Сценарий театрализованного проекта по физике "Имена в науке" (музейное путешествие)

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (40,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Занавес закрыт. На сцену выходит ученик и читает стихотворение.

Кто сказал, что физик не поэт?
Может он стихи писать, как бог.
Кто сказал, что скучен белый свет?
Он расцвечен спектрами дорог.

Любят слушать звёздные хоры
Физики - смешные человеки.
Микро-, макро - новые миры
Поселились в душах их навеки.

В ураганах квантов и полей
Слышится дыхание Вселенной.
Физики счастливей всех людей,
С ними даже Время откровенно.

Им видны и смысл, и красота
В дебрях самых сложных уравнений,
А ещё им снится иногда
Звёзд далёких бурное рождение.

Занавес открывается (на экране слайд 1). На сцене живая картина: Архимед, Ломоносов, Лодыгин и Эдисон, Ньютон, представитель Пещерных времен. На сцену по лестнице поднимаются экскурсовод и группа школьников с учительницей.

Сцена № 1 «Экскурсия в музей»

Экскурсовод

 В этом зале вы увидите портреты ученых разных эпох. Кого-то вы знаете…

Ученик

Это Ломоносов.

Ученица

А вот Ньютон.

Экскурсовод

Да, вы правы! А вот неизвестные никому по имени первооткрыватели огня из Пещерных времен. А вот и Русский ученый Александр Николаевич Лодыгин спорит с Томасом Эдисоном о лампе накаливания.

Ученик

Ух, ты!

Экскурсовод

Есть в этом зале и другие портреты и изобретения. Но если мы пройдем в соседний зал, то я вам покажу прототип самолета – ковер-самолет.

Все, толкаясь, спускаются со сцены. Последними идут Коля  и Дима. Они останавливаются у столика, на котором стоит коробочка и табличка «Не работает».

Коля (читает)

Модель машины времени.

Дима (берет ее в руки, озираясь)

Такая простая… только три кнопки… а как дату устанавливать.

Коля

Видишь не работает, значит не работает! Пошли догонять!

Дима

Подожди, тут еще нацарапано (медленно читает): Не надо! Что не надо?

Коля

Включать Это специально написано для таких любопытных как ты!

Дима

На твой почерк походит

Коля (пытаясь отобрать коробочку)

Где?

Шум, грохот, мерцание света и голос Коли

Коля

Ты зачем нажал?

Гаснет свет. Звучит музыка. На экране слайд 2.

 Сцена № 2 «Добывание огня»

Включается свет. На экране слайд 3.

Голос за сценой: В Древнее время люди пользовались законами физики, даже не подозревая об их существовании.

(слайд 4) На поляну выходит Пещерный учитель, бьет дубинкой об пол и на сцену выбегают пещерные ученики и ученицы. Коля и Дима прячутся за кустом и смотрят, не понимая, что происходит.

Ученики на бегу

Ой, ты слышал, кажется урок начался!

Учитель

Класс тихо! Сегодня у вас практическая работа.

Ученики

Уууу

Ученица

Вот это здорово!

 Учитель

Я сказал тихо! Тема: «Добывания огня».

 Ученик

А кто быстрее огонь добудет, тому что будет – пять?

Учитель

Тому тепло будет. Итак, у вас есть дерево, камень, мох, тряпки. Возьмите приборы и за работу!

Два ученика берут палочку и дощечку и подходят к учителю. (слайд 5)

Учитель

Вы выбрали деревянную палочку и дощечку. Хорошо, показывайте.

Ученица 1

Можно сделать так. Берем деревянную палочку и водим ее по нижней дощечке, при этом сильно нажимая.

Ученица 2

(слайд 6) Можно также вращать палочку обеими руками, нажимая на нее.

Ученица 1

В результате получатся тонкие стружки

Ученица 2

Или древесный порошок.

Ученица 1

Стружка или порошок нагреваются, подносим мох и вот есть огонь.

Учитель

Молодцы.

Подходит 3 ученик

 

Учитель

Так, а что у тебя?

Ученик

(слайд 7) Можно ударять камнем о камень, в результате получатся искры, которые падая на мох воспламенят его.

Коля за кустом чихает.
Все настораживаются. Учитель с дубинкой наперевес крадется к кусту. Мальчики тихо пятятся назад

Учитель

Вы кто? (хватает их за шиворот, вытаскивает на середину сцены. Все обступают их с любопытством)

Дима

Мы это… ну тоже…

Учитель

Что?

Коля

В школе учимся…вот.

Ученица 1

А-ааа, так вы по обмену из соседней долины.

Ученик

Какие-то вы странные.

Ученица 2

И одеты глупо.

Ученик

Ну и как у вас, в долине, огонь добывают? (слайд 8)

Коля

Спичками или зажигалками.

Ученик

Чем?!

Дима

Такая маленькая палочка, чирк и готово.

Учитель назидательно

Ну вот я вам говорил, что везде нужно приложить усилие для добычи огня.

(слайд 9) Звучит музыка, все танцуют и в  танце уходят со сцены

Дима

Куда мы попали?

Коля

В пещерное время.

Дима

Как?

Оба

Машина времени!!! Работает!

Коля

Как же нам домой вернуться? Тут только три кнопки.

Дима

Это же 9 вариантов нажатий

Коля

Ты куда нажал?

Дима

На эту.

Коля

Ну теперь попробуем на вот эту…

Гаснет свет. Звучит музыка. На экране слайд 10.

Сцена № 3 «Лампа Накаливания»

Включается свет. На экране слайд 11.

Голос за сценой: В основном открытия в науке делались не одним человеком, а целой группой ученых.

(слайд 12) В центре сцены стол. На столе стоят разные лампы. Все одновременно включаются. На сцену выходят Лодыгин и Эдисон. (слайд 13) Спорят. Мальчики их удивленно слушают.

Лодыгин

Нет, уважаемый, я с вами совершенно не согласен.

Эдисон

Это почему же?

Лодыгин

Лампу накаливания вы не изобрели, а лишь усовершенствовали!

Эдисон

Весь мир все равно назовет ее «лампой Эдисона»

Лодыгин

Да хоть «лампой Аладдина»! (слайд 14) Автор лампы накаливания не Вы, и даже не я, а целая плеяда ученых (показывает на слайд и перечисляет): в 1809 году англичанин Деларю строит первую лампу накаливания с платиновой спиралью. Потом были бельгиец Жобар, немец Гёбель, английский химик и физик Джозеф Суон, после моего угольного стержня в вакууме были Дидрихсон, русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков, Вальтер Нернст, и только в конце 1870-х годов - Вы.

(слайд 15) А впервые электрический свет увидел русский ученый Василий Владимирович Петров в 1803 году. Так то!

Эдисон

(слайд 16) Во многом вы правы, но весь мир пользуется именно моей лампой, с цоколем и выключателем, которые Я придумал.

Лодыгин

Но ваша платиновая нить слишком дорога! Поэтому в лампах стали использовать  мой вольфрам и молибден и закручивать нить в спираль!

Дима и Коля выходят к ученым

Коля

Прошу прощения, а какой сейчас год?

Эдисон (удивленно)

1890-й

Дима в сторону

Уже лучше, но не долет!

Лодыгин

А вы юноши, собственно кто такие?

Дима (бойко)

А мы гимназисты, интересуемся вашими открытиями! (Мальчики подходят к столу, на котором лежит лампочка накаливания, разобранная на детали). Не могли бы вы рассказать об электрической лампочке!

Эдисон

Лампочка! Хорошее словечко, надо запомнить!

(слайд 17) Лодыгин и Эдисон по очереди рассказывают принцип работы лампы накаливания.

Лодыгин

Прошу Вас, коллега, начинайте.

Эдисон

Это цоколь. Он сделан из металла и хорошо проводит электричество. Цоколь нужен, чтобы лампочку закручивать в патрон.

Лодыгин

А это, собственно, стеклянная колба. В нее закачивается газ, чтобы спираль горела дольше.

Эдисон

А это вольфрамовая нить. Когда через нее проходит ток, она накаляется и светится.

Мальчики собирают лампочку. (слайд 18)

Коля

Благодарим вас эээ, господа ученые, но нам пора идти

Мальчики отходят к карюю сцены

Дима

Ну, на какую жмем?

Коля

Давай на эти две!

Дима

Домой!

Гаснетсвет. Звучит музыка. На экране слайд 19.

Сцена № 4 «Вкусное яблоко»

Включается свет. На экране слайд 20.

Голос за сценой: Основателем классической механики является сэр Исаак Ньютон, живший в 18 веке.

(слайд 21) На сцене в центре стоит дерево, на нем висит яблоко. Под деревом спит Ньютон. Мальчики выходят на сцену.

Дима

Слушай, сил моих больше нет! Это опять не наше время. А я умираю от голода.

Коля

Вон яблоко висит, иди сорви.

Дима

Слушай, тут кто-то спит.

Коля

И тогда были бедняги бомжи.

Дима

Может он яблоко караулит, пока дозреет?

Яблоко падает на голову Ньютону. Он просыпается, потирает шишку.

