Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: научить правильно употреблять в речи личные формы глаголов с суффиксом -чь.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.
  • Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 1 и 2 по УМК «Перспективная начальная школа»,  компьютер, мультимедийный проектор, карточки, листы с блицопросом.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пляшет, иль поет,
Вышивает или пишет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам ….
(глагол)

- О какой части речи мы с вами будем говорить?

- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.

1. Активное целеполагание

- Сейчас мы повторим все об этой части речи. Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание вы будете оценивать с помощью «галочки» или плюса. (- я знаю, - не уверен, сомневаюсь, - не знаю). Поставьте знак в нужный столбик.

  1. Глагол – это….
  2. Глаголы изменяются по…
  3. Спряжение – это…
  4. Спрягаются только глаголы…
  5. На какую форму глагола указывает суффикс -л- ?
  6. Глаголы прошедшего времени изменяются по…, а в единственном числе по…
  7. Не с глаголами пишется…
  8. В предложении глаголы являются…
  9. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
  10. Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.
  11. Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?

- Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?

- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний). Итак, тема нашего урока….

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

  • вспомнить, узнать и т.д.
  • научиться изменять глаголы с суффиксом -чь.

- Дайте оценку своей работе с оценочными листами. (что знаю, что надо повторить). Отложите листы.

Работа в тетрадях.

Сейчас открыли все тетради и записали дату.

Чистописание  г  ж

Нет, стоп! Проверьте-ка сначала
Как положили вы мне их?
Пряма ли спинка?
Чтоб ручка свой конец направила в плечо,
Поставьте ноги все на место!
Готовы? Пишем хорошо!

Работа над совершенствованием  навыков синтаксического и морфологического разборов.

Запишите предложение: В высоком небе зажглись яркие звезды.

- Разберите предложение по членам. (Подчеркните главные и второстепенные члены предложения).

- Слово  зажглись, разберите как часть речи. Если нужна помощь – обращаемся к эталону на с 88.

Зажглись

  1. н. ф. зажечься – (что сделать?) – глагол, 1 спр.,
  2. наст. вр., мн. ч., 3 л.
  3. зажглись звёзды, зажглись – сказуемое.

- Какое слово дало жизнь глаголу  зажечься? (зажечься – зажечь – жечь)

2. Целенаправленная деятельность

- Откройте учебник на странице 115. упр. 88 (значок Обратного словаря).

- Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.

- Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь, при помощи приставок.

Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.

- Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись. (Приложение 1)

Он старался  ___ разжечь _______ костер.

Она решила  ___ сжечь _______старые письма.

Главное - не  _ обжечь _________ руку!

Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.

Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.

- Напомните, какая цель нашего урока?

 - Научиться изменять глаголы с суффиксом -чь.

- Вернемся в учебник на с. 116. Посмотрите, как проспрягали глаголы жечь и зажечь.

жечь, зажечь

Ед. ч.

Мн. ч.

1 л.  я жгу, зажгу

мы жжём зажжём

2 л. Ты жжёшь, зажжёшь

вы жжёте, зажжёте

3 л. Он жжёт, зажжёт

они жгут, зажгут

- В каких формах есть звук [г] ? Это формы, какого лица и числа? (в форме 1л, ед.ч. и 3 л. мн.ч.)

- В каких формах на месте звука [г] появляется шипящий звук [ж]? (во всех остальных)

- Найдите в словаре глагол печь. Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол печь и запечь в тетради (Кто испытывает затруднения, обращайтесь за помощью к таблице Приложение 2)

Печь, запечь

ед. ч.

мн. ч.

1 л. я пеку, запеку

мы печём, запечем

2 л. ты печёшь, запечешь

вы печёте, запечете

3 л. она печёт, запечет

 они пекут, запекут

Физкультминутка

Учитель называет глаголы. Если глагол имеет на конце ть- топает, если ти- садится за парту, если чь - хлопаете.

Дружить, беречь, полоть, нести, стеречь, собирать, красить, жечь, запрячь, везти.

- Итак, в каких формах есть звук [к]? Это формы, какого лица и числа?

- В каких формах на месте звука [к] появляется шипящий звук [ч]?

- На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?

- Можем ли сейчас дать ответ? Попробуйте сформулировать правило.

(Дети на листочках вставляют пропущенные слова Приложение 3)

Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки г к, а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие ж, ч.

- Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

3. Этап оценивания

- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.

-  Чтение диалога на стр. 117.

- Еще раз сделаем научный вывод. Возьмите в руки правило. Заполним его. Правило внести в папку правил и выучить.

4. Этап оценивания

- Теперь возьмите оценочные листы (Приложение 4) и отметьте вопрос, над которым мы работали, как усвоили его? Поставьте значок.

Д/з. Упражнение 91 стр. 118, правило учить.

Подведение итогов.

- Ребята, мне было интересно и приятно работать с вами. Большое спасибо.