Программа развития технического творчества "Трансформер"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цель программы: формирование основ системы научно-технического творчества, направленной на выявление, развитие и реализацию потенциала обучающихся ГБПОУ РО «ТМехК».

Задачи:

  • Модернизация имеющейся системы образовательного процесса для занятия обучающихся техническими видами творчества.
  • Развитие технологической развивающей среды для формирования компетенций, необходимых для научно-технического творчества и дальнейшей профессиональной деятельности, обучающихся колледжа.
  • Повышение престижа инженерных профессий.
  • Развитие системы исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации подростков к изобретательской и рационализаторской деятельности.

1. Пояснительная записка

В последние годы все большее внимание уделяется построению такой образовательной системы, которая позволяла бы обеспечить обучающемуся развитие всех его природных задатков и создавала бы условия для его самореализации в социальной среде, на рынке труда, в сферах инновационной экономики, в бизнесе.

Одним из путей решения данной проблемы является развитие детского технического творчества. Конкурентом научно-техническим видам творчества стали перенасыщенная информационная среда. Современные дети, для которых iPad, iPhone, Playstation и другие продукты IT-индустриии – реальная жизнь, с трудом проникаются интересом к занятиям техническим творчеством.

Организация дополнительного технического образования с различными техническими видами деятельности (авто и авиамоделирование, судостроение и т.д.), достаточно сложно перестраивается в новых условиях значительного скачка научно-технического прогресса. Материальная база и учебные программы технической направленности дополнительного образования не всегда отвечают современным требованиям к организации учебного процесса.

Современные тенденции развития образовательных технологий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования требуют формирования творческих способностей будущего технического специалиста. Внедрение новых методов обучения и воспитания направлено не только на получения новых знаний и умений, но и на развитие высшей ступени развития личности – творческих способностей.

Выпускник современного средне-специального учебного заведения должен обладать набором ключевых общих и профессиональных компетенций, необходимых ему для успешной профессиональной деятельности.

То есть, обучающийся современного средне-профессионального учебного заведения должен развивать такие  качества личности, как:

  • умение самостоятельно приобретать необходимые профессиональные знания и умения, осваивать новые технологии;
  • обладать навыками информационной культуры, качественно работать с информацией, делать необходимые выводы, устанавливать новые закономерности, анализировать технические данные;
  • обладать навыками критического мышления, уметь вовремя разглядеть технологические проблемы профессиональной деятельности, уметь выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
  • иметь компетенции самостоятельного развития интеллекта, творческих и технических способностей, кругозора и общего культурного уровня;
  • уметь работать в коллективе, принимать активное участие в работе творческих и инновационных групп предприятия.

Таким образом, главная задача образовательного учреждения – это развитие личности будущего специалиста и главное формирование его творческих способностей, которые позволят ему занять достойное место на предприятии и быть востребованным в соответствующей отрасли.
Часть задач по овладению обучающимися ключевыми компетенциями мы можем реализовать во внеучебной деятельности с помощью программы развития технического творчества.

На первоначальном этапе необходимо определить уровень развития технического мышления и технической культуры каждого учащегося. Это необходимо для того, чтобы задания по развитию творческих способностей соответствовали уровню возможностей студента. Поскольку успешное выполнение творческого задания вселяет веру студента в свои возможности и способности, а заведомо сложное задание формирует неприязнь к творческим заданиям. Кроме того, такое разделение при групповой форме работы позволяет объединить студентов в творческие группы, в которых каждый будет задействован и от каждого потребуются максимальные усилия. В процессе взаимодействия студенты будут обучать друг друга, развивая навыки кооперации и сотрудничества. Роль преподавателя при реализации творческих заданий сводится к руководству поиском нужной информации, стимуляции студентов к выявлению необходимых фактов, гипотез и теорий, которые позволят им лучше понять особенности задания.

В силу специфики обучения студентов технического профиля, основная нагрузка на формирование творческих способностей должна приходиться на междисциплинарные курсы и профессиональные модули. Именно они содержат знания передовых областей науки и техники, а также позволяют предлагать собственные методы решения различных научных проблем. Кроме того, техническое творчество требует от студента глубоких знаний по основным предметам, которые достигаются на старших курсах. В качестве творческих заданий студентам технического профиля можно предложить:

  • технический проект;
  • рационализаторский проект;
  • изобретательская задача;
  • техническое моделирование;
  • техническое исследование;
  • техническое конструирование;
  • многослойная задача.

