Адаптация первокурсников к обучению в спортивно-педагогическом колледже

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Профессия — педагог


Группы 1-го курса

Форма проведения: родительский лекторий

Цель: Рассмотреть основные сложности, с которыми сталкиваются первокурсники при переходе из школы в профессиональное образовательное учреждение.

Задачи:

  1. Обозначить психологические особенности, свойственные этапу раннего юношества.
  2. Представить возможные способы объединения усилий родителей первокурсников и педагогического коллектива для наиболее успешного преодоления ребятами сложностей адаптационного периода.
  3. Предложить родителям рекомендации, которые помогут студентам преодолеть сложный для них период обучения в колледже.

План проведения

  1. Организационный момент. Вступительное слово педагога.
  2. Экспресс-мониторинг «Круг ответственности».
  3. Краткий рассказ об основных особенностях юношеского возраста.
  4. Краткий рассказ о типичных трудностях адаптационного периода, с которыми сталкиваются студенты ГБПОУ «СПК» Москомспорта (с учетом специфики требований в СПК). Мини-тест.
  5. Формулировка рекомендаций.
  6. Рефлексия.
  7. Эмоциональное завершение.

Оборудование: листы бумаги формата А3 с нарисованными кругами, мини-тест, список рекомендаций в виде памятки, анкета для участников.

Ход собрания

1. Организационный момент

Добрый вечер, уважаемые родители наших первокурсников! Сегодня мы поговорим о сложностях, сопровождающих превращение ребят из школьников в студентов профессионального образовательного учреждения, и в то же время – из подростков в юношей и девушек. Вы, как родители, для своих детей являетесь самыми близкими людьми, и в ваших силах оказать им необходимую поддержку в этот непростой период. Мы обсудим возможные способы оказания такой поддержки. Эффективность положительного влияния на детей как обычно возрастает, когда родители оказывают его в сотрудничестве с педагогами. Мы поговорим о вариантах взаимодействия родителей и педагогов в осуществлении воспитательного процесса и выполнении учебных требований. Ваши дети проучились в колледже уже почти месяц, в связи с этим у меня вопрос к вам: «У кого из вас хотя бы раз за первый месяц обучения ребенка в СПК возникало ощущение, что он испытывает трудности, ему непросто усваивать новые нормы студенческой жизни?»

Ответы родителей, обсуждение.

2. «Круг ответственности»

Просьба разделиться на группы по 5-7 человек. Каждая группа получает лист бумаги А3 с нарисованным кругом.

Инструкция: «Давайте подумаем над тем, от чего же зависит успешное прохождение первокурсником адаптационного периода в колледже. Представим, что данный круг – это 100% готовность первокурсника к обучению в СПК. Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от чего зависит эта успешность».

После составления диаграмм все мини-группы представляют результаты своей работы и комментируют их.

3. Краткий рассказ об основных особенностях юношеского возраста

Время перехода из школы в профессиональное образовательное учреждение обычно совпадает у первокурсников с превращением из подростков в юношей и девушек. И у этого замечательного возрастного периода есть свои особенности.

Юношеский возраст – это период относительно спокойного развития, т.к. темп роста тела замедляется, формирование и функциональное развитие тканей и органов заканчивается, завершается половое созревание, мышечная сила и работоспособность заметно нарастают. В целом на этом этапе готовность ребят к физическим и умственным нагрузкам значительно выше, чем в предшествующий подростковый период.
В юношеском возрасте меняется способ проявления самостоятельности. Теперь это собственное мнение, оценки, взгляды, в отличие от подросткового проявления самостоятельности, которое выражалось в делах и поступках. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие молодым человеком своего внутреннего мира. Однако осознание своей уникальности и непохожести на других может повлечь за собой чувство одиночества, что может вызвать острую потребность в общении. Но если раньше ребята в основном стремились к общению со сверстниками, то в юношеский период на первое место выходит потребность общения со взрослыми, т.к. возникает много проблем, которые со сверстниками решить невозможно в силу нехватки жизненного опыта. Тогда на помощь приходят взрослые, однако отметим, что молодые люди не всегда готовы следовать их советам и рекомендациям.

Несмотря на то что потребность общения со взрослыми в юношеский период значительно возрастает, это не отменяет дружбы со сверстниками, она продолжает иметь большое значение, по своей важности опережая любовь. Среди важнейших жизненных ценностей на одном из первых мест в этот период стоит желание иметь верных друзей, причем дружба и друзья идеализируются, в ее основе лежат общие духовные интересы и потребность в понимании. У юношеской дружбы есть важная особенность – часто друг дает молодому человеку оценку более высокую, чем его собственная самооценка, и это имеет большое значение для поддержания самоуважения личности.

