Мастера земли русской. Проект «Удивительный мир часов» (для детей 6–7 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным.

Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!

Цель:

  • Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
  • Познакомились Дети с историей появления часов;
  • Сформировать представление о различных видах часов и их назначении;
  • Поднять уровень мотивации коллективных достижений у детей.
  • Создание атмосферы общности интересов, партнерских отношений.
  • Накопление практического дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей появления часов в жизни человека.
  • Расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов.
  • Формировать представления о единицах измерения времени - секундах, минутах, часах.
  • Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.
  • Развивать поисковую деятельность.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Активизировать словарь детей по теме «Часы».
  • Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
  • Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
  • Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Вид проекта – творческо-исследовательский, групповой.

Продолжительность – краткосрочный.

Участники – дети 6-7 лет.

План реализации проекта «Удивительный мир часов»

Пояснительная записка

В течение тысячелетий люди изобретали различные часы. Виды часов, изобретенные человечеством за многовековую историю, поражают своим многообразием: солнечные часы, водяные, огневые, песочные, механические, электрические, электронные, наручные, интерьерные (напольные, настенные, настольные, каминные), швейцарские, японские, часы-будильники, шахматные часы… продолжать можно до бесконечности. С годами часы стали не только неотъемлемой частью человеческого мира, а также приобрели утилитарный характер: стали являться частью нашего интерьера или хорошим подарком.

Данная тема особенно актуальна, ведь часы и время настолько вошли в нашу жизнь, что трудно представить, что может случиться, если вдруг больше не будет часов, не будет будильников, не будет того временного расписания, к которому мы так все привыкли. Современному человеку, часы необходимы. Так много нужно успеть и так важно не потерять время.

Проблема, её актуальность

Проект реализуется в подготовительной группе.

Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.

Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда-то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта, значит на дворе утро.

Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов.

Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».

Прогнозируемый результат реализации проекта:

  • в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
  • сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
  • дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
  • дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы-цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
  • используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
  • разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.

- Систематизация материала по данному вопросу.

- Подбор экспонатов для организации мини-музея «Мир удивительных часов».

- Изучение научной литературы по данному вопросу.

- Подбор художественной, энциклопедической литературы.

- Изготовление альбома «Виды часов».

- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

- Подбор материалов для проведения исследования.

- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап - основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «Что такое время?».

- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».

- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик-так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т.Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».

- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».

- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.

- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».

- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

- Рассматривание иллюстраций часов.

- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.

- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».

- Лепка «Весёлые будильник» (пластилинография), «Часы-солнышко»

- Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).

- Аппликация «Наручные часы».

- Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».

- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).

- Создание альбома «Часы», «Самые известные часы в мире».

- НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов».

- НОД. Развитие речи на тему «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», «Какие бывают часы?».

- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».

- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов».

- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных часов.

- Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».

- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).

- Просьба принести для мини-музея группы «Мир удивительных часов» интересные экспонаты.

- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).

- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».

Приложение. Консультация для родителей

3 этап - заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

- Создание мини-музея «Мир удивительных часов».

- Создание коллекции современных часов (наручные).

- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».

- Создание альбома «Часы».

- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов».

- Подборка разнообразных видов часов.

- Подборка энциклопедий «Часы».

- Подборка детских книг о часах и времени.

Информационное обеспечение проекта:

Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.

При создании мини-музея «Мир часов» перед собой поставила следующие задачи:

- формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;

- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;

- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);

- пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;

- дать элементарные знания об окружающем;

- заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев.

Используемая литература

1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001.

2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991.

3. Гризик. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995.

4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14.

5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000.

6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.

7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43.

8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. c. 10.

9. Д.Галенс. Книга ответов для почемучки. - Харьков: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006.

7.11.2018