Урок-игра по пьесе Островского «Гроза». 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Тип урока: «Своя игра».

Цели урока:

Повышение эффективности изучения драмы «Гроза».

Пробуждение интереса к произведению.

Преодоление различных трудностей, возникающих в процессе обучения.

Обеспечение высокой степени познавательной активности, внимания, эмоционального переживания, творческого характера деятельности.

Технологии:

  • Компьютерные технологии (презентация PowerPoint).
  • Игровые технологии (урок построен в виде "Своей игры". Выбирается категория, виртуальная "цена вопроса". Двойным "нажатием" на выбранную клетку можно открыть вопрос. Если ученик допускает ошибку,  то заработанные баллы отнимаются).

Перед началом игры целесообразно повторить историю создания драмы «Гроза», я же показала небольшую обобщающую презентацию, так как понимала, что в классе есть неподготовленные и слабые ученики.

Далее мы прочитали все категории. Учитель напоминает правила игры, расположение вопросов от простого к сложному.

Категории

1. Герои и образы.

Вопросы данной категории:

- Назовите главную героиню пьесы «Гроза» (за 10)

- Какой город стал прообразом города Калинова? (за 20)

- К какой социальной группе можно отнести семью Кабановых? (за 30)

- Кто в городе,  кроме Катерины, чувствует и понимает красоту природы? (за 40)

- «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите. Тело ее здесь…, а душа теперь не ваша…» (чьи это слова?) (за 50)

1. Проблемы.

Вопросы данной категории:

- Какую проблему поднимает автор, описывая взаимоотношения Кабанихи и Тихона, Дикого и Бориса? (за 10)

- Назовите проблемы, связанные с образом Катерины (за 20)

- Главная проблема, поднятая в драме «Гроза»? (за 30)

- Какое чувство мешает Тихону решить проблемы в отношениях с Катериной и с матерью? (за 40)

- Назовите произведения русской литературы, где поднимаются те же проблемы, что и в «Грозе». (за 50)

2. Ох, Катерина!

Вопросы данной категории:

- Как жила Катерина в родном доме? (за 10)

- Как Катерина должна относиться к мужу и свекрови? (за 20)

- Кому из героев пьесы Катерина может раскрыть душу? (за 30)

- Почему Катерина боится грозы? (за 40)

- Что значит смерть для Катерины? (за 50)

3. Борис или Тихон?

Вопросы данной категории:

- Кого любит Катерина: Бориса или Тихона? (за 10)

- Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается  (чьи это слова?) (за 20)

- Зачем Тихон ненадолго бегал к Савел  Прокофьичу? (за 30)

- Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! (кто и о ком это говорит?)( за 40)

- Назовите отчество Бориса. (за 50)

4. Гроза.

Вопросы данной категории:

- Кто из героев пьесы символизирует грозу? (за 10)

- Что такое гроза в пьесе(литературное определение) (за 20)

- Когда впервые в пьесе появляется гроза как явление природы? (за 30)

- Зачем в пьесе говорят о громоотводе? (кто?) (за 40)

- Когда второй раз гроза врывается в пьесу? (за 50)

5. Женщины.

Вопросы данной категории:

-  Самое необычное имя героини в пьесе. (за 10)

- Кто изображен на картинке? (за 20)

- Кого любила Варвара? (за 30)

- Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. (Кто и кому говорит эти слова?) (за 40)

- Как назвал Катерину Добролюбов?( за 50)

После того, как все категории разгаданы, учитель считает баллы, выставляет оценки, объясняет домашнее задание (работа с текстом драмы «Гроза», индивидуальные карточки-вопросы)

Презентация к уроку.