Научно-исследовательский проект «Как в 1847 году в Черномории порт искали»

Разделы: Краеведение


Выполнила ученица 10 класса
МБОУ СОШ №9 ст.Бородинская
Приморско-Ахтарского района
Антонова Евгения Витальевна

Научный руководитель:
учитель истории и кубановедения
Токмакова Елена Валерьевна

Введение

Жители приморского города в штыки восприняли идею разместить порт в уникальном лимане. Крайне редкий для Кубани факт произошел в Приморско-Ахтарске: по актуальному для всех жителей вопросу здесь диаметрально разошлись позиции руководителей исполнительных и представительных структур. Причем все это случилось не в тиши кабинетов, а публично. Строительство порта - локомотив экономики района, что рыбы уже нет, поэтому не стоит и беспокоится об экологическом ущербе. Тема строительства порта в южной части города не нова, но оно, как мне кажется, больно может ударит по курорту. Хотелось бы изучить как стоял это вопрос еще в 19 веке, почему  войсковой порт начинают строить 1848 г. при Ейском лимане, не у нас?

Цель: на примере Ахтарского поселка (1847г) показать, как  начиналась заселение нашего района, выявить причины в отказе строительства порта.

Задачи:

  • учиться анализировать документы.
  • найти причины отставания социально-экономического развития района.
  • проявлять интерес к истории свой малой Родины.

Гипотеза: изучением Ахтарского лимана, почему войсковой порт начинают строить 1848г при Ейском лимане?

Предмет исследования: рапорты А. Посполитаки и капитана Генерального штаба Г.Д Фалькенгагена.

Объект исследования – литературные, архивные данные, информация педагогов, музейных работников, данные сети «Интернет», газеты.

При выполнении исследования мы применяли следующие методы исследования: анализ; наблюдение; сравнение; обобщение; изучение литературы.

Практическая значимость: данные нашей исследовательской работы можно использовать в школьном краеведческом музее и на уроках истории, географии и т.д

Глава 1. Краткая характеристика нашего района с середины XIX века до современности

После высыхания степей в начале II века н.э. меоты ушли на юг, где на их основе сформировался современный народ адыгов, а на нашей территории остались лишь разрозненные кочевые группы сарматов, хазаров, половцев. На территории города есть два половецких кургана, относящихся к XII в н.э. На протяжении нескольких столетий по берегу располагались только торговые фактории генуэзцев, причём наше побережье пользовалось спросом - на Азовском море всего три места с хорошей гаванью и прочным грунтом, это Ейск, Приморско-Ахтарск и Темрюк. К XVII веку Прикубанье попало в сферу интересов турецкой Османской империи. Турки подчинили местных кочевников-ногайцев и разместили на берегах Азовского моря ряд укреплений. Остатки одного из них в урочище Ак-Тар - "Белый берег" - обнаружили русские во время Азовских походов Суворова. С Суворовской линии оборонительных укреплений началась современная история Прикубанья. Экономическая основа существования казачьих поселений - "земля за службу" - не позволяла развивать товарное сельское хозяйство. Земли Прикубанья были распаханы только после прихода новой "рабочей силы".

В 1861 году было отменено крепостное право, и безземельные крестьяне центральной России двинулись на заработки. Многие приезжали на Кубань и нанимались к казакам в качестве батраков. В 70-80 годах XIX века целинные земли Кубани завалили страну зерном. Тут же появились мельницы, зерновые конторы, стала развиваться транспортная инфраструктура.

В 1884 году построена пристань, а в 1896 году в Ахтарском зерновом порту разрешили грузиться иностранным судам.

В 1914 году открылось движение на железнодорожной ветке "Екатеринодар - Ахтари". Следствие экономического бума - массовая застройка станицы кирпичными домами. Были выстроены здания железнодорожной станции, мастерских, ремесленного железнодорожного училища. Постройка нашего здания тоже связана с этими событиями.

До 1829 года, Ахтарский редут выполнял вместе с другими крепостями на южных границах роль сторожевого поста. С продвижением русских в глубь Северо-Западного Кавказа он потерял военное значение, и на его месте возникло небольшое рыбацкое поселение. В конце XIX — начале XX веков станица Приморско-Ахтарская представляла собой приморский населенный пункт с хорошо развитой сельской инфраструктурой. Центр района — город Приморско-Ахтарск; статус города станице Приморско-Ахтарской присвоен в 1949 году. В настоящее время в городе 6 средних школ, стадион, дворец культуры, кинотеатр, художественная, музыкальная и спортивная школы, больница. Из промышленных предприятий в городе действуют: ОАО «Азовтара», ОАО «Кубаньхлебопродукт», швейная фабрика, комбинат кооперативной промышленности (хлебозавод), парфюмерная фабрика «Роза». Промышленный лов рыбы осуществляют две рыболовецкие артели: им. В. И. Ленина и «Заветы Ленина». Главной дорожной магистралью района является государственная дорога Краснодар — Приморско-Ахтарск. На территории района находятся железнодорожная ветка Тимашевск — Приморско-Ахтарск. Автовокзал в Приморско-Ахтарске принимает междугородние автобусы всех направлений. В районе действует 8 автозаправочных станций, 2 станции техобслуживания и диагностики и многочисленные частные пункты ремонта автотехники. Протяженность автодорог общего пользования 240 км. Для обслуживания населения и предприятий в районе имеется пассажирское автотранспортное предприятие.

Экономически Приморско-Ахтарский район — аграрный, основное направление — сельскохозяйственно-зерновое. Сельское хозяйство района представляют 8 акционерных обществ, 2 специализированных (животноводство, семеноводство). Кроме того, около 3 тыс. га занимают 134 крестьянских и фермерских хозяйства. Промышленность района представлена 8 крупными и 256 мелкими предприятиями. В основном это предприятия перерабатывающей отрасли, стройиндустрии. Строительство в районе ведут 2 крупных и ряд мелких строительных организаций. В районе добывают газ, кормовую ракушку. Через территорию района проходят газопроводы регионального значения. На территории района действует 6 муниципальных коммунальных предприятий, 9 лечебных учреждений, 7 объектов социальной защиты населения. В районе имеется 26 общеобразовательных школ. В ПАТИС проходят профессиональную подготовку 260 учащихся, 20 детских дошкольных учреждений посещают 1700 детей. В районе работает 7 клубных учреждений, 11 массовых библиотек. Бытовые услуги оказывают 13 предприятий бытового обслуживания.

В районе имеются большие резервы для развития охотничье-рыболовного туризма, санаторного комплекса на базе лечебных грязей. Прибрежное положение и наличие плавней и лиманов благоприятствует размножению рыбы (судак, тарань, сазан, осетровые) и пернатой дичи (утка, гусь, лебедь). Приложение 1.

Глава 2.А. Посполитаки

А. Посполитаки – офицер коммерсант, войсковой старшина, известный Екатеринодарский предприниматель и меценат Александр Лукич Посполитаки. Керченский грек вмести со своими братьями служил в черноморском войске, храбрый находчивый офицер, знал греческий и турецкие языки. Дослужился вместе со своими братьями до войскового старшины. Однако рано оставил службу и занялся коммерцией.

С 1846 по 1854 года Ачуевский рыболовный завод взял в откуп войсковой старшина Александр Лукич Посполитаки. Контракт составлялся не в Сенате, как полагалось, а в Черноморской войсковой канцелярии. Это объяснялось тем, что влияние и связи указанного предпринимателя в торговой и административной сферах были очень значительны. Для своего времени он считался одним из крупных капиталистов на всем Юге России. Ему удалось взять Ачуевский рыболовный промысел в откупное содержание без торгов, за 30 тыс. руб. в год. Кроме того, в откупные условия вводились статьи в высшей степени невыгодные для войска и, в особенности, для рыболовов, действовавших за пределами этого завода: было положено забить все ерики, вытекавшие из Протоки и не соединяющиеся с ней вновь, запрещено отводить воду как из Протоки, так и из вытекающих из нее ериков.

В январе 1847 года он за бесценок  берет на откуп (т.е. в аренду) все  приморские рыболовные угодья. Значит вести промысловый лов  рыбы в Азовском море  никто кроме него не имеет права. Весной 1847 года Войсковое правительство начинает искать место для строительства порта. Таких бухт на Азовском побережье было две: Ахтарска и Ейская. В мае Ахтарскую Бухту обследует комиссия во главе которой был А.Посполитаки. Вмести с ним  прибыл топограф, капитан Генерального штаба Г.Д. Фалькенгаген, который глазомером снял план бухты. Но войсковой порт начинают строить 1848 г. при Ейском лимане, почему? (Приложение 2)

Глава 3. Исследование. Изучение рапортов А.Посполитаки  и капитана Генерального штаба Г.Д. Фалькенгагена. (Приложение 3)

При изучении документов передо мной стояли  вопросы на которые я вместе с моими одноклассниками постараюсь ответить, основываясь на исторические документы.

1. Что увидели А.Посполитаки  и Г.Д.Фалькенгаген на Ахтарской косе?

Из рапорта А.Посполитаки.

«…На Ахтарской косе есть небольшой так называемый Ахтарский посёлок, заключивший в себе вместе с рыбными заводами около 15 домов. Жители пользуются здесь колодячей несколько солощавою водою, по утверждению их, очень здоровою водою, в которой и при большом стечении народа при гребке соли и ловли рыбы недостатка не бывает как для самих жителей, так и для рабочего скота..». 19 мая 1847г. ГАКК ф.249, оп1, д.1804, л.41

Из рапорта Г.Д.Факельгагена.

«…Самое прибрежье занято ахтарским поселком, имеющим 14 домов, при котором находятся склады войской соли в буртах/до 600пуд/, добываемой с прилегающих здесь Охтарских соляных озёр; так же усеяно рыбными заводями, именуемыми Охтарскими, которых считается 9, и в окрестностях этого прибрежья на впадине называемой Шамраевой балкою находится пять хуторов…»
11 июня 1847г. ГАКК, ф.249, оп.1, д.1804. л.48

«От Господина Генерального Штаба № 2761 Капитану Густаву Даниловичу Фалькенгагену. 26 Июня 1848 г.

В пределах края Черноморских казаков, с предпринятым по Высочайшей воле усилением народонаселения этого края переселенцами из внутренних малороссийских губерний, учреждаются дав новые станицы на юго-восточном берегу Азовского моря. 
Первая на Долгой косе, расстоянием от станицы Старощербиновской в 50, а от вновь учреждаемого Портового города Ейска в 25 верст в 200 дворов из малороссийских переселенцев».

2. Как использовалась Ахтарская бухта и ее возможности?

В поселок завозили:

- «камень соль»,

- нить, бечеву и прочие материалы для рыбоводства;

- из потребностей случаем хлеба.

Из поселка вывозили:

- рыбу за границу и а порты Керченский и Мариупольский;

- смоль из Ахтарских бугров в войсковые магазины.

3. Чем занималось местное население?

- лов рыбы

- хлебопашество(еще не развито),

- гребка соли;

- доставка грузов в разные пункты.

4. Предсказания А.Посполитаки., дадут ответ на вопрос почему забраковали Ахтарскую бухту, и в 1848 войсковой  порт начинают строить в Ейском лимане.

Выдержки из рапорта.

  1. На этом месте без всякого стеснения для рыболовных заводов можно поселить 1000 душ мужского пола станицу, которые судя по плодородию и обширности неисчислимых довольствий, никогда не смогут ни других стеснять, ни сами в строгих стеснениях быть.
  2. Если устроить пристань на 50 сажень  от берега могут баркасами нагружаться свободно и успешно принять все грузы в бухте этой. А мелкие суда могут пристать вплоть к пристани. Фарватер для хода судов просторный.
  3. …Нет сомнения, что при постоянном сбыте  за границу хлеба и различных произведений хлебопашества и посевы семян маслобойных могут значительно увеличиться… это будет новая, богатая и основательная промышленность Черномории.
  4. Ни один сбыт местных продуктов и товаров составит интерес жителей Кавказа и Черномории. Они могут на место в Ахтарях привозить для продажи разные материалы и набирать рыбы, доставлять в войсковые магазины соль из Ахтарских буртов - такое колесо оборотов составит большую выгоду народу и товары войску…нет причин опасаться недостатка выявленных потребностей, ибо… природа так щедро расточает дары свои…

Вывод. Из этих фраз можно сделать вывод, что отказу в строительстве порта было связанно с малой «народонаселенностью», отсутствием пристани, нехваткой хорошей  воды, так как она привозится за 7 верст.

Заключение

История хороша тем, что в ней уже все было, и не один раз. Если внимательно смотреть в прошлое, то там, то сям можно высмотреть совпадения с настоящим и, осознав это, прозреть будущее. Александра Посполитаки - войскового старшину, черноморского казака, столпа екатеринодарского общества - сейчас бы назвали бюджетообразующим налогоплательщиком, инвестором и эффективным менеджером. Одним из главных интересов Посполитаки примерно с 1843 года стали рыбные промыслы. На Кубани они были двух статусов: Ачуевские рыбные ловли, принадлежащие непосредственно войску и управляемые войсковым правительством, и все остальные, тоже принадлежащие войску, но разрешенные к использованию всеми казаками. Приморские промыслы, наглухо перегородив своими сетями устья наиболее рыбных рек (Бейсуг, Ея). Так, он оставил без добычи рыбаков и на внутренних водоемах северо-западной части края.

К 1850 году внутреннее рыболовство на Кубани было практически разрушено, а доходы войсковой казны от него стремились к нулю. В этой ситуации Посполитаки берет в откуп еще и все внутренние рыбные ловли региона - всего за 2000 рублей в год (а за что там платить - отрасли ведь уже нет, верно?).

Став полновластным «рыбовладельцем» Кубани, Посполитаки пробивает в войсковом правлении решение открыть все связанные с Кубанью ерики, перекрытые, напоминаю, ранее по его же настоянию Деятельность Поспотилаки  шла в разрез с интересами не только рыбопромышленников нашей территории, но простых казаков. Изучив рапорты А.Посполитаки можно сделать вывод, что строительство порта в нашем районе было неэффективно еще в XIX веке, так как имелась малая «народонаселенность», отсутствием пристани, нехваткой хорошей  воды (привозится за 7 верст).

Литература

  1. kubangenealogy.ucoz.ru/o_zaselenii_dolzhanskoj...
  2. http://www.knigafund.ru/authors/3080 Фалькенгаген Г.Д.
  3. http://kubgosarhiv.ru›activity/statii… Посполитаки.pdf .
  4. Войсковой Старшина Посполитаки 1848, календарь знаменательных дат. Библиотека им.Пушкина. Краснодар, 2012.
  5. Публикации в газете «Приазовье».
  6. Работы копии краеведческого музея ст.Бриньковской.