Избранные методы арт-терапии в начальной школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Часто бывает так, что младшие школьники не могут вербально выразить свои эмоции и чувства, передать тонкие нюансы своих переживаний. У детей есть уникальная возможность отображать свой внутренний мир через творчество. Для младшего школьника, как и для ребенка дошкольника, вполне привычно выражать свои эмоции и чувства через рисунок. В рисунке дети более естественны, они как бы регрессируют на более раннюю стадию, «цензура» ослабляет свое действие и механизмы психологической защиты работают не в полную силу, позволяя психологу работать с непосредственными переживаниями ребенка, а если и вносить коррективы, то очень мягко и аккуратно.

В творческом процессе активно задействовано правое полушарие головного мозга, ответственное за получение и переработку невербальной информации. Современная цивилизация, в том числе и система обучения, использует преимущественно левое полушарие – «логическое». Для гармоничного развития человека необходимо задействовать оба полушария.

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в работе с гиперактивными, тревожными, застенчивыми детьми. Помимо выражения своих эмоций и чувств невербальными, творческими приемами и методами, необходимо также подключать и вербальные способы переработки и передачи информации – вопросы, сказки или рассказы. Таким образом, психолог может помочь ребенку решить сразу несколько задач:

- осознать и переработать эмоции и чувства, связанные с переживанием собственных проблем – «психологически разгрузиться»;

- улучшить адаптацию в кругу сверстников или найти контакт во взаимоотношениях со взрослыми;

- получить психологический ресурс, эмоциональную поддержку.

Хочу поделиться с вами арт-терапвтическими приемами, которые вообще не требуют навыков рисования и могут быть использованы уже с учениками 1 класса.

 1. Рисование штампами.

Данная арт-терапевтическая техника нравится без исключения и взрослым, и детям. Она снимает барьеры перед теми людьми, кто вообще не умеет рисовать и не может преодолеть «барьер чистого листа». В данной технике рисования можно сосредоточиться на создании композиции, картины, а можно просто получать удовольствие от процесса постановки штампов.

Для работы вам понадобятся: овощи – перец, сельдерей, салат, репчатый лук, кукуруза; фрукты – киви, лимон, апельсин; кисти, краски, бумага. Также можно использовать сухие осенние листья. Все, что вам нужно, – покрыть поверхность фрукта, овоща или листа краской. Сделать пробный отпечаток. Вам понадобится лист бумаги (черновик), чтобы определить для себя оптимальное количество краски, наносимое на вашу работу. Излишки краски будут смотреться некрасиво.


Пока гуашь не засохла, штамп прикладываем окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы прижатый штамп не двигался, затем уберите его. Используйте различные цвета. Смешивайте краски прямо на штампах или на палитре.

2. Монотипия.

Это уникальный способ творческого самовыражения, который совмещает в себе элементы графики и живописи, психологии и искусства. Эта простая, но в то же время занимательная техника рисования позволит создавать уникальные работы всего за один прием. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность.
Для работы вам понадобится: грунтованный картон, кисти, краски, изолента.

Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, можно дорисовать какие-то элементы, получая законченную работу. Краску можно наносить на поверхность кистью, можно разбрызгивать краску или делать оттиски. Предварительно грунтованный картон заклеивается изолентой, воспроизводя произвольный или специально задуманный геометрический рисунок. После нанесения краски, изолента снимается, оставляя белые полосы на листе. Готовая работа чем-то напоминает стиль импрессионистов в живописи.

3. Капельный рисунок в круге.

Этот рисунок очень напоминает мандалу, но выполняется он с помощью обыкновенной пипетки и раствора с краской. Все что вам нужно, это очертить круг на листе карандашом и, набирая раствор краски в пипетку, ставить капли.

Данная техника особенно показана гиперактивным детям, которым трудно регулировать свои поведение и эмоции. Пример таких работ, а также динамику состояния ребенка вы можете увидеть на рисунках.

Для работы вам понадобится: бумага, простой карандаш, пипетка, вода, краска, емкость для разведения.