00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Рабочая программа социального педагога

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика, Профессия — педагог


I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Социальное развитие воспитанников дошкольных образовательных учреждений становится одной из актуальных проблем педагогики. В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается с множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

  • проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
  • проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
  • проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, дошкольных учреждений.

Выполнению заданной цели способствуют мероприятия, направленные на решение следующих задач:

– способствовать развитию правового мировоззрения, толерантного сознания детей;

– разработка социальных установок для всех участников образовательного процесса;

– пропаганда здорового образа жизни, формирование негативного отношения к социальным порокам;

– раннее выявление детей их семей социального риска;

-  принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке дошкольников.

В течение года выполняется организационно-методическая работа:

- Изучение и пополнение нормативно-правовой базы социального педагога, изучение региональных муниципальных документов (Законов, постановлений), локальных актов ДОУ.

- Заполнение отчетной документации (годовой и календарный план, график работы на неделю, аналитический отчет).

- Заполнение текущей документации, обработка, анализ и обобщение полученных результатов.

- Заполнение актов обследования семей с результатами обследования и рекомендациями.

- Изучение и подбор материалов для просветительской работы с педагогами ДОУ и родителями.

- Изучение специальной литературы, самообразование.

- Участие в семинарах, круглых столах и методических объединениях, конференциях, заседаниях Межведомственного консилиума.

Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей мною как социальным педагогом Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка детского сада «Улыбка» в работе используются следующие нормативно-правовые документы:

  • конституция Российской Федерации;
  • конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • гражданский кодекс;
  • уголовный кодекс;
  • семейный кодекс;
  • Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях;
  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • устав Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центр развития ребенка детский сад «Улыбка»;
  • должностная инструкция социального педагога.

Программа составлена в соответствии с учебным планом «ЦРР –Д/С «Улыбка» и примерной общеобразовательной программой «Детство» под. ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - разработанной в соответствии с ФГОС, с учетом и парциальных программ: «Программа по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, Ты, Мы», авторы-составители: О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина; программа  С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

Приоритетным направлением является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ. В программу входит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

1.2 Цели и задачи рабочей программы.

Общая характеристика основных направлений работы социального педагога

Управление воспитательно-образовательным процессом в НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» в соответствии с ФГОС, создание условий для эффективного взаимодействия с детьми.

Задачи программы:

  • Дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении образовательных областей;
  • Определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики воспитательно-образовательного процесса ДОУ;
  • Повышение профессиональной компетентности через систематизацию воспитательно-образовательной деятельности.

Функции программы:

  • определяет цели и задачи реализации образовательных областей;
  • является документом, обязательным для исполнения;
  • определяет логическую последовательность усвоения содержания дошкольного образования, организационные формы, методы, условия и средства;
  • выявляет уровни усвоения содержания дошкольного образования, критерии оценки развития воспитанников.

Принципы и подходы к формированию программы:

  • соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущих принципа социально-педагогической работы:

  • профилактический – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
  • защитно-охранный – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
  • организационный – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

Исходя из этих функций, можно обозначить цели и задачи работы социального педагога.

Цели и задачи социального педагога ДОУ.

1. Создание условий для успешного становления ребёнка как субъекта социальной жизни.

2. Координация процесса создания педагогически целесообразной среды.

3.Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах успешной социализации ребёнка.

4.Правовое просвещение родителей (законных представителей); повышение педагогической компетенции родителей в вопросах содержания и воспитания ребёнка.

Названные цели предполагают следующие задачи:

  • осуществление и защита прав ребёнка;
  • жизнеобеспечение ребёнка;
  • социологические исследования в окружающем социуме;
  • представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;
  • координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности;
  • проведение социально-культурных мероприятий.

Одна из главных целей работы социального педагога – способствовать успешной социализации ребенка.

Работа с воспитанниками детского сада:

  • Организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
  • Коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей (законных представителей);
  • Организация досуга детей.

Цель: – защита интересов личности, поддержка постоянной связи с семьями воспитанников.

Задачи:

  • защита интересов личности;
  • организация досуга, включение в социально полезную деятельность;
  • защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;
  • выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения.

Программа представлена в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Возрастные особенности развития детей

Возрастные особенности детей 2–3 лет.

Основные направления развития в этот период:

  • развитие предметной деятельности;
  • развитие ситуативно-делового общения ребѐнка со взрослым;
  • совершенствование восприятия (активное освоение сенсорных эталонов формы, цвета, величины);
  • развитие активной речи (речь как средство общения со сверстниками).

Возрастные особенности детей 3–4 лет.

Основные направления развития в этот период:

  • внеситуативность общения;
  • ведущий вид деятельности – игра, которая носит условный характер;
  • освоение сенсорных эталонов (восприятие до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, дифференцирование предметов по величине);
  • развитие произвольной памяти, увеличивается ее объем (запоминание 3–4 слов, 5–6 названий предметов);
  • развитие произвольности и устойчивости внимания (возможность сосредоточения на 15-20 минут);
  • развитие воображения (оригинальность и произвольность);
  • появление устойчивой избирательности во взаимоотношениях;
  • появление ролевого взаимодействия.

Возрастные особенности детей 4-5 лет. Основные направления развития в этот период:

  • внеситуативность общения;
  • ведущий вид деятельности – игра, которая носит условный характер;
  • совершенствование владения сенсорными эталонами (дифференциация по сенсорному признаку – величине, цвету; освоение параметров - высота, длина и ширина);
  • развитие произвольности памяти, увеличение ее объема;
  • увеличение объема, концентрации, устойчивости, переключения, распределения внимания; 
  • развитие воображения (оригинальность и произвольность);
  • формирование устойчивой избирательности во взаимоотношениях;
  • развитие ролевого взаимодействия.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Основные направления развития в этот период:

  • совершенствование восприятия цветов (восприятие оттенков) и формы, величины (осуществление ранжирования по величине);
  • развитие восприятия пространства и времени;
  • увеличение объема, концентрации, устойчивости, переключения, распределения внимания;
  • развитие воображения (оригинальность и произвольность);
  • развитие образного мышления;
  • совершенствование грамматической стороны речи;
  • формирование навыков планирования последовательности действий;
  • развитие субординации ролевого поведения в игре;
  • развитие причинного мышления.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Основные направления развития в этот период:

  • совершенствование восприятия цветов (восприятие оттенков) и формы, величины (осуществление ранжирования по величине);
  • развитие восприятия пространства и времени;
  • развитие произвольности внимания;
  • развитие образного мышления;
  • формирование навыков планирования последовательности действий;
  • развитие субординации ролевого поведения в игре;
  • освоение форм позитивного общения;
  • усложнение игрового пространства;
  • развитие половой идентификации;
  • развитие сюжетно-ролевой игры.

Основные тенденции развития дошкольного образования в наше время связаны с созданием полноценного пространства для развития ребенка и комплексным сопровождением его индивидуального развития, являющегося практическим воплощением идеи гуманистического личностно ориентированного образования. Особенно актуальным это становится, когда речь идет о детях, у которых имеются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов, сопровождающиеся нарушением адаптивных возможностей их личности, тем более что ежегодно наблюдается рост их числа вследствие влияния ряда негативных факторов.

Под нормальным психическим развитием понимаются поступательные, необратимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики. Нарушенное развитие – это обычное развитие, протекающее в неблагоприятных условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.

В современной психологии встречаются разные определения и классификации детей, которых можно отнести к «группе риска», но во всех определениях выделяется одна принципиальная позиция.

«Группа риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с ЗПР и многие другие.

Воспитанники «группы риска» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны воспитателей и других специалистов.

Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследователи чаще всего выделяют три категории детей: агрессивные, гиперактивные, тревожные.

Цель - помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и укрепить межличностные взаимоотношения детей в группе.

Задачи:

  • Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации;
  • Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов. Воспитать уверенность в себе;
  • Формирование адекватной самооценки у детей;
  • Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.

1.4 Планируемые результаты освоения конкретной образовательной области

Ожидаемые результаты:

  • вывод детей из «группы риска», за счет улучшения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками;
  • сформированность комплекса произвольности в соответствии с возрастом;
  • снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере;
  • социализация в группе сверстников;
  • посредством пантомимики будут уметь выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).
  • научатся конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта, уметь найти компромисс;
  • будут проявлять познавательный интерес, инициативу и самостоятельность, обладать развитым воображением;
  • научатся пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения, внимательно относиться как к себе, так и к окружающим.

II. Содержательный раздел

2.1 Особенности реализации рабочей программы

Об эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком и возможности вывода его из «группы риска» позволяет судить следующая информация: статус ребенка в группе сверстников.

Для выявления объективной картины межличностных взаимоотношений детей старших групп, была выбрана диагностическая методика «Два домика», предложенная Т.Д. Марценковской.

Основной целью социометрического теста является диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы детей.