В основе самоопределения в ранней юности лежит потребность понять себя, свои возможности, свое место и назначение в жизни. В этот период происходит профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. Ребята, выбравшие обучение в нашем колледже, тем самым уже сделали важный шаг на пути профессионального самоопределения.

4. Краткий рассказ о типичных трудностях адаптационного периода, с которыми сталкиваются студенты ГБПОУ «СПК» Москомспорта (с учетом специфики требований в СПК). Мини-тест.

Предлагаю вам пройти мини-тест на тему адаптации:

4.1. Адаптация – это:
а) умение преодолевать трудности;
б) определение своих интересов и творческого потенциала;
в) процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой.
г) все ответы верны.

4.2. Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
а) в новую социальную среду;
б) в учебно-познавательный процесс;
в) в новую систему отношений;
г) все ответы верны.

4.3. Адаптация как правило завершается:
а) через месяц обучения;
б) через два месяца обучения;
в) после первой сессии;
г) длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

4.4.  Кризис адаптации – это:
а) остановка процесса адаптации;
б) этап процесса адаптации, сопровождающийся неадекватным реагированием на требования, отрицательными переживаниями, представлениями о собственной неэффективности;
в) перестройка сложившихся привычек и навыков, разрушение старых представлений и связей;
г) неумение осуществлять психологические саморегулирования поведения и деятельности.

Поступление в СПК предполагает включение вчерашних школьников в новую систему взаимоотношений, в новую социальную среду, в иначе устроенный учебный процесс. Происходит формирование студенческого коллектива, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается новый режим труда и отдыха. Приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям – и есть адаптация в широком смысле. Показателем адаптации человека можно считать успешность в деятельности и взаимоотношениях.

Состояние стресса и повышенной тревожности первокурсников в связи с изменившимися условиями отрицательно влияет на процесс адаптации первокурсников. Неуверенность в своих силах, основанная на прошлых неудачах, слабая мотивация, эмоциональная подавленность, устойчивое преобладание отрицательных эмоций, а также ряд других факторов также могут существенно затруднять процесс адаптации.

Положительно повлиять на адаптацию студента к правилам и нормам работы колледжа могут вера в свои силы, сильная мотивация к обучению, целеустремленность, осознание правильности выбора профессии, общий положительный эмоциональный фон.

Главные документы, регламентирующие работу колледжа, – это Федеральный закон № 273 об образовании в Российской Федерации, Устав образовательного учреждения, локальные и нормативные акты, учебный план. С документацией колледжа вы можете ознакомиться на сайте спортколледж.рф.

Каждого студента СПК в сентябре под подпись знакомят с Приказом о внешнем виде обучающихся. Исполнение требований данного приказа ежедневно контролируется дежурным педагогом. Некоторые студенты, особенно на первом этапе, с трудом привыкают к последовательному выполнению данных требований.

В колледже ведется ежечасный контроль посещаемости студентами учебных занятий. Если студента на занятии нет, то куратор либо социальный педагог сразу выясняют причину отсутствия. Уважительной причиной считается отсутствие по болезни при условии предоставления медицинской справки либо отъезд на соревнования или тренировочные сборы на основании заявления. Заявление на освобождение от учебных занятий пишется заранее, не менее чем за 3 дня до отъезда, к нему прикладывается ходатайство от спортивного учреждения, где занимается студент. За несовершеннолетних студентов такое заявление пишут родители либо законные представители. Бывает так, что студент уезжает, а потом приносит ходатайство после приезда, это также становится причиной разговора с социальной службой или администрацией колледжа. Невыполнение строгих требований к посещаемости занятий является одной из основных причин возникающих у студентов проблем в колледже. Тут очень важно создать отношения сотрудничества и партнерства между педагогами и родителями, атмосферу взаимопонимания. У нас есть общая цель – благополучие и успешность в жизни наших детей. Важно родителям и педагогам своевременно вместе обнаруживать моменты неблагополучия, слышать «тревожные звоночки», общаться и обмениваться информацией, обращаться друг к другу за советом и рекомендацией, осуществлять профилактику ошибок и неудач студентов, вместе поддерживать детей и верить в их силы.

В течение каждого семестра проходит промежуточная аттестация обучающихся по всем предметам, чтобы выявить «группу риска» по успеваемости на тех или иных учебных занятиях и исправить ситуацию до сессии.

