Слитное, дефисное, раздельное написание омонимичных слов. 11-й класс

Разделы: Русский язык


Цели урока: активизировать знания по лексике, орфографии, морфологии, словообразованию, синтаксису, пунктуации; подобрать синоним к предложенному слову; повторить части речи и члены предложения, виды придаточных; вспомнить слитное, дефисное, раздельное написание омонимичных частей речи, условия выбора данной орфограммы; отработать умение выполнять пунктуационный разбор, строить схемы сложных предложений.

Ход урока «полётного» повторения

Добрый день, дорогие выпускники! Открываем рабочие тетради, сегодня у нас СЕМНАДЦАТОЕ ЯНВАРЯ. (Учащиеся записывают в тетрадях).

Определите часть речи слова СЕМНАДЦАТОЕ

- Порядковое числительное.

Какой ещё разряд числительных вызнаете?

- Количественное числительное.

Просклоняйте количественное числительное СЕМНАДЦАТЬ (1 вариант) и порядковое числительное СЕМНАДЦАТЫЙ (2 вариант), выделяя окончания.

Количественное числительное

Порядковое числительное

И. п.

семнадцать столов

И. п.

семнадцатый стол

Р. п.

семнадцати

Р. п.

семнадцатого

Д.п.

семнадцати

Д.п.

семнадцатому

В. п.

семнадцать

В. п.

семнадцатый

Т. п.

семнадцатью

Т. п.

семнадцатым

П. п.

о семнадцати

П. п.

о семнадцатом

Сделайте вывод о склонении количественных и порядковых числительных.

- При склонении количественных числительных изменяется каждое слово и каждая часть сложного слова, а при склонении порядковых меняется только последнее слово.

Классная работа. (Учащиеся записывают в тетрадях).

Определите часть речи слова КЛАССНАЯ.

- Относительное прилагательное, т.к. характеризует предмет по месту.

- А в словосочетании КЛАССНЫЙ ФИЛЬМ каким по разряду будет это прилагательное?

- Качественным, т.к. сейчас обозначает качество предмета.

- Подберите синоним к качественному прилагательному КЛАССНЫЙ (ФИЛЬМ).

Хороший, замечательный.

- Назовите способ образования слова КЛАССНАЯ.

Суффиксальный.

- А в предложении КЛАССНАЯ ПРИШЛА В СТОЛОВУЮ слово КЛАССНАЯ какой будет частью речи?

Существительное.

- Способ образования?

Неморфологический.

- Какое ещё слово образовано неморфологическим способом в этом предложении?

Столовую.

Сегодня на уроке мы, как обычно, многое повторим, вспомним части речи и члены предложения, виды придаточных; вспомним одну из самых коварных орфограмм, поэтому тема урока… Нет, тему вы сформулируете сами чуть позже, а сейчас орфоэпическая и синтаксическая разминки.

Орфоэпическая разминка. Расставьте ударение в словах. По вариантам.

ЗАНЯЛА

 Отдала

ТОРТЫ

ШОРТЫ

 КЕДРОВЫЙ

КВАРТАЛ

СЛИВОВЫЙ

 ВКЛЮЧИТ

ОПТОВЫЙ

ТВОРОГ

 ЗВОНИТЬ

АФЕРА

Однажды деньги ЗАНЯЛА, но, к счастью, быстро отдала.

Если будешь лопать ТОРТЫ, никогда не влезешь в ШОРТЫ.

На Урале лес сосновый, а на севере КЕДРОВЫЙ.

КВАРТАЛ прошёл, а дом не нашёл, КВАРТАЛ прожил и не тужил.

А на улице мороз – СЛИВОВЫЙ у Вити нос.

ВКЛЮЧИТ наш папа телевизор, а тот молчит – и ни гу-гу.

ОПТОВЫЙ покупатель купил у нас ТВОРОГ.

Если правильно ЗВОНИТЬ, можно долго говорить.

Воровство и АФЕРА – криминальная сфера.

Синтаксическая разминка

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Блок ПРЕДПОЧ…Л(БЫ) ЧТО(БЫ) «м…лчаливая ушедшая в себя душа» п…эта для к…торой весь мир – «б…л…ган» так и осталась погружё…ной в туман…ые грёзы.

Какие пунктограммы встретились?

  • знаки препинания в СПП;
  • знаки препинания при однородных членах;
  • тире между подлежащим и сказуемым.

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в этом предложении?

метафоры

  • молчаливая, ушедшая в себя душа
  • мир – балаган
  • душа, погружённая в туманные грёзы

эпитет

  • молчаливая душа
  • туманные грёзы

ряд однородных определений

цитирорвание

Какие орфограммы встретились?

- слитное-раздельное написание омонимов

ПРЕДПОЧ…Л БЫ - ЧТОБЫ

- проверяемая безударная гласная в корне слова

м…лчаливая - мОлча

- непроверяемая безударная гласная в корне слова

пОэта
кОторой
бАлАган

- написание Н и НН в отымённых прилагательных и причастиях

погружЁННой
туманНые

Какая орфограмма, на ваш взгляд, самая сложная?

- слитное-раздельное написание омонимов

ПРЕДПОЧ…Л БЫ - ЧТОБЫ

Поэтому о ней немного позже поговорим, а сейчас по рядам подберите по 5 слов на данные орфограммы

Проверяемая
безударная гласная в корне слова

Непроверяемая
безударная гласная в корне слова

Написание Н и НН
в отымённых прилагательных и причастиях

тЕмнота - тЁмный

ОрнамЕнт

испачкаННый

сИнеть - сИнь

гОрИзонт

деревЯННый

смЕяться - смЕх

дИрИжёр

истрёпаННый

вЕсной - вЁсны

вЕстИбюль

землЯНой

зелЕнью - зелЁный

дЕсант

лошадИНый

Итак, тема урока. "Слитное, дефисное, раздельное написание омонимичных слов".

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?

1) Части речи.

2) Правописание разных частей речи (предлогов, союзов, местоимений с предлогами, наречий, наречий с частицами…).

Теория в сб. Сениной, правописание наречий

Тесты открытого банка ЕГЭ

Тест 1

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1. (НЕ) СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

2. (С) ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она (ТОТ) ЧАС же вспыхнула вдали.

3. Пройдя (В) ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО) ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.

4. Я хочу поговорить с вами (НА) СЧЁТ квартиры, (В) СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

Тест 2

В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1. (В) ДАЛИ на горизонте неподвижно стояли стройные паруса рыбачьих лодок и, (ОТ) ТОГО что солнце просвечивало их, казались розовыми.

2. Как и наш мир, поверхность шара ТО(ЖЕ) конечна и ПРИ(ТОМ) не имеет границ.

3. Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО) ЗАДИ него (ПО) НЕМНОГУ замирали звуки свирели.

4. (В) ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК) БУДТО воздух промыт родниковой водой.

Тест 3

В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1. Вдоль реки несётся опьяняющий запах лип, как БУД(ТО) ГДЕ(ТО) за сотни километров зацвели липовые леса.

2. Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было.

3. Вчера мы не расспросили про дорогу (НА)ЗАВТРА,  и теперь нам пришлось идти (НА)УГАД.

4. ОТКУДА(ТО) издалека надвигалась ночь, и окружавший нас лес стал (ПО)НЕМНОГУ темнеть.

Самостоятельная работа по сб. Сениной стр. 164-166

  • 1 вариант – тест 218
  • 2 вариант – тест 219
  • 3 вариант – тест 220
  • 4 вариант – тест 221
  • 5 вариант – тест 222
  • 6 вариант – тест 224

Проверка

  • 1 вариант – тест 218 - 3
  • 2 вариант – тест 219 - 2
  • 3 вариант – тест 220 – 1 (Б, В)
  • 4 вариант – тест 221 – 3 (А, В)
  • 5 вариант – тест 222 – 2 (А, Г)
  • 6 вариант – тест 224 – 4

Домашнее задание

  1. По сб. Мальцевой варианты 2,3,4 задание 14.
    или
  2. Составить 3 теста (слитное, дефисное, раздельное написание) по типу задания ЕГЭ.

Презентация

28.01.2019