00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе

Разделы: Общепедагогические технологии, Мастер-класс


Актуальность этой темы обусловлена тем, что в условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных уроков, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.

Целью моей работы является формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областями.

Интегрированные уроки развивают потенциал всех учащихся, в том числе детей с ограниченными возможностями, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.  Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

Они снимают утомляемость, перенапряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

Какие задачи могут решать интегрированные уроки:

  • информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
  • коммуникативную (способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);
  • социокультурную  (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека);
  • учебно-познавательную  (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
  • культуроведческую (формирование русской языковой картины мира).

В методике преподавания существует несколько классификаций интегрированных уроков.

Уроки, на которых центральным объектом изучения являются исторический факт, общественное событие, известная личность. Материал таких уроков требует интеграции литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

После изучения поэмы М.Ю.Лермонтова" Песня про … Калашникова» я поставила задачу провести урок внеклассного чтения в форме конференции по роману А.Толстого «Князь Серебряный» с точки зрения истории показать личность Ивана Грозного, рассмотреть понятие опричнина. Учащиеся использовали главу 9 «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина и научный труд историка Ключевского о детстве Иоанна Грозного, из которых стало ясно, почему он стал именно таким, а разговор перешёл на то, КАК воспитание и детские годы человека могут сказаться на всей его дальнейшей жизни. И это уже - СОЦИАЛИЗАЦИЯ, задел на их будущую жизнь.

На этом уроке привлекались картины И.Репина и Серова на историческую тему.

Говоря об И.Грозном как об историч. личности, мы не ограничиваемся содержанием романа. Дети готовят выступления по истории, географии, архитектуре, т. е. расширяют представления о мире.

Так, ученица показала, КАК изменилась территория нашей страны в годы правления И.Грозного Это уже не только история, но и география.
Не обошли мы и архитектуру.

Тут же добавляется материал об архитекторе Барановском, которому из Кремля приказали сделать обмеры Храма Василия Блаженного для его сноса с лица Красной площади, чтобы не мешал движению машин. Ученик сообщает, сколько Барановский писал в Кремль и объяснял, что собор является исторической ценностью. Храм спас, а сам попал в сталинские лагеря за эту смелость. И это уже не только история, а патриотическое воспитание на конкретном примере гражданского мужества.

Иногда школьники сами включаются в творческую работу по прочитанному. Это они продемонстрировали на уроке вн.чт. по книге про Димку Голубева. Показывая бездомных животных , говорим о трудности их жизни на улице и о необходимой помощи.

Внеклассное чтение по кн. белорусского православного писателя Б.Ганаги «Чудик» даёт очень много. Главный герой сталкивается с тем, что деревенские подростки поминают умершую старуху самогоном на окраине села. И Серафим знакомит их с традициями поминок.

Рассматриваем, обсуждаем: спиртного на столе нет, есть компот, нет салатов, мясных изделий и пр. Обсуждаем, как правильно проводились на Руси поминки, и предлагаю детям познакомить с этими традициями и своих близких.

Вспоминаем эпизод с извержением Везувия (это рассказал Серафим) и производим археологические раскопки, попутно объясняя суть работы археологов.

Очень интересны в повести эпизоды, связанные с громкой музыкой, вредной для здоровья. Это уже связываем с медициной.

Урок, объектом анализа на котором является в первую очередь изображение чувств и переживаний человека.

Так, в 5 кл. при изучении повести А.Пушкина «Станционный смотритель» концентрируем внимание на интерьере дома героя: это картинки по библейской притче о блудном сыне. Перед этим на уроке ОПК смотрели мультфильм по притче . Связав два произведения, делаем вывод: если блудный сын осознал свою вину и вернулся к отцу, то блудная дочь слишком поздно вернулась в отчий дом: исправить уже ничего нельзя, отец в могиле. И с этого эпизода идёт разговор об отношении к родителям. А ведь картинки в доме Самсона Вырина как бы предупреждали героиню не совершать опрометчивых поступков, а А.Пушкин предостерегает и сейчас молодое поколение от них.
Много в литературе эпизодов, связанных с Библией. Дети читают и не понимают всей глубины произведения. Так, в повести Н.Гоголя «Страшная месть» показывается, что малолетний сын Ивана тенью бродит по земле, сидя на коне позади отца. Чем же он виноват? И выходим на разговор о том, что мы отвечаем не только за себя, но и за тех, кто рядом. Кто-то даже вспоминает знаменитый афоризм А.Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Интересны уроки инсценирования литературных произведений, особенно басен И.Крылова. Здесь идёт знакомство с особенностями сценической речи, основ режиссуры. Потом мы поехали в самарский театр посмотреть, как профессиональные артисты представили басни знаменитого баснописца.

 При изучении стих. Н.Некрасова «На Волге» призвала ребят провести параллели с живописью, обратив внимание на картину Репина «Бурлаки на Волге». А весной мы отправились в путешествие по Волге в Ширяево, в дом-музей И.Репина, где он жил, когда писал эскизы к своей картине. Экскурсия расширила представление детей и о бурлаках, и о самом художнике, и, конечно, о произведении поэта.

Работая по повести В.Богомолова «Иван», знакомимся с подростком, побывавшим в немецком плену, люто ненавидевшим фашистов и отдавшим свою жизнь на борьбу с ними. И показываю ребятам слайды с материалами о детях-героях, их фото (фрагмент из к/ф «Щит и меч»).

А когда говорим о том, что нельзя забывать трагических страниц истории, включаю «Бухенвальдский набат». Без моего предупреждения дети встали и слушали молча, как бы отдавая дань памяти погибшим. Не надо никаких слов о патриотизме: дети сами это почувствовали и поняли.

Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему, формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.

Уроки, в центре которых находится явление окружающего мира.

Мне очень нравится взгляд на интеграцию В.А. Сухомлинского, который считает, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.

Большая возможность в этом отношении у учителя на уроках русского языка — это тексты на самые разные темы.

Мы нередко на уроках литературы говорим о героях, совершивших подвиг, и у школьников нередко складывается представление, что герои были давно, что сейчас нет места подвигу. Поэтому я нередко беру тексты, героями в которых выступают наши современники: спортсмены, пожарные, военные.

Приведу такой пример текста.

Последний, канонизированный Синодом святой, - это Евгений Родионов. Ему было всего 19 лет, когда чеченские боевики казнили его.
Перед этим уроком дала задание ученику — найти материал о Родионове. И вот он рассказывает, как молодых необученных солдат командование части выставило в дозор, не обеспечив всем необходимым, как эта четвёрка отчаянно дралась, но силы были неравными, и ребята оказались в плену у боевиков. Их били, морили голодом, и когда решили казнить, выяснилось, что Жене в этот майский день исполнилось 19 лет. Палачи решили сделать ему «подарок»: прими мусульманство, сними крест — и мы подарим тебе жизнь.

Женя не ходил до армии в храм, купил простенький крестик перед армией, но предложение отклонил. Враги жестоко обошлись с ним: живому отрезали голову. Русская православная церковь канонизировала его в лике святых. (фото - место казни Родионова + мать). И несмотря на то, что я очень экономлю время на уроках, здесь позволила показать видеоролик с песней А.Маршала (5 мин.) что предлагаю и вам.

Изучаем в 7 кл. причастие. Даю небольшой текст.

Олег снял перчатки с покрасневших пальцев, скосил глаза на сослуживца и увидел побелевшую на скуле щёку.

- Разотри снегом, - посоветовал он.

- Не надо снегом, приложи свою рукавицу и подержи сухое тепло, - остановил майор.

- Почему?

Задание: спросить у учителя биологии, найти в лит-ре или интернете ответ на этот вопрос и написать продолжение.

Во-первых, изучается причастие, говорим о его образовании и структуре, потом связываем с содержанием текста. Дети узнают, что и как надо правильно делать при обморожении. А это уже СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

На текстах о добывании огня путём трения и движении человека вперёд при резкой остановке транспорта связываем с законами физики.

Причастие - трудная часть речи. Дети никак не могут отличить её от прилагательного и глагола. Объяснение дала на примере. Вызвала к доске ученика, показала предмет розового цвета и спросила, какой он. - Розовый.

Записали. Предлагаю подобрать однокоренное слово — глагол. Записываем — розоветь.

Показываю лакмусовую бумажку голубовато-сероватого цвета, дети констатируют этот цвет. Провожу опыт: опускаю бумажку в кислоту — она начинает розоветь. Спрашиваю:

- Что делает она? - Розовеет.

- А если задать вопрос прилагательного, какая она?

- Розовеющая.

Делаем вывод: розовеющая — это ещё не розовая, она только розовеет. Значит, признак не окончательный: есть цвет и есть действие.

Причастна эта часть речи и к прилагательному, и к глаголу, поэтому она и называется причастие.

В 5 и 7 классах есть уроки развития  речи на тему «Спортивный репортаж». Ребята выступают в роли журналистов. А для этого нам пригодятся знания из области риторики, журналистики.

Иногда такие уроки ведут два или более учителей-предметников. Материал их показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет видеть взаимозависимость различных наук. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.

Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:

Этап

Цель этапа

Поисковый

обеспечить мотивацию к изучению темы
обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме

Подготовительный

научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные

Основной

развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы

Заключительный

развивать культуру обсуждения выступлений учащихся

Считаю, что использование интегрированных уроков в преподавании русского языка и литературы сказывается и на качестве обучения
Какой вижу результат перед и после   проведения интегрированных уроков:

- повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий.

- проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;

- большая информативная ёмкость материала и его систематизация;

- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

- способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса;

- активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения, которое является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.

Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов.