Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система". 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Количество часов - 1

Тип урока - обобщение и систематизация знаний

Цели урока: обобщить и проверить  знания пройденного материала и научиться применять их при рассмотрении типовых и нестандартных вопросов темы.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-закрепить знания учащихся терминологии по теме;
- закрепить знания учащихся о строениях и функциях скелета, как основной  составляющей опорно-двигательной системы;
- продолжить формирование понятия о взаимосвязи строения и функций, на примере скелета человека;
- закрепить знания о гигиене опорно-двигательной системы;
- понимания необходимости  здорового образа жизни;

Познавательные обучающие действия:
1.формирование умений выявлять межпредметные взаимосвязи костной и мышечной систем органов и анатомии с другими предметами школьного цикла;
2.формирование умения проводить логические действия (синтез, анализ);
3.формирование умения творчески мыслить:
•Регулятивные учебные действия:
1.формирование умения осуществлять личностную рефлексию
2.формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности:
Коммуникативные действия:
1. формирование умения работать в группах;
2. формирование умения четко формулировать свою мысль;
3.формирование умения планировать учебное сотрудничество

1.повторение материала и оценка знаний по теме;
2.формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3.развитие познавательного интереса

Ход урока

I.  Орг. Момент.

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам, чтобы на уроке у вас сегодня все получалось. На столах у вас лежат карточки настроения.

Говорят, залог успеха – это хороший настрой. Выберите, пожалуйста, карточки настроения, с каким вы пришли на урок и поднимите их (красная – плохое, зеленая - хорошее).

Замечательно, настроение у вас бодрое, боевое, жизнерадостное, значит, начинаем урок.

- А начнем с таких строк. Прочитайте на доске эпиграф.

Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье.
Залогом жизни нашей
Является движение!

- Как вы понимаете эти слова? (Чем больше в жизни двигаемся, тем дольше живем).

II.  Сообщение темы и цели урока.

Цели урока: (слайд)

  • систематизировать и обобщить знания по теме «Опорно-двигательная система»,
  • закрепить умения использовать свои знания на практике.
  • понять значимость опорно-двигательной системы и необходимость ведения здорового образа жизни

- Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Опорно-двигательная система». Урок пройдет в форме  игры «Брейн -ринг», под девизом «Лучшие врачи  класса».

В нашей игре принимают участие 3 команды, я заранее попросила вас  выбрать капитана и придумать название своей команды. Давайте поприветствуем друг друга, представив свою команду. (Записывают название команды на лист А4 и выставляют на свои столы)

Правила игры: за каждый правильный ответ в конкурсе команда

получает  жетон. Чья команда наберёт больше призовых жетонов, та и будет считаться победителем нашей игры.

Запрещается шуметь и кричать, разрешается – принимать активное участие в игре.

III. Основная часть.

1. Разминка

Нужно закончить предложение.

В быстром темпе команды отвечают  по очереди, если ответ будет не правильным или вы не сможете ответить, значит, право ответа предоставляется следующей команде. В конкурсе выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Вы готовы? Значит начинаем…

  1. Функции скелета опорная и …. (двигательная)
  2. Скелет головы – это …. (череп)
  3. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и …. (лицевого)
  4. Скелет туловища состоит из грудной клетки и …. (позвоночника)
  5. Кости бывают  губчатые, …….. (трубчатые, плоские)
  6. Нижняя конечность состоит их бедра ….. (голени, стопы)
  7. Верхняя конечность состоит из плеча предплечья и …. (кисти)
  8. Плечевой пояс образуют лопатка. . . (и ключица)
  9. Виды соединения костей неподвижное. . . (полуподвижное, подвижное)
  10. Привычное положение тела при  стоянии, ходьбе, сидении – это …. (осанка)
  11. Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . . (динамической) .
  12.  Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется. . . (статической) .

2. Конкурс «Знатоков»

Каждой команде я раздаю по карточке с заданием. Перед вами табличка, которую вы должны правильно заполнить. Отделы позвоночника в первой колонке расположены беспорядочно. Вы должны во второй  колонке указать  правильный  порядок расположения указанного отдела позвоночника, в третьей колонке надо указать число позвонков в отделе. Я даю вам 1 минуту на решение задания, чья команда справиться быстрее, той будет предоставлено право первой отвечать. По очереди называем ответ в каждом ряду таблицы.

Отделы позвоночника

Порядок расположения

Число позвонков в отделе

Грудной

2

12

Крестцовый

4

5

Шейный

1

7

Копчиковый

5

4-5

Поясничный

3

5

Следующее задание: Заполните таблицу, поставив в нужных местах крестик.

Кости скелета

Кости черепа

Скелет верхних конечностей

Скелет нижних конечностей

Грудная клетка

Бедренная

=

Ребра

=

Теменные

=

Плечевая

=

Височная

=

Берцовая

=

Грудина

=

Лучевая

=

3. «Логические цепочки»

Уберите лишнее слово. Кто быстрее поднимет руку, тому предоставляется право для ответа.

  1. Грудина
  2. Ребро
  3. Лопатка
  1. Бедро
  2. Голень
  3. Ключица
  1. Плечо
  2. Предплечье
  3. Череп
  1. Крестец
  2. Копчик
  3. Кисть
  1. Шов
  2. Сустав
  3. Скелет
  1. Анатомия
  2. Физиология
  3. Митохондрия

4. Конкурс «Мозговой центр»

На обсуждение вопроса – 1 минута.

1. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

(Прав первый ученик. Кость действительно, очень сложный живой орган имеющий особенную физическую структуру. Органические вещества придают ей гибкость, а неорганические вещества - твердость. Трубчатое строение и губчатое вещество обуславливают прочность костей.)

2. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается.  Объясните это явление.

(Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся
своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические удары, толчки. Сдавливаясь при движениях и ходьбе, межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела.)

3. У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

(Опыт показывает, что кость живой орган. Клетки внутренней поверхности надкостницы быстро делятся, образуя на поверхности кости новые слои костных клеток. За счет надкостницы происходит срастание костей после перелома и даже целиком восстанавливается удаленная кость.)

4. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?

(Кости пожилых людей более подвержены переломам потому, что с возрастом перекладины внутри костей делаются тонкими, редкими, а плотный наружный слой утончается, что приводит к уменьшению их прочности. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ. Поэтому их кости становятся более ломкими).

5. Учащимся школьного возраста рекомендуют носить обувь по ноге на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения?

(Узкая обувь сжимает сосуды,  ухудшает кровообращение конечностей. Обувь на высоком каблуке изменяет осанку, что ведет к сужению таза. Спортивная обувь при систематическом ношении ведет к развитию плоскостопия; она предназначена для тренировки, а не для длительного ношения. )

6. Почему близорукие люди часто страдают таким нарушением осанки как - сутулость?

(Если близорукие люди не носят очки или контактные линзы, то они вынуждены низко склоняться при чтении и письме, что формирует такое нарушение осанки, как сутулость. В настоящее время существуют эффективные методы лечения близорукости. Сутулость излечивается комплексом физических упражнений, которые укрепляют мышцы спины.)

5. Конкурс «Эрудитов»

-  Ребята, как вы думаете, для чего нужны правила правильной осанки? (чтобы быть здоровым)

- А каким вы представляете здорового человека?

На доске записаны слова прилагательные.

Прочитайте их.

СТРОЙНЫЙ, СУТУЛЫЙ, СИЛЬНЫЙ, КРЕПКИЙ, ТОЛСТЫЙ, НЕУКЛЮЖИЙ, ЛОВКИЙ, БЛЕДНЫЙ.

Выберите слова для описания здорового человека.

- Молодцы, здоровый человек должен быть стройным, сильным, крепким, ловким.

- А что помогает человеку быть таким? (физические упражнения, занятия спортом)

- Сейчас мы проведем физкультминутку.

Я называю кости скелета человека.

Если кость входит в строение черепа – круговые вращения головы; туловища – наклоны вперед; верхних конечностей – поднятие рук; нижних конечностей – приседания.

Ребята, а какие вы знаете причины, которые нарушают правильную осанку?...

Дают ответ.

Так  давайте же создадим профилактические правила, которые предотвращают нарушать осанку. На подготовку задания вам даётся 3 минуты.

Итак, какие же вы разработали правила.

Правила правильной осанки:

  1. Заниматься физкультурой и спортом.
  2. Правильно сидеть за столом.
  3. Спать на жесткой постели  с невысокой подушкой.
  4. При переносе тяжести равномерно распределять нагрузку на руки.
  5. Каждый день смотреться в зеркало, которое подскажет какая у тебя осанка.

6. Конкурс «Скорее-скорой».

- В различных жизненных ситуациях встречается это «вдруг». Жизнь так полна внезапностей, именно внезапно происходят несчастные случаи, а если случилась беда как поступить?

Есть на свете много повреждений
Переломов, вывихов и растяжений
Случается - это в результате
Неосторожных движений
Чтоб помочь скорее – скорой
Надо точно знать, как помощь оказать.

Какие виды повреждений скелета вы знаете?

Отвечают (слайд на доске)

- Вам сейчас будут предложены ситуации, в которых были получены повреждения, ваша задача определить характер повреждения и предложить первую медицинскую помощь.

1. В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи.

(Пострадавшему туристу от острой боли поможет холод. Для этого надо опустить ступню в лесной ручей или приложить к суставу полиэтиленовый мешок с холодной водой. Необходимо наложить на голеностопный сустав тугую повязку препятствующую развитию отека, и обеспечить ноге покой. Передвигаться придется на костылях, а если позволяют обстоятельства, то некоторое время желательно не ходить. После этого следует сменить повязку, и если опухоль не спадет, травмированное место надо защищать от загрязнения и холода).

2. Юра каждое лето отдыхает в деревне. Здесь его ждали друзья и весёлые игры. Однажды ребята играли в индейцев. Лазая по деревьям, Юра не задумывался, как это опасно. Вдруг истошный крик раздался возле того места, где был Юра. Все ребята сбежались и обнаружили друга, который корчился от боли и задыхался. Это был Юра. Особенно резкая боль возникала при дыхании и кашле. Ребята не знали, что делать. Только Ира мрачно сказала: «Это перелом ребер». От этих слов Юра запаниковал ещё больше. Проанализируйте ситуацию. Что необходимо сделать в подобном случае. Ваши действия?

 (Пострадавший должен сделать глубокий выдох и задержать дыхание. В это время следует наложить довольно тугую повязку на грудную клетку пострадавшему. Тугая повязка должна обеспечить возможность неглубокого дыхания. Движения ребер будут меньше, и деление клеток надкостницы может привести к срастанию перелома ребра. В любом случае, повязка уменьшит вероятность травмирования  мягких тканей обломками ребра).

3. В медицинский пункт “Скорой помощи” доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь.

(Вывих, применение холода, обеспечение полного покоя поврежденной конечности и немедленная доставка пострадавшего в медицинское учреждение).

IV. Рефлексия.

Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок,
Чтоб это сделать каждый смог.

«ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»

Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителюВопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»?

(Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...

Коль удался урок на славу,
Пусть наш биолог улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется,
Коль не понравился урок,
Улыбку прочь – рот на замок»
Свою оценку ставь в дневник
За труд «спасибо» ученик!

А вы знаете, ребята, чтобы наморщить лоб мы должны использовать 43 мышцы. А чтобы улыбнуться всего – 17!

Так давайте же чаще улыбаться!

V. Подведение итогов.

Красота человека должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе и уверенность в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения. Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника внутренние органы.

Добиться красивой фигуры и правильной осанки тела можно, если вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой и спортом.
Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь!

Будьте стройны, красивы и здоровы.

Домашнее задание: подготовить сообщение, доклад или кроссворд по теме «Опорно-двигательная система». Разработайте физические упражнения для утренней зарядки.