольку понятие “композиция” не является предметом усвоения и целенаправленное обучение способам её создания отсутствует.

Программа В.С.Кузина представляет интерес для нашего исследования еще и тем, что существует возможностью по данной программе организовать различные формы учебного взаимодействия школьников на уроках изобразительного искусства. Форма есть внешнее очертание, выражение, наружный вид какого-либо содержания [8]. Следовательно, такая характеристика как форма учебного взаимодействия указывает на его внешний характер, то есть на количество школьников, одновременно участвующих в совместной работе, организованной учителем.
Основной формой учебного взаимодействия является работа в группах. При групповой форме организации учебного взаимодействия учитель распределяет детей по группам, даёт задание и контролирует его выполнение. Одним из преимуществ такой формы организации взаимодействия, по мнению М.Н. Скаткина [4], является возможность использовать дифференцированный подход к распределению заданий различной сложности между учащимися с разным уровнем знаний. Кроме этого, в ходе групповой работы легче выявить индивидуальные особенности и уровень подготовленности школьников. По мнению В.В. Давыдова, при совместном выполнении группой школьников под руководством учителя распределенных между ними учебных действий происходит интериоризация коллективно-распределенных действий, превращение их в индивидуально осуществляемое решение учебных задач.

Кроме того, одной из форм организации учебного взаимодействия является работа в парах, способы организации которой, предложенные разными авторами, существенно отличаются. Так, парная работа, предложенная М.Д. Виноградовой и И.Б. Первиным, имеет односторонний характер, если сильный ученик помогает слабому ученику, и двусторонний характер, если целью такой работы является взаимная помощь. Организация учебного взаимодействия в парах, состав которых постоянно меняется, названа В.К. Дъяченко “работа в парах сменного состава”. Деятельность учащихся в парах сменного состава положена в основу коллективного способа обучения, при котором коллектив обучает каждого своего члена, а каждый член активно участвует в обучении товарищей [5].

Программа В. С. Кузина дает широкие возможности для развития творческих способностей учащихся. Многие программы по изобразительному искусству страдают неполной продуманностью, нечеткой последовательностью, нет стройной системы, нет преемственности. Эта программа дает возможность работать в группах, в парах и индивидуально, выполнять действие лепки, аппликации, моделирование в абстрактном материале. По мнению В.В. Давыдова, учебные модели составляют необходимое звено процесса усвоения теоретических знаний и обобщенных способов действия. Так, в программе В.С.Кузина общим способом создания художественной формы является композиция, при этом учитывается собственный эмоциональный опыт ребенка, что позволяет вывести на передний план освоение изобразительного искусства, и как следствие, развитие творческого воображения через создание художественного образа.
Для развития творческих способностей легко спланировать урок по методу проектов, т. к. программа дает возможность развивать представление об истоках творчества художника. Природа и окружающая нас реальность является первоосновой творчества во всех видах деятельности. Через реальность дети приходят к понятию фантазии - прекрасной способности любого человека.
Умение школьников среднего звена выполнять композицию в рисунке на заданную тему посредством выполнения творческих работ, по нашему мнению, наиболее полно представлено в программе В.С. Кузина.

Вместе с тем, для развития творческих способностей школьников на уроках тематического рисования необходимо создать следующие условия: наличие в содержании уроков тематического рисования теоретических основ создания композиции; основной формой организации взаимодействия школьников является работа в парах и группах; усвоение способов и приемов создания композиции на темы осуществляется на основе действия моделирования, в содержание занятий включены разнообразные по степени сложности задания, использованы разнообразные материалы и техники, используются методы проектов.

Тематическое рисование – рисование на темы окружающей жизни или иллюстрирование того или иного сюжета литературных произведений по памяти, на основе предварительных наблюдений и воображению, сопровождаясь выполнением набросков и зарисовок с натуры.
И главное. Возрастные особенности ведущих психических процессов детей среднего школьного возраста состоят в том, что ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности. Это происходит потому, что объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность с возрастом увеличивается, но вместе с тем, внимание становится избирательным, зависящим от направленности интересов, что ведет к неумению сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей. Вместе с тем, педагогические и психологические исследования подтверждают тот факт, что подростковый возраст является наиболее благоприятным для художественного развития ребенка средствами изобразительной деятельности. У подростка в изобразительной деятельности восприятие носит зрительную установку. Меняется не только тип восприятия рисунка (он становится более детально проработанным), но и живописное восприятие. Живопись от открытых контрастных цветов переходит к более тонкой, сложной цветовой гамме. С психологической точки зрения в этом возрасте идут процессы совершенствования психики человека, его визуальной культуры, что ведет к качественным изменениям в изобразительной деятельности. В подростковый период на художественное развитие учащегося большое влияние оказывает систематические занятия изобразительным искусством под руководством педагога.

Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного заключается в необходимости привлечь внимание подростка к изобразительной деятельности на уроках тематического рисования различными формами и видами занятий, такими, как, проектирование, макетирование, конструирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой может проявляться и развиваться творческое воображение подростка.

Список литературы

1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977.

2. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.:ИНТОР, 1996.

4. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.

5. Дъяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.

6. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Просвещение, 1961.

7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е издание. – М.: АГАР, 1998.

8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования.

9. Психология. Пособие для педагогических училищ. / Под ред. Е.И. Игнатьева – М.: Просвещение, 1965.