Кому-то перечисленные требования могут показаться завышенными, а процесс обучения в колледже – слишком трудным. На самом деле, если студент не прогуливает учебу, работает на учебных занятиях, не нарушает правила внутреннего распорядка – процесс обучения в колледже не сопровождается проблемами и неприятностями. Студентам-первокурсникам важно эти правила принять, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, а не занимать враждебную позицию и не придумывать всяческие способы обхода принятых норм.

5. Формулировка рекомендаций

Как уже говорилось выше, родители могут облегчить прохождение первокурсником периода адаптации в колледже. Приведем ряд практических приемов и рекомендаций, как это сделать.

Поддерживайте соблюдение ребенком режима дня, следите, чтобы он достаточно спал и находился на свежем воздухе. Поддерживайте постоянную связь с преподавателями.

Важно создать благоприятный эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, вербально и невербально показывать ему, что вы верите в его силы и возможности. Обращать внимание не только и не столько на его отрицательные качества и проявления, а акцентировать свое внимание именно на положительных проявлениях его личности, позитивной стороне его действий, замечать и поощрять эти положительные проявления.

Друзья не должны быть единственными людьми, которые способствуют повышению самооценки молодого человека. Для ребенка нет важнее той оценки, которую дает ему родитель. В юношеский период молодые люди очень чувствительны к проявлению уважения (либо неуважения) по отношению к себе. Не нужно сравнивать ребенка с другими сверстниками, аккуратно надо относиться к выстраиванию критических замечаний и не критиковать его при других людях. Порицайте негативные проявления, а не самого ребенка. В идеале он должен чувствовать, что хотя вы и не одобряете его негативных поступков, но при этом все равно уважаете его как личность.

Итак, чтобы оказать поддержку ребенку, нужно иметь мужество и желание:

1. Не акцентировать внимание на его прошлых неудачах, избегать подчеркивания ошибок и промахов. Иначе он может решить: «Я плохой», – и опустит руки.

2. Опираться на сильные стороны личности ребенка.

3. Показывать любовь и уважение к ребенку, радость от его успехов.

4. Относиться к некоторым ситуациям с добрым юмором.

5. После ссоры сразу не расставаться с ребенком. Сначала важно помириться, а потом уже уходить по своим делам.

6. Когда ребенок что-то рассказывает о своей жизни, слушать с вниманием и интересом, быть терпеливым, давать ему возможность выговориться и рассказать о наболевшем.

7. При разногласиях хотя бы иногда уступать ребенку, чтобы он не чувствовал, что вечно не прав.

8. Быть внимательным, обращать внимание на любые изменения в поведении ребенка.

9. Стараться говорить с ним открыто и откровенно на разные темы.

Слова поддержки:

  • «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо».
  • «Ты отлично справился».
  • «Это действительно нелегко, но прими вызов, ты готов к нему».

Слова, которых надо избегать:

  • «Ты всегда»
  • «Ты вообще»
  • «Вечно ты»

В целом поддерживать ребенка – это значит верить в него по-настоящему и дать ему почувствовать его нужность. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

6. Рефлексия

– Достаточно ли новой и полезной информации об адаптации первокурсников вы узнали сегодня?

– Какие рекомендации из прозвучавших сегодня вы хотите применить в жизни? Какие считаете невыполнимыми/трудновыполнимыми и почему?

– Какой основной вывод вы можете сделать?

Раздаются анкеты участников (незаконченные предложения):

а) На собрании мне понравилось, что…………………………..

б) На собрании мне не понравилось, что……………………….

в) На месте ведущего я бы……………………………………….

г) Мне хотелось бы сегодня узнать еще и о……………………

7. Эмоциональное завершение

Притча «Величайшая мудрость»*

Однажды ночью в провинции, где располагался монастырь, прошёл сильнейший снегопад.

Утром ученики, пробираясь буквально по пояс в снегу, собрались в зале для медитаций.

Учитель начал свою речь так: Скажите мне, что нужно делать в этой ситуации?

Один из учеников сказал: Следует молиться об оттепели.

Другой сказал: Нужно сидеть в своей келье, а снег пусть идёт своим путём.

Третий сказал: Познавшему истину должно быть всё равно – есть ли снег или нет снега.

Учитель сказал: А теперь послушайте меня.

Ученики приготовились внимать величайшей мудрости.

Учитель обвел их взглядом, вздохнул и сказал: Лопаты в руки – и вперед!

Мораль: Не забывайте о том, что действительно работает, – действии!

_________

* Источник: http://anchiktigra.livejournal.com/1256836.html