Угол. Обозначение и сравнение углов

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Тема: "Угол. Обозначение и сравнение углов"

Цель:

  • познакомить обучающихся с новой геометрической фигурой – углом;
  • научить обозначать и сравнивать углы;
  • формирование способности анализировать свои действия, стремления к активному участию в работе на уроке;
  • развивать логическое мышление, кругозор, внимание, память.

Оборудование:

  • проектор для показа презентации;
  • шаблоны углов двух цветов для каждого ребёнка;
  • сётные палочки или цветные карандаши красного и синего цветов для каждого ребёнка;
  • калька;
  • таблица.

Тип урока: урок изучения нового.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Вступительная беседа. (Слайды 1–2)

- Тему нашего сегодняшнего урока я бы назвала так: «Математика в углу». Ребята, а кто из вас стоял в углу? За что вас туда ставили? (Говорят дети.)

- Но мы математику не будем наказывать, а наоборот, мы ее как дорогого гостя усадим в угол. Да не в простой угол, а в “красный угол”.

Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами. Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее и усадим в красный угол. (Показ)

СЛАЙД 3 (Отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон»)

- Кто помнит это мультфильм?

- Где стоит Малыш? (в углу)

- За что поставили Малыша в угол? (непослушание)

- А кто-нибудь из вас стоял хоть раз в углу?

- Ребята, вот вы стояли в углу. А кто помнит, как получается угол?

СЛАЙД 4 (первый щелчок – «Малыш в углу»)

Последующие два  щелчка – образование угла Малыша

III. АОЗ.

-  На самом деле, в жизни мы каждый день встречаемся с различными углами.

- Ведь угол — это перелом (ломаю веточку), колено, локоть. (продолжение СЛАЙДА 4).

- Где еще встречаются углы? (Парта, стол, стул, книга, доска, шкаф, портфель, дом и т.д.) СЛАЙД 5.

При появлении картинок один из учеников выходит и показывает углы на изображённом предмете.

На последнем щелчке любимая игра детей «Майнкрафт». К их удивлению, этот мир окружён углами!

IV. Целеполагание.

- Итак, определите цель нашего урока и поставьте задачи, которые мы будем сегодня с вами решать?

V. Изучение нового.

А теперь давайте сами научимся строить углы.

СЛАЙД 6

- Поставьте на листе бумаги точку А.

- Проведите два луча, исходящих из данной точки. Лучи  АВ и АС.

- Образовавшаяся фигура – угол.

- Точку А называют вершиной угла.

- Лучи АВ и АС – стороны угла.

-Таким образом, у нас получился . (Обращаем внимание на постановку вершины в названии угла)

СЛАЙД 7

- Назовите углы, их вершину и стороны.

СЛАЙД 8

- Как сравнить два угла?

Сначала дети пробуют сравнить образцы углов, которые им раздал учитель.

Далее на этом же слайде показывается способ наложения углов.

Практическая работа.

- Возьмите два красных карандаша и два синих. Теперь сложите угол из синих карандашей так, чтобы он был меньше угла из красных карандашей.

- Переложите синие карандаши так, чтобы угол из них стал больше угла из красных карандашей.

СЛАЙД 9 Посмотрите, как с данным заданием справился Нолик.

- Прав ли Нолик? Объясните в чем заключается ошибка в его рассуждениях? (Игрек тоже поясняет ошибку Нолика)

VI. Формирование умений и навыков.

СЛАЙД 10 Назовите все углы, изображённые на рисунке и заполните таблицу. (СЛАЙД 11. Заполнение таблицы – проверка)

Название угла

Вершина угла

Стороны угла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику.

№372

- Какой из углов надо скопировать на кальку? (угол А)

- Как будем сравнивать углы?(накладывать угол на остальные)

- Запишите в виде неравенств полученные результаты.

СЛАЙД 12 Тест с самопроверкой. (После написания теста неправильные ответы исчезают.)

VII. Итог урока.

- Итак, с какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились?

- Как образована данная фигура?

- Как вы думаете, понравилось ли нашей Царице сидеть в углу? Почему?

- Можно ли её оставить в таком положении?

- Давайте мы её посадим на настоящий трон, ведь она этого достойна! (СЛАЙД 13)

- Покажите смайлик вашего настроения по окончании урока.