Социометрический тест решает следующие задачи:

  • измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
  • выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные, отвергнутые);
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований.

В начале исследования педагог показывает ребенку картинку “Два домика” и говорит: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”.

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

По итогам диагностики проводятся занятия на группах.

2.2 Комплексно-тематическое планирование с детьми «группы риска»

2.3 Комплексно-тематическое планирование по направлениям

Календарно-тематическое планирование по образовательным областям включает работу по всем направлениям, осуществляется комплексно и целенаправленно, в соответствии с годовым планом НРМДОБУ «ЦРР - д/с «Улыбка».

Работа ведется по следующим направлениям:

  • правовое воспитание;
  • гендерное воспитание;
  • пропаганда ЗОЖ;
  • профилактика жестокого обращения с детьми;
  • организация занятости несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении (дети из семей, стоящих на учете).

III. Организационный раздел

3.1 Учебный план диагностики

Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

Результат

 1

Сбор анамнестических данных на вновь поступивших детей

Сентябрь

Составление социального паспорта ДОУ.

 2

Скрининговая диагностика
Отбор детей для подгрупповой и индивидуальной коррекционной работы                                                

Октябрь

Определение наиболее актуальных направлений деятельности.

 3

Индивидуальная диагностическая работа по результатам скрининговой диагностики, наблюдению за детьми в группе. По   запросам педагогов и родителей.

Ноябрь,
май

Уточнение наличия особенностей развития когнитивной сферы, и эмоциональной сферы

 4

Диагностическая работа в ППк

По плану работы ППк

Карта психического развития.

 5

Оценка эмоционального благополучия группы детей (старшие, средние группы)

В течение года.

Определение успешности эмоционального благополучия детей в группах.

3.2. Мониторинг

Цель: получение информации об уровне социально-психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения диагностики осуществляется самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач. На основе диагностики, разрабатываются  рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Предметом диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины трудностей в развитии.

Психологическую диагностика индивидуального развития ребенка, проводят по мере необходимости. Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей).
Диагностика проводится как индивидуально, так и в группах. Осуществляется в плановой форме и по запросу педагогов, родителей, администрации (с письменного согласия родителей). Методики исследования познавательной сферы.

Комплекс методик для диагностики детей в ДОУ:

- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

- Методика «Несуществующее животное»

- Методика «Дом-дерево-человек» (ДДЧ)

- Методика «Моя семья»

- Оценка творческих способностей детей (адаптированная методика Торренса)

- Опросник для определения сферы предпочтительных интересов

- Графическая методика «Кактус»

-Тест «Страхи в домике»

- Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)

- Социометрия тест «Два домика»

- Методика «Паровозик»

- Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных)

- Адаптированный вариант методики Рене Жиля

Типология методик психологического обследования детско-родительских отношений в семье. Предлагаемые родителям:

- Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»

- Опросник родительских отношений Варги-Столина – ОРО

- Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера – АСВ

3.3 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для работы педагогом используются все помещения детского сада, а также кабинет социального педагога, соответствующий требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствует Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

Оснащение кабинета для социального педагога:

  • Рабочая зона социального педагога;
  • Библиотека специальной литературы и практических пособий;
  • Материалы консультаций, семинаров, практикумов, педагогического мастерства;
  • Уголок для консультирования;
  • Зона коррекции;
  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы;
  • Рабочие столы для проведения занятий;
  • Головоломки, мозаики, настольно-печатные игры;
  • Развивающие игры;
  • Раздаточные и демонстративные материалы;
  • Информационный уголок для родителей и педагогов;
  • Пуфы.

Приложения к программе

3.4 Список литературы

  1. Гуров В.Н., Социальная работа образовательных учреждений с семьенй.-М.: педагогическое общество России, 2006.- 320 с.
  2. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и дет. Сада: пособие для работников дошк. Образоват. Учреждений / (Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с. – ISBN 5-09-014775-2.
  3. Кротов В. Сказочная педагогика: Озорство и хулиганство. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 52 с. (Психологическая служба).
  4. Кротов В. Сказочная педагогика: Понимание другого. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 52 с. (Психологическая служба).
  5. Н.С. Голицына, Л.Д., Огнева Ознакомление старших дошкольников с Конвненцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  6. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.
  7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
  8. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.
  9. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/ сост. Т.В. Цветкова . – М.: Т.Ц Сфера, 2013. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ») (10).
  10. Шепетенко П.А. методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / П.А. Шепетенко, Г.А. Воронина; под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.