Склонение имен прилагательных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Русский язык. 4 класс.

Цель: познакомить со склонением имен прилагательных.

Задачи:

  • формировать навыки определения падежей имен прилагательных;
  • развивать устную и письменную речь;
  • закрепить умения определения рода  имён прилагательных, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки со словосочетаниями, таблицы склонения имен прилагательных, индивидуальные карточки с заданиями, слайды  с изображением зимних пейзажей.

Планируемые результаты по формированию УУД:

  • Личностные: формирование положительных мотивов учения.
  • Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, работать в группе в разных ролях, контролировать действия партнёра, выражать свою точку зрения и аргументировать её, формировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.
  • Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализировать падежные окончания, выделять их сходства и различия; аргументировать свои действия, опираясь на формулировку правила.
  • Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, оценивать собственную успешность выполнения задания, анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Тип урока: усвоение  новых знаний и умений.

Ход урока

1. Организационный момент

На доске карточки со словосочетаниями:

Учитель. Сегодня мы продолжим работу по изучению имени прилагательного. Выполнив следующее задание, вы сможете сформулировать тему урока.

У. Какого рода, в каком числе имена прилагательные в этих словосочетаниях?

Д. Это прилагательные мужского рода, единственного числа.

2. Актуализация знаний

У. Теперь определите род и число прилагательных в этих словосочетаниях.

Д. Мужской род, единственное число.

У. Сравните и скажите, чем отличаются имена прилагательные в этих словосочетаниях.

Д. У них разные окончания.

У. Когда в словах изменяются окончания?

Д. Окончания изменяются при склонении.

3. Постановка учебной задачи

У. Вот мы и подошли к ответу на вопрос: «Что нового узнаем об имени прилагательном?»

- Сегодня мы познакомимся со склонением имен прилагательных и с приемом распознавания падежа имени прилагательного.

1. Чистописание

а) Массаж рук

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради
Будут буковки писать.

(пальцы сжимаем в кулачок и разжимаем, затем руки вверх, потряхивание кистями рук)

У. Все буквы состоят из элементов, написание некоторых мы сегодня повторим. (Повторение написания прописной и строчной букв З, з на первой строке.).
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

У. Послушайте загадку, а отгадку аккуратно и красиво напишите на следующей строке:

Крыши в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла............. (Зима)

У. Как ласково называют зиму?

Д. Зимушка

У. Запишите на этой строчке слово зимушка. Какая это часть речи?

Д. Имя существительное.

У. Образуйте от слова зима прилагательное и глагол.

Д. Зимний, зимовать.

У. Запишите в тетради. Выделите корень.

Дети выполняют задание в тетрадях.

У. Какие это слова?

Д. Родственные слова.

У. Слово зимушка разберите по составу (проверка по эталону).

2. Работа по теме урока

а) коллективная работа

У. Подберите к существительному зима, подходящие по смыслу имена прилагательные.

Д. Морозная, снежная, холодная, суровая.

У. Запишите словосочетание холодная зима, определите род и число.

Д. Женский род, единственное число.

У. Прочитаем по таблице склонение этого словосочетания.

И.п. холодная зима
Р.п. холодной зимы
Д.п. холодной зиме
В.п. холодную зиму
Т.п. холодной зимой
П.п. о холодной зиме

У. Измените имя прилагательное холодная так, чтобы оно было мужского и среднего рода единственного числа и подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные.

Д. Холодный ветер, холодное утро.

У. Прочитайте склонение прилагательных мужского и среднего рода.

И.п. холодный ветер

холодное утро

Р.п. холодного ветра 

холодного утра

Д.п. холодному ветру

холодному утру

В.п. холодный ветер

холодное утро

Т.п. холодным ветром 

холодным утром

П.п. о холодном ветре 

о холодном утре

У. Подумайте и скажите, как определить падеж прилагательного? Можно ли по окончанию?

Д. - Нет, у прилагательного холодная окончание -ой в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Падеж прилагательного можно определить по падежу имени существительного.

б) Работа по учебнику

У. Давайте проверим, совпадает ли наше высказывание с выводом в учебнике.

(Чтение вывода на стр. 124, цепочкой)

в) Упражнение в определении падежа прилагательного

Коллективная работа у доски

  • Тв.
  • Тв.
  • П
  • П.
  • Р.п.
  • Р.п

Под низким кустом, в дальнем углу, у младшего брата.

Индивидуальная работа.

У. Запишите словосочетания, которые у вас в карточках, определите, пользуясь памяткой, падеж прилагательного и проверьте друг друга. (3 ученика такую работу выполняют у доски).

4. Физкультминутка

Упражнение «Котята»

Исходное положение - стойка ноги врозь.

Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы развести и, отводя плечи назад, прогнуться - вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение - выдох.
(повторить 3-4 раза)

5. Работа по учебнику

  • с. 123 упр. № 279 (по рядам)
  • Самостоятельная работа (с проверкой по эталону)

6. Словарно-орфографическая работа

а)   Работа со словарем

У. Выпишите из словаря слова, которые подходят к теме «Зима». (Декабрь, мороз, одежда, пальто, погода, сверкать, север).

б)  Работа по учебнику

  • Упр. № 282, стр. 125

У. Рассмотрите рисунок, какое время года изобразил художник? Кого вы видите на рисунке? Используя словарные слова и опорные слова к упражнению составьте и запишите небольшой рассказ (3-5 предложений).

Примерный текст

Выпал пушистый снег. Все было словно в сказке.
Дети надели теплую одежду и вышли погулять.
Они вылепили снежного зайца, снежную собаку.
Получились удивительные животные.

(Самое удачное предложение из текста записывают все дети, разбирают по членам предложения и обозначают части речи).

7. Домашнее задание

  • Стр. 124-125 упр. №281.

8. Выставление отметок, подведение итогов

У. Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно? Кто пополнил свои знания новым багажом? Что было трудным, а что интересным?

У. Сегодня мы говорили о прилагательных, а имена прилагательные это слова. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить урок словами Сергея Острового:

Вслушайся! Вникни! Не забудь!
У слова есть норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро.