Урок-конференция по биологии и химии по теме «Секреты активной жизнедеятельности и долголетия»

Разделы: Химия, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: рассмотреть вопрос о том, что такое долголетие; выявить секреты активной жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Изучение основных понятий темы.
  • Показать взаимосвязь биологии и химии в изучении данной теме.

Воспитательные:

  • Воспитание самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание сотрудничества и общительности.
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Формирования экологической культуры о единстве природы и общества, социальной обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии этих отношений. 

Развивающие:

  • Формированию научного мировоззрения.
  • Формирование навыков самостоятельного поиска необходимой информации.
  • Развитие мотивации учебной деятельности.
  • Формирование общей культуры общения.

Вещества и оборудование:

  • водопроводная вода,
  • бутилированная вода,
  • пробирка,
  • штатив для пробирок,
  • раствор соляной кислоты,
  • раствор роданида калия,
  • компьютер,
  • мультимедийная презентация, 
  • проектор,
  • экран.

Ход урока

Учитель химии. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы проведем необычный урок – урок – конференцию.  У нас в гостях программа «Жить здорово!», участниками которой станут все присутствующие здесь сегодня. А проведут урок учитель биологии Барабанова Е.М.

Учитель биологии и учитель химии – Марченко О.В. Ребята, на нашем уроке присутствует много гостей: это учителя биологии и химии, а также представители различных наук: биологи, химики, экологи и генетики. А чтобы понять, о чем сегодня пойдет речь, давайте посмотрим на экран.

Учитель химии. Слайд 1. 73-летний Дуан Цинфу выполняет движения, непосильные даже для молодых атлетов.

Учитель биологии. Слайд 2. Пэт в возрасте 81 года и Алисия Мурхэд в возрасте 66 лет  занимаются скайдайвингом.

Учитель химии. Слайд 3. 83-летняя монахиня Мадонна Бадер участвует в марафоне.

Учитель биологии. Слайд 4. Женская группа по айкидо в Новосибирске. Самой младшей участнице 55 лет, самой старшей – 75.

Учитель химии. Слайд 5. 96-летний Александр Розенталь занимается горнолыжным спортом.

Учитель биологии. Слайд 6. Леонид Михайлович Рошаль - «Детский доктор мира» -  83 года

Учитель химии. Слайд 7-8. Сдачей норм ГТО отметили 2 февраля 74-ю годовщину победы в Сталинградской битве ветераны Орехово-Зуевского муниципального района.

Ребята, а что общего у этих людей? 

Правильно. Все эти люди, несмотря на свой возраст, продолжают быть активными, и у каждого из них есть свои секреты долголетия, которыми они делятся.

Ребята, а вы бы хотели эти секреты узнать? Тогда сегодня на нашей конференции мы раскроем некоторые секреты  долгожителей. Итак, тема нашей конференции: «Секреты активной жизнедеятельности и долголетия» (Слайд 9). Ребята, по ходу нашего семинара вы заполняете отчётные листы. Запишите тему конференции.

Учитель биологии. Секретов долголетия много. Секреты в том, что эти люди много работают, много двигаются, но особо поражает то,  как они питаются. Оказывается, есть три секретных продукта от долгожителей, три продукта, которые продлевают жизнь человека. И вам предстоит разгадать, что это за продукты. Вносите три секретные коробочки, и мы сейчас попросим наших гостей помочь нам их разгадать.

Учитель химии. Уважаемые наши гости, предлагаем вам разгадать первый продукт. Пожалуйста, просим вас. Есть желающие?
Подсказка. В первой секретной тарелочке находится напиток, который пьют  долгожители. Как вы считаете, что это?

Вода. Правильно. Многие долгожители пьют в течение дня большое количество воды, а вместо чая и кофе – кипяток с лимоном. Как это объяснят наши биологи и химики?

Биолог - Рахматулаев. Пить кипяток полезно, так как он согревает, а во время похудения человеку всегда холодно.
С годами у человека повышается вязкость крови, и если воду не пить, то будут образоваться тромбы, которые могут привести к инфаркту или инсульту.

Химик – Москалёва Настя. Организм человека приблизительно на ¾ (70-80%) веса состоит из воды. Если человек теряет 2% воды от массы своего тела, то у него возникает сильная жажда; если потеря составляет до 10% - начинаются галлюцинации. При потере 12% - человек не сможет восстановиться без помощи врача; при потере в 20% человек умирает. 

Биолог - Рахматулаев. Утром, проснувшись, мы должны «запустить» организм, выпить 2 стакана воды. Это  помогает нам выглядеть более ухоженными, здоровыми и красивыми. В день человеку нужно от 1,5 до 5 л воды. Достаточное потребление воды - это профилактика многих болезней.

Учитель химии. Для того, чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. Качественная питьевая вода не должна иметь вредных для человека веществ, и должна содержать полезные минералы, так необходимые для нормальной жизнедеятельности нашего организма.

Еще в глубокой древности люди умели различать «живую» воду – пригодную для питья и «мертвую» - непригодную для употребления. Ученые давно установили прямую связь между качеством питьевой воды и продолжительностью жизни. Это неудивительно, учитывая, что по данным Всемирной организации здравоохранения около 90% болезней человека вызывается употреблением для питьевых нужд некачественной воды. Как говорил французский ученый Луи Пастер, «человек выпивает 90% своих болезней с водой».

Качество воды в Подмосковье везде разное. К примеру, из-за торфяников очень плохая вода в районах: Орехово-Зуевском, Шатурском, Егорьевском, Клинском (север).

Эти районы Подмосковья находятся в Ламско-Дубнинской и Мещерской низменностях. Из-за отсутствия водоупорного слоя здесь, вся болотистая вода пропитывает известняк и портит водоносные питьевые слои.  Поэтому вода отличается высокой степенью минерализации (жесткостью). Знакомая картина? О чем свидетельствует накипь на стенках чайника?

Экспертная группа химиков, что вы можете сказать о жесткости воды?

Химик - Карандаева Н. Жесткость - наиболее распространенная проблема качества воды. Жесткость воде придают соли кальция и магния. Если в воде мало солей жесткости, то вода считается мягкой. Жесткая и мягкая вода оказывают разное действие на организм человека.

Химик – Годунова Наталья. Больше всего от воды, переполненной ионами кальция и магния, страдает сердечно - сосудистая система.
Постоянное употребление внутрь воды с повышенной жесткостью приводит к снижению моторики желудка, к накоплению солей в организме  и, в конечном итоге, к заболеванию суставов (артриты, полиартриты) и образованию камней в почках и желчных путях. Употребление жесткой воды плохо сказывается на состоянии кожи, которая преждевременно стареет, теряет изначальную упругость и эластичность. 

Химик - Карандаева Н. Хотя очень мягкая вода не менее опасна, чем излишне жесткая. Самая активная - это мягкая вода. Мягкая вода способна вымывать из костей кальций. У человека может развиться рахит, если он пьет такую воду с детства, у взрослого человека становятся ломкими кости. Есть еще одно отрицательное свойство мягкой воды. Она, проходя через пищеварительный тракт, не только вымывает минеральные вещества, но и полезные органические вещества, в том числе и полезные бактерии.

Учитель химии. Ребята, на качество воды влияет и содержание железа в ней. Послушаем, что нам скажут на это наши экологи и химики.

Химик – Рыжкова Ирина. Помимо негативного влияния на состояние систем водоснабжения и домашнюю сантехнику, железная вода оказывает определенный негативный эффект и на организм человека.

Основные проявления избытка железа в организме человека:

  • отложение железа в тканях и органах, сидероз;
  • головные боли, головокружения, повышенная утомляемость, слабость;
  • пигментация кожи;
  • изжога, тошнота, рвота, боли в желудке, запор или диарея, изъязвление слизистой оболочки кишечника;
  • печеночная недостаточность, фиброз;
  • повышение риска развития атеросклероза, болезней печени и сердца, артритов, диабета и т.д.
  • угнетение клеточного и гуморального иммунитета;
  • увеличение риска развития инфекционных и опухолевых заболеваний;
  • потеря аппетита, уменьшение массы тела
  • заболевания щитовидной железы и др. 

Эколог - Шнайдер Вика. Если потреблять воду с большой концентрацией железа, то с годами этот элемент находит слабые места и оседает в организме. Больше всего скоплению железа подвержены следующие внутренние органы:

  • почки и печень;
  • кишечник и легкие;
  • поджелудочная железа и сердце.

Таким образом, уже в зрелом возрасте, зачастую к пятидесяти годам, высокое содержание железа способно внести свой печальный вклад в развитие сахарного диабета, в работу суставов, вызвать нервные патологии, проблемы с запоминанием.

Учитель химии. Ребята, предлагаю провести  эксперимент и определить содержание ионов железа в воде.

- Группа химиков определяют содержание  ионов железа в водопроводной воде нашей столовой, группа биологов - в колодезной воде д. Давыдово улица Заводская, группа  генетиков - в бутилированной воде, наши экологи делают контрольный эксперимент. Работаем по инструктивным карточкам, которые лежат у вас на столах. Обратите внимание, на столах у вас ещё есть таблицы, по которым вы определяете содержание ионов железа в воде.  У каждого из вас есть отчётные листы, в которые вы заносите результаты опыта.

Учитель химии. Ребята, что наблюдаем? Какая окраска у каждой воды? Ребята, какой вывод можем сделать? (Окраска воды… В нашей водопроводной воде содержание ионов Fe(III) составляет …мг/л., в колодезной воде -…., бутилированной воде…. в  Это гораздо больше или меньше предельно допустимой концентрации (ученик).) Что скажут экологи, контрольный опыт подтверждает результаты эксперимента?

Учитель. Ребята, какие меры принимают для уменьшения содержания железа в воде?

Эколог. Гордиенко Маша. Очистить воду от железа в бытовых условиях можно при помощи фильтра - обезжелезивателя.

Установка СТАНЦИИ ОБЕЗЖЕЛЕЗИВАНИЯ решит данную проблему для таких объектов, как (Слайд 11)

Объекты ЖКХ, котельные и водоканалы, посёлки и города, предприятия, торговые комплексы, гостиницы, санатории и больницы.

Обезжелезивание воды представляет собой двухступенчатый процесс:

  1. Этап окисления растворенного железа и превращение его из растворимой формы 2+ железа в нерастворимую форму гидроксид железа (III)
  2. Этап фильтрации воды от взвешенных частиц с помощью кремнезёмного песка

Недавно, в 2016 году, благодаря губернаторской  программе «Чистая вода Подмосковью» (Слайд 12-13), станция по обезжелезивания была построена  в д. Новое, в поселке Верея,  в г. Куровское (Слайд 14) в  феврале запустили 7 станций водоочистки, 3 в г. Дрезна и  2 в д. Демихово. Познакомиться с процессом обезжелезивания воды можно будет, посетив одну из таких станций. У нас, в деревне Давыдово, эта станция находится на территории Мишлена и сейчас нуждается в реконструкции.

Учитель биологии. Переходим ко второй секретной коробочке, и второго гостя просим  разгадать секретный продукт долгожителя. Что это?

Интересное зерно —
Треугольное оно,
Немного необычный
Цвет светло-коричневый.
Каша из него вкусна,
И полезная она.

Ответ: Гречка

Учитель биологии. Правильно. Почему именно гречка? Как это объяснят наши биологи?

Биолог – Базаева Юля. В гречке содержится незаменимая аминокислота лизин, она  входит в состав коллагена, который делает сосуды человека эластичными.

Если в организме человека мало коллагена, то его сосуды становятся хрупкими, что укорачивает жизнь.

Кроме того, гречка содержат довольно большое количество белка.

Учитель биологии. Юля выбери вещества, которыми богата гречка и размести на доске.

Учитель химии. Переходим к третьему продукту. Что это?

Подсказка. Словно юбочки на сборке

Листики твои в оборках,
А за складочкой смотри,
Витаминчики внутри!
Знаю, каждый будет рад
Съесть зелененький …..(салат)

Правильно. Чем прекрасна зелень? Слово нашим биологам и химикам. Выступление + эксперимент.

Биолог – Шилова Полина.C зеленью в наш организм поступают пищевые волокна. Но обычно в свой рацион питания мы добавляем сосиски, колбасу и другие жирные продукты, вместе с которыми получаем холестерин. Что происходит, если употреблять эти продукты без зелени?

Химик – Карандаева Наталья. Если употреблять эти продукты без зелени, то холестерин задерживается в сосуде, всасывается и приводит к образованию бляшек на внутренних стенках сосуда, у человека начинает развиваться атеросклероз. Атеросклероз сосудов стоит на первом месте  в списке причин смертности людей России. Если мы всё едим с зеленью, то зелень окутывает, захватывает холестерин и выводит из организма.

Демонстрация эксперимента в подготовленных установках.

Учитель биологии. Ребята, вам было дано домашнее задание – выяснить, какие ещё продукты способствуют долголетию. Что вы узнали?

Маркин Максим - химик.

Капуста Брокколи. В этой капусте есть такое химическое соединение, как глютатион. Это вещество помогает выводить из человеческого организма вредные для здоровья свободные радикалы. Именно свободные радикалы превращают здоровую клетку в раковую. Это вещество наш организм сам синтезирует, однако чем старше возраст, тем меньше он вырабатывается, а в капусте этого вещества очень много. Кроме того, это источник грубых волокон, которые помогают нашему пищеварительному тракту и являются хорошим профилактическим средством от запоров.

Учитель биологии. Максим, выбирай вещество, которым богата капуста  и размещай на доске. Схема.

Даша Астафьева – биолог

Турецкий горох (нут). Это бобовый источник витамина B2. Благодаря ему в организме усиливаются обменные процессы. А это значит, что ускоряются процессы сжигания жиров и избыточных углеводов. А ведь избыточный вес - это основная причина гипертонии.

Базаева Юля - биолог.

Орех фундук. Ученые обнаружили в этом орехе такое химическое соединение, как паклитаксел. Медицина знает, что это вещество является отличным профилактическим средством против рака. Благодаря ему происходит блокировка процесса деления патологических клеток.

Скуридина Карина - эколог.

Оливковое масло. Оливковое масло очень распространено в Средиземноморье и входит в рацион жителей. Это источник омега-3 полиненасыщенных жирных кислот. Именно благодаря этому продукту средняя продолжительность жизни жителя Греции составляет 80 лет. Дело в том, что благодаря оливковому маслу, происходит защита наших сосудов от отложений холестериновых бляшек, а значит, снижаются риски развития инфарктов и инсультов. Человеку в день достаточно употреблять 1 столовую ложку этого масла, чтобы уберечь свои сосуды.

 Землякова Лена - генетик.

Сладкий перец. Россияне этот вид перца называют «болгарским». Этот овощ просто кладезь витаминов, в частности, в нем большое содержание витамина C, который является природным антиоксидантом. Благодаря ему улучшается иммунитет организма, соединительные ткани и артериальные сосуды становятся более эластичными. Если сосуд имеет хорошую эластичность, то он не рвется, поэтому и снижаются риски развития инсультов и инфарктов.

Полякова Анна – генетик.

Помидоры. Это источник ликопина, именно это вещество дает красный цвет этим плодам. Врачи хорошо знают, что это вещество - отличное профилактическое средство от опухолей, кроме того, это вещество помогает защищать лейкоциты, которые борются с различными болезнетворными микробами и бактериями.

Учитель химии. Молодцы, ребята. Посмотрите сколько полезных веществ содержаться в продуктах питания. Эти продукты легко доступны, и из них можно готовить прекрасные салаты, ешьте их и продлевать свою жизнь.

Учитель биологии. И не забывайте больше двигаться. Предлагаю провести физкультминутку. Уважаемые учителя, присоединяйтесь к нам.

1. Встали из-за парт.
2. Потянулись в верх, вперёд.
3. Руки в замочек, пустили волну покрутили замочек.
4. Потрясли кистями рук.
5. Спинку выпрямили, сделали глубокий вдох, выдох (2 раза), улыбнулись друг другу.
6. Вернулись на свои рабочие места.

Учитель химии. Ребята, как вы считаете, можно  ли продлить жизнь человека, используя достижения генной инженерии? Слово нашим генетикам.

Генетик - Киреев Вадим. Исследования, проведенные современными учеными-генетиками, выявили, что на нашей планете 5% населения - это носители генетической комбинации, предсказывающей им экстремально долгую жизнь.

Ученые обнаружили, что у всех долгожителей присутствуют редкие (относительно членов контрольной группы) мутации гена аполипопротеин B. Белок, кодируемый этим геном, вызывает накопление «плохого холестерина» на стенках кровеносных сосудов. Это, в частности, приводит к атеросклерозу. Вероятно, обнаруженные мутации снижают содержание «плохого холестерина» в крови.

Генетик 2 - Москалёва Александра.

Согласно другим исследованиям, на продолжительность жизни человека влияет еще один ген (аполипопротеин E) — и он также играет роль в транспортировке холестерина. Впрочем, полезные мутации этого гена также снижают риск болезни Альцгеймера. Наконец, с долголетием еще в 2008 году связали ген FOXO3A, одна из мутаций которого также встречается практически у всех людей старше 90 лет.

Генетик - Киреев Вадим. Ученые утверждают, что за счет внедрения в организм человека молекулярных роботов, предотвращающих старение клеток, можно будет достигнуть бессмертия человека. Наноробот, введенный в организм человека, сможет самостоятельно передвигаться по кровеносной системе и очищать его от микробов или зарождающихся раковых клеток, а саму кровеносную систему – от отложений холестерина. Он сможет изучить, а потом и «выправить» характеристики тканей и клеток.

Учитель биологии. Есть еще один важный  фактор, оказывающий влияние на наше здоровье и продолжительность жизни, фактор с которым не все в порядке в Давыдово, особенно на ул. Заводская. Ребята, скажите о каком факторе идет речь?
Загрязнение воздуха в д. Давыдово. Об экологии воздуха подготовили выступления наши экологи – Ваня и Вика.

Эколог 1. Нефёдов Иван.  Слайд 15. Существует прямая зависимость между качеством воздуха и целым рядом заболеваний. Жители загрязненных районов, как правило, страдают заболеваниями верхних дыхательных путей (ОРЗ, ангина, грипп, бронхит, астма). Головные боли, повышенная утомляемость, бессонница и даже стресс,  онкологические заболевания дыхательной системы.  К сожалению, цивилизация сократила число доступных и необходимых уголков природы, где можно дышать целебным воздухом. Не стала исключением и наша деревня Давыдово, на территории которой сосредоточено 13 предприятий: «Акватон», «Мишлен», «Тегола» и др. Все они являются поставщиками вредных веществ в окружающую среду.

Эколог 2. Шнайдер Вика. Слайд 16. В 2013 году в Давыдово  начала работать экологическая комиссия. В ее состав вошли представители Администрации сельского поселения Давыдовское и жители деревни. Возглавила комиссию Эльвира Ивановна Заруцкая.

В 2014 году экологи нашей гимназии вместе с представителями экологической комиссии побывали на заводе «Акватон». Руководители предприятия рассказали нам о существующих проблемах, в частности  о несоответствии газовой горелки в системе дожига органических веществ, используемых в производстве, о привозном газе плохого качества.

Слайд 17. Решением этих проблем стало подведение природного газа и установка дополнительной системы дожига и системы фильтров на заводе.

Эколог 1. Нефёдов. Но несмотря на то, что начиная с 2004 года администрацией Давыдовского поселения совместно с жителями д. Давыдово была проведена большая работа по улучшению экологической ситуации в деревне (скопилось реальных документов высотой 47 см.),  в пробах воздуха (мониторинг проводят каждый квартал в 6 точках) наблюдается превышение содержание вредных веществ, таких как ацетон, стирол, формальдегид и др. 

Слайд 18. В 2016 году во время своего рабочего визита в г. Орехово-Зуево губернатор Московской области Воробьев Андрей  Юрьевич дал поручение №7 «Рассмотреть с выездом на место обращение гражданки Э.И. Заруцкой по вопросу экологической обстановки на территории Давыдовской промышленной зоны, расположенной около деревень Давыдово и Гора Орехово-Зуевского района».  Результата пока нет. Но мы думаем, что руководителям таких предприятий следует помнить слова известного химика Д.И. Менделеева: «В химии нет отходов, а есть неиспользованное сырье».

Эколог 2. Шнайдер Вика. 2017 год – год  экологии в России. Поэтому мы хотим помочь улучшить экологию своей деревни. Наша программа действий по улучшению экологической ситуации в д. Давыдово:

  • Слайд 19 Принять участие в экологической акции «Посади свое дерево-2017», Слайд 20 в субботнике по благоустройству Парка им. 30-ия  Победы;
  • Слайд 21-22 Принять активное участие в озеленении поселка и пришкольной территории, субботниках, экологических конкурсах.
  • Продолжить исследования воздуха методом биоиндикации.

Учитель. В настоящее время Заруцкая Э.И. – председатель независимой экологической комиссии организовала сбор подписей, среди жителей Давыдово, неравнодушных к проблеме загрязнения воздуха для обращения к нашему президенту В.В. Путину.

Учитель химии.

Однажды ученик лекаря спросил своего наставника: 

— Учитель, открой мне главный секрет долголетия. 

— Основа долголетия, — сказал Учитель, — это здоровье, а основа здоровья — спокойствие.

Учитель биологии. Стресс считается сегодня важнейшей причиной сокращения продолжительности жизни. Существующие факторы, которые усиливают состояние стресса, например такие качества как зависть, раздражительность, алчность и факторы, снижающие стресс - увлеченность, выносливость, толерантность, интеллект.

Размышляющий человек всегда может подобрать специальные упражнения, которые помогут ему справиться  со стрессом. Вот некоторые из них, давайте попробуем. Так как мы все являемся думающими и размышляющими людьми, то давайте научимся выполнять такие упражнения, которые помогут справиться с волнением , например, перед контрольной или экзаменом.

Упражнение «Позитивные точки».

Если вы проведёте подушечками пальцев по лбу, то почувствуйте холмики (бугорки). Нужно остановить свои пальцы у их подножия, примерно, у середины лба. Эти точки слегка, прикасаясь, подержать 1 минуту. Держим до тех пор, пока пульсация справой и слевой стороны не будет синхронной. Эти точки являются проекцией отделов мозг, отвечающих за эмоции. Данное упражнение балансирует работу правого и левого полушарий мозга и способствует снятию избыточного напряжения.

Упражнение «Крюки». Нога на ногу, вытянуть руки, скрестить  в замок, к себе, язык на верхнем нёбе.

Вернуться в исходное положение и пальчик к пальчику, из пальцев рук образуем треугольник, язык на верхнем нёбе, руки на коленях. Это упражнение стимулирует проекцию отделов мозга, которые отвечают за эмоции и способствуют тому, чтобы успокоиться.

Учитель биологии. Итак, ребята, мы немного отдохнули, расслабились, а теперь давайте вспомним все,  о чем говорили на уроке и решим кроссворд,  разгадав который  вы сможете прочитать ключевое слово нашего урока.

Кроссворд.

  1. Напиток долгоджителей. (вода)
  2.  Естественная смесь газов, образующая земную  атмосферу. (воздух)
  3.  Фактор, снижающий уровень стресса, в переводе  означает терпимость. (толерантность)
  4.  Наука о взаимоотношениях организмов между собой  и окружающей средой. (экология)
  5.  Этот продукт источник ликопина от опухолей. (помидор)
  6.  Основной строительный материал клетки. (белок)
  7.  Продукт долгожителей, содержит аминокислоту лизин. (гречка)
  8.  Наука о наследственности и изменчивости. (генетика)
  9. Наука о живой природе. (биология)
  10. Этот  овощ содержит большое количество витамина  С. (перец)

Ключевое слово - Долголетие

Учитель химии. Конференция подходит к концу. Ребята, вы сегодня все молодцы, подготовили интересные и важные сообщения, хорошо выступали. Какие правила активного долголетия  вы для себя отметили, что будете выполнять? Запишите в отчетных листах. Давайте озвучим.

Учитель биологии. Ребята, сегодня мы поговорили далеко не обо всех секретах долголетия. Узнать больше об активной и долгой жизни вы сможете на уроках биологии и химии, на занятиях НОУ, а может быть, для кого-то тема нашего семинара станет темой будущего большого научного исследования, проекта.

Желаем всем крепкого здоровья и долголетия!!!
И неважно, сколько лет ты прожил, 
Важно, сколько сам себе даёшь.
Важно, что ты хочешь, что ты можешь,
Важно, что ты есть и чем живёшь.
Важно благодушью не поддаться,
От достатка вдруг не ожиреть,
Потому что можно даже в двадцать
Незаметно взять да постареть…

Учитель химии. Уважаемые гости, ребята, желаем вам всем крепкого здоровья и долголетия. В память о нашей конференции, примите памятки, надеемся, что они вам пригодятся.

Приложение