VIII. Домашняя работа. п.5.1с.97, учебник №383, РТ №152,153.

IX. Выставление оценок.

Тема: "Виды углов. Биссектриса угла"

Цель: познакомить с понятием «биссектриса угла»; ввести классификацию углов через сравнение с прямым углом.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. АОЗ.

СЛАЙД 15

3. Изучение нового.

- Возьмите угол и согните его пополам.

- На сколько частей линия сгиба разделила угол? (на две)

- Какие между собой эти углы? (равные)

СЛАЙД 16 - определение биссектрисы угла.

- Возьмите углы и попробуйте провести биссектрису самостоятельно.

- Проверьте правильность с помощью перегибания.

Практическая работа.

Учитель выполняет у доски, дети в тетрадях.

– Начертите луч ОА. Можно ли его продолжить?

- Продолжим его в другую сторону. Мы получили два дополнительных луча  ОА и ОВ.

- Назовите получившийся угол.
На прямой отмечаем точку,
Два луча получаете точно,
А лучи, дополняя друг друга,
Образуют развёрнутый угол.

- Итак, данный угол называют развёрнутым. Понятие развёрнутого угла было введено только в 19 веке. (СЛАЙД 17)

- Где в повседневной жизни можно встретить развёрнутый угол? (на циферблате 6 часов)

– Возьмите в руки лист бумаги и согните его пополам. Разверните. Какой угол получился?

– А теперь этот же лист бумаги согните ещё раз. Разверните. Сколько углов получилось? Как бы вы их назвали? Такие углы называются прямыми. Прямой угол – одно из древнейших геометрических понятий, оно связано с вертикальным положением человека и многих предметов окружающей среды относительно поверхности земли. (СЛАЙД 18)

- Где в повседневной жизни можно встретить прямые углы?

СЛАЙД 19

-  Есть ли среди изображённых углов развёрнутый? Прямые? Назовите их.

- Как взаимосвязаны прямые углы с развёрнутым? (развёрнутый угол равен двум прямым)

– Как построить развёрнутый угол на листе бумаги без линий? (Построение)

- А прямой?

- Для построения прямого угла используют чертёжный треугольник. (показ). Покажите, где у чертёжного треугольника находится прямой угол.

Построение на доске и в тетрадях. (Чертим луч. Прикладываем чертёжный треугольник  к началу луча. Проводим вторую сторону)

- Вернёмся к СЛАЙДУ 19. Какой луч проходит внутри угла СОК?(ОР)

- На сколько углов этот луч делит прямой угол? (на два)

- Сравните величину каждого из этих углов с прямым углом.

- Все углы, которые меньше прямого, называются острыми углами.

- Давайте запишем все острые углы, которые есть на чертеже.

Запись в тетрадях:

.

– Назовите углы, которые больше прямого угла, но меньше развёрнутого. Такие углы называются тупыми.

- Выпишите все тупые углы:

- Итак, с какими видами углов мы с вами познакомились? Охарактеризуйте их.

Формирование умений и навыков.

Работа по учебнику.

№374

  • Острые углы: A, C, N, B, K, O.
  • Тупые углы: D, F.
  • Прямой угол: G

№375

№376

№380

Сравнить углы АОС и BOD можно так: пары углов AOD и DOB, АОС и СОВ составляют развёрнутый угол. Так как угол AOD больше угла СОВ, то угол, дополняющий угол AOD до развёрнутого, должен быть меньше, чем угол, дополняющий  угол СОВ до развёрнутого. Значит,  угол DOB меньше угла АОС.

Повторение.

№384

Итог урока.

- С какими видами углов познакомились?

- Какие углы называются острыми?

- Какие углы называются тупыми?

СЛАЙД 20. Помогите Нолику в отыскании прямых углов у домика.

- Почему архитекторы предпочитают строить крыши с тупым углом?

СЛАЙД 21. Какие виды углов есть на рисунке?

СЛАЙД 22. Какие углы образуют минутная и часовая стрелки?

Домашняя работа. РТ №154, 155, 156, 157. Принести транспортир.

Название угла

Вершина угла

Стороны угла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название угла

Вершина угла

Стороны угла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название угла

Вершина угла

Стороны угла