Ньютон

(слайд 22) Ну почему яблоки все время падают вниз? Почему, если кухарка выливает грязную воду, то она обязательно прольется мне на голову? Почему бы им не лететь вверх?

Коля

Тогда бы мы тоже не ходили по земле, а все время улетали к облакам.

Ньютон

О да! ….. вы очень умный юноша! Такой молодой, а уже одаренный! Как вас зовут?

Степа

Коля.

Дима

А меня Дима, и я тоже молодой и одаренный!

Ньютон

(слайд 23) А меня Исаак Ньютон, математик, физик и астроном.

Дима

Мы вообще-то мимо шли, проголодались, а тут видим яблоко висит…

Ньютон

И оно так ловко вам упало в руки, вернее так больно мне по голове. Ну почему же … Постойте я понял! Потому что! (слайд 24)
Да все может именно так… но надо проверить и записать… если так, то это меняет многое в нашем восприятии.

Ньютон, не замечая никого, бормочет и уходит. Все это время ребята жуют яблоко.

Дима

Ты что-нибудь понял?

Коля

Конечно. Ты разве не слышал, что Ньютон открыл главные законы механики. (слайд 25)
Законы динамики Ньютон открыл
И сформулировал строго.
Всего их четыре Господь сотворил,-
И хорошо, что немного. 

2 ученицы поднимаются на сцену и читают законы Ньютона.

Ученица 1

Первый закон (слайд 26)
 Тело летит по прямой равномерно,
Как всем известно, отнюдь не всегда, 
А только когда сумма сил непременно
В ноль обращается. Только тогда! 
(слайд 27) Иль истуканом стоит без движения,
В этом и есть утверждения соль;
Главное – нет у него ускорения,
Если суммарная сила есть ноль.

Ученица 2

Второй закон (слайд 28)
Что в природе всё рационально,
Ньютон это ясно усмотрел;
Ускоренье пропорционально
Силе и обратно – массе самих тел:
 a=F/m.
“Ньютон придумал закон номер два,
От простоты его сходишь с ума;
Формулировка – одно упоенье:
Сила – есть масса на ускоренье
 F=m*a”.

 

Ученица 1

Третий закон (слайд 29)
“Действуя с силой на тело другое,
Помни, закон утверждает такое:
В ответ, несомненно, получишь всё то же.
И, кстати, на жизнь это очень похоже”.
На всякое действие
Найдём противодействие!
Противодействие — оно
Прямому действию равно.
Хоть лбом ударил невзначай,
Обратно сдачу получай!

Ученица 2

Закон всемирного тяготения (слайд 30)
Пожалуй, важнее четвёртого нет,
А это – закон тяготенья;
С ним связаны жёстко орбиты планет
И яблока с ветки паденье.

Дима

Да, с половины яблока не наешься. Домой охота!

Коля

Ну давай все три нажмем.

Дима

Давай.

Гаснет свет. Звучит музыка. На экране слайд 31.

Сцена № 5 «Греческий театр»

Включается свет. На экране слайд 32.

Голос за сценой: Иногда эксперименты бывают очень опасны для исследователей и сложны. (слайд 33)Но этот ученый сумел открыть закон, нежась в ванне.

(слайд 34) На сцену выходят ученик и ученица, которые медленно читают текст. А на сцене ученики разыгрывают пантомиму.

Ученица

Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона,
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались — корона!

Ученик

Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много —
Сколько нужно — в самый раз.
Ювелиру на заказ.

Ученица

Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон.

Ученик

Вот корона, Архимед,
Золотая, или нет?

Ученица

Чистым золотом сверкает,

Ученик

Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже — медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то:
Честно ль сделана работа?

Ученица

И задумался ученый,
Что известно? ВЕС короны,
Ну а как найти ОБЪЕМ?
Думал ночью, думал днем.
И однажды в ванне моясь
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода —
Догадался он тогда,
Как найти ОБЪЕМ короны
И помчался к Гиерону
Не обут и не одет…

Ученик

Эврика! Нашел решенье!
Я придумал, Гиерон!
Пусть весы сюда несут
И с водой большой сосуд…
Все доставить Гиерону.
На весы кладем корону
И теперь такой же ровно
Ищем слиток золотой…

Ученица

Все понятно!

Ученик

Нет, постой!
Мы теперь корону нашу
Опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда —
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю.

Ученица

А корону?

Ученик

Вынимаю.
В воду золото опустим…

Ученица

В воду золото? Допустим…

Ученик

Поднялась опять вода
Метку ставлю я …

Ученица

Куда?

Ученик

Ну конечно же по краю.

Ученица

Ничего не понимаю.
Лишь две черточки я вижу:
Эта — выше, эта — ниже.
Но какой же вывод главный?

