Урок «Значение животных в природе и жизни человека». 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов», рассмотреть значение животных в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Образовательная: рассмотреть и описать значение животных в природе и жизни человека; создать условия для закрепления материала, проконтролировать степень усвоения учебного материала по данному разделу.
  • Развивающая: создать ситуацию, способствующую развитию познавательной деятельности учащихся, умения обобщать.
  • Воспитательная: способствовать экологическому, эстетическому и нравственному воспитанию через любовь и бережное отношение к природе.

Тип, вид урока: Обобщение и систематизация изученного материала; комбинированный.

Панируемые результаты:

Предметные:

  • Учащийся научится различать изученные объекты, объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; будет знать значение животных в природе и жизни человека

Метапредметные:

  • Регулятивные – научиться: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможностьнаучиться:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
  • Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
  • Коммуникативные – научиться:принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться:принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
  • Личностные: Будут сформированы: навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками); практические (поиск информации,); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Физкультурная пауза.
  4. Введение в тему.
  5. Осмысление нового материала
  6. Рефлексия
  7. Информация задания на самоподготовку.

1. Орг. Момент - 3 мин (проверка готовности к уроку)

2. Проверка домашнего задания (15-20 минут)

Тестовые задания в двух вариантах

Тест «Позвоночные» 1 вариант

Часть А.

Выберите один верный ответ

А1. В теле всех позвоночных животных имеется

1) раковина 

2) прочный панцирь 

3) членистые конечности

4) внутренний скелет — позвоночник

А2. Головной мозг развит в теле

1) морского ежа

2) дождевого червя

3) птицы

4) медузы

А3. Жабрами дышит

1) жаба

2) акула

3) уж

4) лягушка

А4. Тело голое, покрытое слизью у

1) лягушки

2) рыбы

3) краба

4) змеи

А5. Откладывает яйца на суше

1) щука

2) жаба

3) черепаха

4) лягушка

А6. Рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком

1) голубь

2) лебедь

3) ящерица

4) лось

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Крокодил дышит жабрами.

Б. Передние конечности птиц преобразованы в крылья.

1) верно только А

2) верно только

Б 3) верны оба суждения

4) неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Дышат с помощью лёгких

1) воробей

2) лиса

3) сельдь

4) карась

5) уж

6) акула

Б3. Установите соответствие между видом животного и систематической группой, к которой его относят.

Вид животного

А) Жаба

Б) Скат

В) Лягушка

Г) Белка

Д) Осётр

Систематическая группа

1) Рыбы

2) Земноводные

3) Млекопитающие

Б4. Озаглавьте приведённый список. Установите один лишний объект, включённый в список.

1) Крокодил

2) Гадюка

3) Лягушка

4) Черепаха

5) Ящерица

Тест «Позвоночные» 2 вариант

Часть А. Выберите один верный ответ

A1. Череп входит в состав скелета у

1) рыбы

2) жука

3) рака

4) мидии

А2. В передвижении использует две пары конечностей

1) осьминог

2) медуза

3) лягушка

4) морская звезда

А3. Чешуёй и слизью покрыто тело у

1) ужа

2) сома

3) жабы

4) рака

А4. Дышит с помощью лёгких и кожи

1) рак

2) птица

3) рыба

4) лягушка

А5. Активны постоянно, независимо от температуры окружающей среды,

1) рыбы

2) птицы

3) земноводные

4) пресмыкающиеся

А6. Тело покрыто шерстью у

1) орла

2) попугая

3) тигра

4) утки

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Рыбы активно передвигаются с помощью плавников и хвоста.

Б. Млекопитающие — одна из самых высокоорганизованных групп животных.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Откладывает на суше яйца, из которых развиваются взрослые животные,

1) лягушка

2) крокодил

3) жаба

4) ястреб

5) страус

6) окунь

Б3. Установите соответствие между видом животного и систематической группой, к которой его относят.

Вид животного

А) Сова

Б) Ящерица

В) Морской конёк

Г) Черепаха

Д) Лебедь

Систематическая группа

1) Рыбы

2) Пресмыкающиеся

3) Птицы

Б4. Озаглавьте приведённый список. Установите один лишний объект, включённый в список.

1) Жаба

2) Квакша

3) Лягушка

4) Ящерица

Ответы на тест по биологии Позвоночные

1 вариант 

А1-4  А2-3  А3-2  А4-1  А5-3  А6-4  Б1-2   Б2-125   Б3-21231  Б4. Пресмыкающиеся. 3

2 вариант

 А1-1  А2-3  А3-2  А4-4  А5-2  А6-3  Б1-3  Б2-245  Б3-32123  Б4. Земноводные. 4

3. Физкультурная пауза

4. Введение в тему

Учитель мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

– Все позвоночные отличаются друг от друга строением тела, местом обитания и способом питания. Одни животные являются растительноядными, другие – хищниками, третьи всеядны. Некоторые позвоночные живут в дуплах, например белки. Птицы строят гнезда. Кролики, грызуны обитают в норах. В настоящее время человеку важно не нарушать очарование природы, ее естественную красоту. А иногда – и помочь ей, спасти, защитить.

Формулирует проблемный вопрос:

– Почему некоторые виды животных занесены в Красную книгу? И почему на периоды охоты и рыболовства накладываются строгие запреты?
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

– Как вы, наверно, уже догадались, сегодня мы с вами узнаем, какое значение имеет царство животных в природе и жизни человека.

5. Осмысление нового материала

Учитель объясняет новый материал, организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Проводит параллель с ранее изученным материалом:

– На какие группы по значению для человека делят растения? (Лекарственные, кормовые, пищевые и др.)

– На какие группы мы можем поделить животных?

(Дикие и домашние, ядовитые, опасные и т.д.)

– Какое значение для человека имеют домашние животные? Назовите их представителей. (Домашние животные – это коровы, овцы, свиньи, собаки, кошки и т. д. Значение домашних животных: продукты питания, помощь в различных работах, сырье для промышленности, друзья человека.)

Организует работу в парах, беседу по обмену знаниями между всеми учащимися.

Значение животных в жизни человека:

1. Эстетическое удовольствие.

2. Сырье для производства.

3. Лекарства.

4. Помощь в различных работах.

5. В науке и медицине.

6. Вредители, паразиты, ядовитые животные, возбудители заболеваний.

Значение животных в природе:

1. Опыление.

2. Распространение семян и плодов.

3. Санитары.

4. Участники пищевых цепей (консументы).

5. Почво- и ландшафтообразование (раковины отмерших моллюсков)

Учащиеся используют в качестве помощи учебник стр. 100-101. Данная тема изучалась учащимися в курсе «Окружающего мира».  И она не должна вызвать затруднения. Ребята активно  вступают в диалог, приводя примеры значения животных

6. Рефлексия

Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

  • Что интересного и  нового вы узнали на уроке?
  • Какие затруднения возникли в процессе работы на уроке?
  • Что было самым важным на уроке?

Информация задания на самоподготовку.

7. Домашнее задание

  • Прочитать стр. учебника 100-101.
  • Составить план параграфа.
  • Подготовить презентацию, сообщение о любом животном (задание по желанию).