Технологическая карта урока – Симметрия. Ось симметрии фигуры. 5-й класс

Разделы: Математика


Тип урока: урок-практикум.

УМК: А.М. Мерзляк.

Цели урока:

  • Предметные: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, нахождение их периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии.
  • Личностные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
  • Метапредметные: развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Образовательные ресурсы: учебники, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Огр.момент (1-2 мин)

Приветствие
Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»
«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.-Ж.Руссо

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя проверяют свою готовность к уроку

2. Актуализация знаний.
(5-7 мин)
Постановка темы урока

Сегодня мы прикоснемся к удивительному математическому явлению, в древности оно обозначало «гармонию» и «красоту». 
В этом нам помогут наши фигуры, которые лежат у вас на столе.
- Что это за фигуры? (Квадрат, прямоугольник).
- Что вы про них знаете? (дают определения)
- Что общего есть у этих фигур? (стороны, углы, вершины, диагонали)
А теперь найдем середины противоположных сторон наших фигур. (могут по линейке, могут перегибом)
Через середины сторон проведем отрезок и сложим фигуры по этому отрезку.
- Что вы замечаете? (совпали)
А теперь проведем диагональ и по ней так же сложим наши четырехугольники)
- Что теперь вы увидели? (не совпали)
А теперь давайте посмотрим, когда элементы фигур совпадают они выглядят гармонично, красиво.
Термин гармония в переводе с греческого означало «соразмерность, одинаковость в расположении частей».
Попробуем определить тему урока
Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.
Давайте подумаем, о чем будет наш урок? (Симметрия.)
- Какую цель мы поставим?
Итак, тема нашего урока: "Симметрия".
Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».

Активизировать мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе

- актуализируют знания прошлых уроков
- работают над понятиями
Учащиеся осмысливают сказанное

3. «Открытие» нового знания (8 мин)

 Что такое симметрия, мы узнали.
А теперь попробуем узнать, что это за прямые по которым мы сгибали наши фигуры? (ось симметрии)
Исследовательская работа
Достаньте прямоугольник и квадрат. Давайте попробуем найти у него оси симметрии.
- Мы сложили их по двум линиям сгиба, это 2 оси симметрии. Попробуйте найди еще оси, складывая фигуры
- Что вы получили? Покажите!
-  Обведём цветным карандашом получившиеся прямые.
- Что получили?
- Покажите!
- Так сколько же осей симметрии у квадрата и прямоугольника? (4 и 2)

Построить процесс осознанного представления об осевой симметрии
Комментирует, привлекает учащихся найти ось симметрии
Активная работа на уроке - 1 балл

- перегибают лист бумаги;

- наблюдение над фигурами относительно линии сгиба.

Находят оси симметрии

4. Первичное закрепление
(Практическая работа)
Цель: усвоение нового способа действий

Практическая работа

Ответ (ось симметрии имеют все фигуры, кроме параллелограмма и ноты)
Какой вывод мы сделаем, что не у всех фигур есть ось симметрии.

Контролирует выполнение работы, оказывает помощь

Все правильно – 3 балла
Есть 2-3 ошибки – 2 балла
Есть 4-5 ошибок – 1 балл

работают в парах, извлекают информацию - принимают решение о возможности или невозможности проведения оси симметрии

Физкультминутка

«Симметричный рисунок» – улучшают зрительно-моторную координацию, облегчают процесс письма.
- Нарисовать в воздухе обеими руками симметричный рисунок.(сердце, елка, дом, лицо человека)
- Левой и правой рукой нарисуем симметричный рисунок. Нарисуем сердце и покажем всю свою любовь к окружающему миру, в преддверии Нового года, нарисуем изящную, красивую елочку. А теперь давайте построим дом.

 

 

5. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного

- Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой науке она может быть?
- Оказывается, все в мире построено по принципу симметрии. Продолжим нашу исследовательскую работу.
- Вам нужно провести исследование каждой группе - В своей области. Доказать, или опровергнуть наличие симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе.
- Каждая группа получает свой маршрутный лист.

Знакомство с симметрией вокруг нас.
Организует исследовательскую работу
3 балла – работал активнее всех, предлагал интересные идеи.
2 балла – принимал активное участие в группе.
1 балл – работал по мере необходимости.

Выполнение задания, основанного на ранее изученном

 

Выполняют исследовательскую работу в группе.

6. Самостоятельная работа

В физкультминутке мы строили дом, но он был одинаковый у всех. А я вам предлагаю продолжить свою работу и нарисовать симметричный дом, в котором вам бы хотелось жить, а возможно это будет сказочный дом, фантазируйте….
Покажите ребята свои рисунки. Итак, ребята, оцените себя:
1-3 балла

Создает ситуации успеха

3 балла – работа оригинальная, аккуратная
2 балла – работа аккуратная, но рисунок простой
1 балл – работа не аккуратная

- взаимопроверка

8. Рефлексия (2 мин)

Мотивирует рефлексии.

- учащиеся оценивают свою деятельность
- обозначают проблемные места

9. Домашнее задание

Параграф 15, №364,
нарисовать фигуры, имеющие ось симметрии (1, 2 и более)

Поясняет домашнее задание.

Слушают, записывают

10. Итоги урока

Какое открытие мы сделали на уроке?
- На следующем уроке мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси симметрии при помощи чертежных инструментов.
- Что сегодня нового вы узнали?
- Что такое ось симметрии?
- Сколько осей симметрии может иметь фигура?
Выставление оценок.
8-9 баллов – оценка 5
6-7 баллов – оценка 4
4-5 баллов – оценка 3

Задает вопросы, корректирует ответы:
8-9 баллов – оценка 5
6-7 баллов – оценка 4
4-5 баллов – оценка 3

Отвечают на вопросы

Маршрутный лист

23.11.2018