Модульный урок "Лесные зоны России"

Разделы: География


Цели:

  • Систематизировать и углубить знания о природной зоне лесов.
  • Расширить знания о взаимодействии компонентов на примере этой зоны.
  • Дать оценку природным условиям и ресурсам, показав влияние хозяйственной деятельности на состояние природной зоны.
  • Развивать умение характеризовать природные комплексы, используя тематические карты, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности проблемам охраны природы.

Оборудование: Карта “Природные зоны России”, лесная газета, пейзаж Шишкина, картина с изображением леса, проектор, магнитофон, корзинки, варенье, грибы, лекарственные растения, кедровые орехи, картины: малютка, выпь, сморчки, иволга, черный дятел, тетерев, зимородок, вальдшнеп.

I Этап. Вступление. “Значение леса в развитии материальной и духовной культуры народа” “Гимн лесу”

При взгляде из космоса на нашу планету видно преобладание двух цветов, двух огромных пространств воды и растительности. В различное время года дня в разную погоду листья деревьев, кустарников, травы меняют свою окраску. Ее отметки так же неожиданны и непроизвольны, как воды морей. Недаром они соперничают даже на полотнах художников.

В России площадь, покрытая лесом, составляет 45 % ее территории. Запасы леса в нашей стране составляют 22% мировых. Это очень высокие показатели.

Лес…одно из самых коротких слов в нашем языке, а как много вобрало оно в себя.

Лес необходим нам как воздух, вода, пища.

Надо понять главное, что лес – это не просто совокупность деревьев и непросто будущие дрова, бревна, доски, но и еще “легкие нашей планеты”, “фабрика кислорода” 1 га леса за год очищает 18 млн. м3 воздуха от CO2, поглощает 64 т других газов и пыли, а взамен поставляет млн. м3 O2.

Вместе с O2 растения обогащают воздух летучими веществами, убивающими болезнетворных бактерий – фитонцидами. Горький запах белых кистей цветущей черемухи, смолистый аромат лопающихся тополиных почек, пряный запах цветущей липы – это все фитонциды. Сосна, пихта, кедр, можжевельник особенно много выделяют этих веществ (фитонциды сосны губительно действуют на туберкулезную палочку), так что лес – это еще и санитар биосферы.

А теперь представьте: сухой жаркий ветер, встретив на пути лес, получив от него влагу, станет мягче, нежнее и на полях окруженных лесами - затишье, т.е. ослабляет ветровую эрозию.

Или пришла весна, талые воды прорывают канавки, будущие овраги. Но вот на пути встал лес, утихомирив бурный поток, разбив его на отдельные плавные ручейки – остановил водную эрозию. Лес не только верный и надежный страж плодородия, но и активный его создатель – лесная подстилка со временем превращается в перегной. Лес – это здоровье и отдых людей, неиссякаемый источник такого вещества. Но и наконец, лес является источником разнообразного ценного сырья - 20 тыс. наименований продукции. Среди всех лесных продуктов особое место занимает древесина, только механическая, обработка которой дает 500 видов изделий.

Это то, что скрывается за таким коротким словом “лес”!

II этап. Работа с технологической картой

Лесные зоны России

Технологическая карта

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ – 0

Общая цель урока.
2 мин.

Цель: изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных
зон России. Познакомиться с особенностями природы и выявить
взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне.

Желаю удачи.

УЭ – 1

Работа с картой.
25 мин.

ЧДЦ совершенствовать умения работать с картой.
Внимательно изучите и проанализируйте карту почв,
растительности, климатическую, природных зон и заполните
сводную таблицу.

Компоненты природных зон

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат

 

 

 

Воды

 

 

 

Почва

 

 

 

Растительность

 

 

 

животные

 

 

 

Карта почв,
растительности,
климатическую,
природных зон

Каждый компонент таблицы оценивается в 1 балл максимально 15 баллов.

УЭ 2

Закрепление полученного материала. 8 мин.

Закончите предложение

  • Самая распространенная порода дерева России ……..
  • В таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница, потому что ……….
  • Почвы тайги не смотря на большую растительную массу зоны, не плодотворны потому что …….
  • …… в сибирской тайге называют ореховой сосной.
  • Животные по – разному приспособились к условиям тайги например ……….
  • Тайга к югу сменяется на смешанные и широколиственные леса потому что………
  • Животные степи как правило живут стаями, а тайги поодиночке потому что………

Каждый ответ 1 балл максимально 7 баллов

УЭ 3
Изучение нового материала. 3 мин.

Интересные факты

Чемпионы леса.

  • Самое долговечное дерево – лиственница живет до 900 лет.
  • Самое высокое – кедр.
  • Самое распространенное – сосна.
  • Самое новогоднее – ель.
  • Самое распространенное лиственное дерево «пионер» береза.
  • Самое морозоустойчивое осина.
  • Самое гибкое «лесная балерина» рябина.

 

УЭ 4
Домашнее задание.
2 мин.

Лесная зона России.

Сообщение по желанию

Адаптация растений и животных к условиям сибирской тайги.

5 более 19 баллов
4 - 16–19 баллов
3 - менее 15 баллов