Успешно выполненные творческие задания необходимо демонстрировать на различных научных конференциях и семинарах. Такая демонстрация формирует ответственное отношение к данному виду деятельности, а также способствует активизации творческих способностей и популяризации данного направления среди других обучающихся колледжа. Научно-исследовательская деятельность студентов предполагает решение студентом научно-исследовательских задач, которые личностно значимы для студента и при этом способствуют формированию новых знаний. Если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках научной деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Для обеспечения такого применения необходима помощь преподавателя. Именно преподаватель должен находить проблемные технические задачи, решение которых востребовано предприятиями региона, и которые способен решить студент в рамках, имеющихся у него знаний и опыта. Активная работа с предприятиями позволит не только развить студенту творческие способности и сформировать техническую культуру, но и заявить о себе как о хорошем специалисте, востребованном на рынке труда.

Работа над развитием творческих способностей студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его работоспособность.

Накопление каждым студентом опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт студента, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная форма позволяет студенту выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Творческие способности студента развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий;
  • реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности студента;
  • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии студентов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.

Программа развития технического творчества в ГБПОУ РО «ТМехК» реализуется с 2011 года.

Целевая аудитория: обучающиеся ГБПОУ РО «ТМехК».

Возраст: 15-20 лет.

Техническое оснащение:оборудование лаборатории физики, лаборатории электротехники, информационно-вычислительного центра колледжа (ИВЦ).

Программа развития технического творчества «Трансформер» имеет практическую направленность с учетом специальности обучающихся колледжа. Тема проектной работы должна повышать интерес обучающихся к своей специальности и мотивировать к становлению в профессиональном плане. 

Например, обучающиеся гр. 5 ПБ по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, входящая в укрупненную группу 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство, Гурина Ю. и Казак Д. работали над темой «Инновационные методы пожаротушения». Они изучили современные методы пожаротушения в сложных условиях, рассмотрели работу системы «Кобра» (мелкодисперсное распыление воды через малое отверстие, пробиваемое струей жидкости под высоким давлением) и в результате создали небольшой учебный фильм. Данная работа была защищена на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи Национальное достояние России  и заняли 2 место на секции Физикаи Техническое творчество. Более подробно достижения обучающихся указаны в разделе 3 Пояснительной записки (Результаты реализации программы Развития технического творчества «Трансформер» в ГБПОУ РО «ТМехК»).

В программе развития технического творчества уделяется внимание развитию компьютерной грамотности и обучению работы с различными программами. Что необходимо для обучения компетентного специалиста в условиях развития информационного общества России и общемирового сообщества.

Используя MicrosoftKoduGameLab - визуальный конструктор, позволяющий создавать трёхмерные игры, мы повышаем активность обучающихся на первом этапе работы программы.

Для более полного освоения визуального программирования участники программы обучаются в проекте «Код-класс».(https://www.it4youth.ru/page2/668/).

«Код-Класс» - инициатива проекта "Твой курс: ИТ для молодежи" по созданию и развитию клубов программирования для школьников, которая реализуется при поддержке корпорации Microsoft, сети ресурсных центров и партнёров проекта "Твой курс".

Инициатива "Код-Класс" объединяет образовательные учреждения, талантливых учителей, ресурсы и возможности, чтобы повысить интерес детей к обучению компьютерным наукам, информатике и программированию, а педагогам помочь сделать это обучение понятным, захватывающим и увлекательным. 

Проект "Твой курс: ИТ для молодёжи" проводится в России с 2012 года  при поддержке корпорации Microsoft в рамках глобальной инициативы MicrosoftYouthSpark, призванной помочь молодым людям реализовать свой потенциал в трех ключевых сферах жизни: образовании, трудоустройстве и предпринимательстве.

Так же наша программа ориентирована на применение подручных материалов, нестандартное решение поставленных задач. Обучающиеся учатся использовать самые распространенные и недорогие материалы для проведения экспериментов.

В частности, одно из исследований было проведено с использованием крахмала. Работа «Исследование свойств неньютоновской жидкости» получила грамоту за лучшее теоретическое исследование на Региональной научно-практической конференции студентов ССУЗов РО «Инновационные процессы: теоретические и практические  аспекты разработки и внедрения инноваций».

Использование подручных недорогих материалов позволяет расширить поле практической деятельности обучающихся, повысить активность и интерес, так как самая обычная вещь может получить новое назначение или с ее помощью можно провести эксперимент.

Участники программы «Трансформер» собирали аэродинамическую трубу из старого фена и колбы с отрезанным днищем, трубу Рубенса из динамика и алюминиевой трубки и т.д. (Архив «Выполненные проекты (примеры)»).

Использование материалов Теории решения изобретательских задач (http://www.altshuller.ru/triz/, https://4brain.ru/triz/), позволяет формировать логическое мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
В 2016-2017 году при участии в мероприятиях Intel Education Galaxy было разработано методическое пособие «Урок бионики» (архив «Методическое обеспечение», опубликовано: https://urok.1sept.ru/articles/663471/).  Использование идей из живой природы и изучение их технических аналогов, позволяет развивать альтернативные теории, необычные и креативные решения, а так же приводит к более рациональному использованию природных ресурсов, что необходимо при современном развитии науки и техники.

2.  Пошаговая реализация программы Развития технического творчества «Трансформер»

Этапы работы

Цель этапа работы

1

Ознакомление с работой кружка, его целями, методами реализации программы развития технического творчества.
Посещение музея технического творчества, интерактивного музея наук «Лабораториум» в г. Ростове-на-Дону.
Обучение на сайте https://wt.edunano.ru – электронное образование для наноиндустрии (для желающих), https://www.it4youth.ru/page2/668/ - ИТ для молодёжи.
Изучение возможностей использования ресурсов онлайн-платформы Стемфорд.
Рассмотрение ТРИЗ (http://www.altshuller.ru/triz/, https://4brain.ru/triz/)
Ознакомление с программами моделирования физических процессов «Виртуальная лаборатория», «Открытая физика», «Juice» (программа трехмерного монтажа электрических цепей), «ElectronicsWorkbenchmultisim 5.12», «Multisim 7», «Multisim10» (система компьютерного моделирования и анализа схем электронных устройств), MicrosoftKoduGameLab.

Расширение общего кругозора;
Повышение интереса обучающихся к решению технических задач.

2

Выбор темы исследования или технической задачи обучающимися.
Постановка задачи для малых групп (предположительно 2–3 человека).
Мозговой штурм.

Развитие навыков критического и творческого мышления;

Развитие умения разглядеть технологические проблемы профессиональной деятельности.

3

Подбор материала по поставленной задаче.
Если проект требует технической реализации, то составление технической документации

Умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество;

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, профессионального и личностного развития;
Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в деятельности;
Умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

4

Реализация проекта.

Умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество;

Умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

5

Подбор материала для презентации проекта.

Умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, профессионального и личностного развития.

6

Подготовка презентации проекта на мероприятиях различного уровня.

Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в деятельности.

7

Участие в научно-практических конференциях и конкурсах талантливой молодежи.

Расширение общего кругозора;
Умение делать выводы и презентовать свою разработку.

Реализация программы развития технического творчества позволяет охватить большую часть общих компетенций, предназначенных для освоения в ГБПОУ РО «ТМехК».

Список использованной литературы

  1. Концепция развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности как механизма социализации детей в рамках региональных систем дополнительного образования детей.
  2. Быков А.А. Анализ подготовки абитуриентов к изучению курса физики в техническом вузе/А.А. Быков, Д.Ю. Коноплев, О.М. Киселева//Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С. 2944-2948.
  3. Киселева О.М. Особенности формирования технической культуры у учителей различных педагогических специальностей / О.М. Киселева, Н.М. Тимофеева, А.А. Быков//Научно-методический электронный журнал Концепт. -2013. - № 8 (24). - С. 11-15. - ART 13157. URL:http://e-koncept.ru/2013/13157.htm.
  4. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994.
  5. Хернитер Марк Е. Multisim*7: Современная система компьютерного моделирования и анализа схем электронных устройств. (Пер. с англ.) / Пер. с англ. Осипов А.И. – М.; Издательский дом ДМК-пресс, 2006. – 488 с.; ил.