Ученик

Равный вес.
Объем — не равный!
Понимаешь, Гиерон.
Я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой:
Тело вытеснит…

Ученица

Постой!
Говоришь, объем не равный?
Мастер мой — мошенник явный!
За фальшивую корону
Он ответит по закону! (слайд 35)

Коля

Все опять перевернулось с ног на голову. Это опять не наше время. Что будем дальше делать?

Дима

А давай все три нажмем сразу.

Коля

Давай.

Гаснет свет. Звучит музыка. На экране слайд 36.

Сцена № 6 «Атмосфера на Венере»

Включается свет. На экране слайд 37.

Голос за кадром: С отцом русской науки, человеком разносторонних талантов, целеустремленным и поистине великим, вас не надо знакомить. Ведь это Михаил Васильевич Ломоносов.

(слайд 38) На сцене стоит телескоп, в который смотрит Ломоносов. Стоит кресло. В нем сидит Елизавета Христиновна и вяжет. На сцену выходят, отряхиваясь,  мальчики.

Елизавета

Доброго вам дня отроки. С чем пожаловали?

Коля

Да мы тут мимо проходили…

Дима

Пролетали…

Коля

Пробегали…

Елизавета

Слышал Миша, они пролетали.

Ломоносов

Да, молодежь действительно не умеет ходить, все больше летает.

Коля

А вы действительно Ломоносов?! Я про Вас много слышал.

Ломоносов

И что именно?

Ребята наперебой:
Дима

Вы издали первый учебник физики на русском языке.

Коля

(слайд 39) Вы один из первых дали объяснению волновой природы света.

Дима

Вы предсказали существование самой низкой температуры.

Ломоносов

Ну и ну! А сегодня я еще и астроном!

Елизавета

Да, целый день смотрит в эту трубу. А что там такое объяснить не хочешь?

Ломоносов

Конечно, хочу? Вот послушай. И вьюношам это будет интересно.

 

(слайд 40) Сегодня, 26 мая 1761 года, должно произойти необыкновенное событие – прохождение Венеры по солнечному диску. И я предполагаю, что как Земля наша окружена воздухом так и Венера может быть окружена атмосферой. ( слайды прохождение Венеры и строение телескопа – отражение луча  и прохождение его через линзы)

Ломоносов

Что, Лизанька, понятно теперь тебе?

Елизавета

Да, майн либен, все очень понятно! Только будь аккуратен и не смотри долго на солнце, умоляю тебя!

Ломоносов

Ох уж эти женщины! А вы поняли!

Дима

Круто!

Коля

Вернее: отлично. Мы пойдем ребятам расскажем.

Ломоносов

(слайд 41) Открылась бездна,
Звезд полна!
Числа нет звездам -
Бездне дна!
Недурно, пойду запишу! (решительно уходит)

Елизавета Христиновна исполняет «К Элизе». На экране слайды, посвященные деятельности М.В.Ломоносова.(слайды 42-52)

Дима

В тот раз мы нажали на это три.

Коля

Давай теперь попробуем такую комбинацию

Гаснет свет. Звучит музыка. На экране слайд 53.
На экране демонстрируются слайды, посвященные открытиям русских и советских ученых под музыку: Г.Свиридов «Время, вперед!»
(слайды 54-59)

Сцена № 7  «Ура!»

Включается свет. На экране слайд 60.

Мальчик оказываются посередине сцены. Они, прислонившись друг к другу, дремлят на банкетке. На сцене «портреты». Это музей. На сцену выходят ученики, учитель и экскурсовод и встают вокруг спящих ребят.

Учительница (будит их)

Ребята, просыпайтесь!

Все

Вы где пропадали? Мы вас обыскались! Милицию хотели вызывать!

Дима

Мы тут задумались…

Коля

Да об открытиях…

Дима

О силе трения…

Коля

О лампочках.

Дима

О Венере…

Коля

И почему яблоки падают вниз…И

Минутное замешательство. Первой опомнилась Учительница.

Учительница

Слава богу все живы! Давайте поблагодарим нашего экскурсовода за интересную экскурсию и поедем домой.

Все

Спасибо! Было  очень интересно! Домой!!

Все потихоньку спускаются вниз. Коля замедляется, достает гвоздь, подходит к коробочке и что-то там пишет. На сцену возвращается Дима.

Дима

Ты чего? Елена Николаевна грозится тебя и меня теперь не брать на экскурсии.

Коля

Да я тут кое-что нацарапал для любопытных.

Дима (читает медленно)

Не надо.

 (слайд 61) Исполняется песня: «Что такое физика?» - вы спросите, друзья. На сцену поднимаются все участники спектакля.