Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Разделы: Работа с родителями


В Законе РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 №3266-1)  уважение к семье признаётся одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребёнка превращается в его цель.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

 Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Принципы совместной работы ДОУ с семьями:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • мониторинг общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель ДОУ – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Все формы взаимодействия с родителями подразделяются на:

  • Коллективные (массовые) формы, которые  подразумевают работу со всем или большим составом родителей детского сада или группы. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
  • Индивидуальные формы, которые предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
  • Наглядно-информационные формы, они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать
традиционными. 

А также нетрадиционные формы, которые пользуются собой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители продолжают играть познавательные формы. Они призваны способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Рассмотрим коллективные формы общения:

  • Общее родительское собрание ДОУ. 

Цель данной формы работы это координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. 

  • Педагогический совет с участием родителей.

Целью работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

  • Родительская конференция.

Ценность этой формы работы в том, что участвуют не только родители, но и педагоги, работники управления образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, логопед, педагоги школы искусства, хореографы.

  • Тематические консультации. 

Организуются с целью квалифицированно ответить на все вопросы, интересующие родителей или дать совет.

  • Педагогический консилиум.

Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.

  • Групповые собрания родителей.

Форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

  • «Круглый стол».

Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, которые обсуждают с родителями актуальные проблемы воспитания.

  • Родительский совет  или родительский комитет группы. 

Это группа родителей, которая содействует администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности,  так же участвовуют в организации и проведении совместных мероприятий.

  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.

Такая форма работы знакомит родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

  • «Дни открытых дверей». 

Даёт возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов, т.к. сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.

  • Презентация или сайт дошкольного учреждения.

Знакомит родителей с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

  • Клубы для родителей. 

Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

  • Устный педагогический журнал.

Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

  • Вечера вопросов и ответов.

Такая форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

  • «Родительский университет». 

Данная форма способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

В родительском университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия); «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя); «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).

  • Мини-собрания.

Ценность этой формы  работы с родителями в том, что обсуждается интересующая всех тема в узком кругу из 3 - 4 семей.

  • Исследовательские - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. 

В процессе игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений.

  • Тренинги. 

Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним.

  • Попечительский совет. 

Является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ. 

  • Дни добрых дел. 

Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

Рассмотрим индивидуальные формы:

  • Педагогические беседы с родителями.

Организуются с целью оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.  

  • Посещение семьи.

Познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

  • Индивидуальные консультации. 

Педагог отвечает на вопросы родителей и стремится дать квалифицированный совет.

К данным формам можно также отнести:

  • Индивидуальные блокноты.
  • «Школа молодой семьи».
  • Выполнение индивидуальных поручений.
  • Телефон Доверия.
  • Почта Доверия.
  • Копилка Добрых дел.
  • Гость группы. 
  • Доброволец. 

Досуговые формы взаимодействия с родителями:

  • Праздники, утренники, концерты, соревнования и др. 

Данная форма помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

  • Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. 

Такая форма важна в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.

  • Совместные походы и экскурсии.

Основная цель таких мероприятий - это укрепление детско-родительских отношений.

  • Благотворительный акции. 

Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, но и для родителей.

К данным формам также можно отнести:

  • Кружки и секции
  • Клубы отцов, бабушек, дедушек.
  • Клуб выходного дня.
  • Выпуск стенгазеты.
  • Домашние гостиные.
  • Работа театральной труппы: дети – родители (совместная постановка спектаклей).
  • Семейные встречи.
  • Веломарафон.
  • Музыкальные и литературные салоны.
  • Коллекционирование и др.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:

Главная задача - познакомить родителей с задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей в ДОУ и группе, оказывать практическую помощь семье и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада.

  • Уголок для родителей.
  • Выставки, вернисажи детских работ. 
  • Информационные листы
  • Памятки для родителей. 
  • Папки–передвижки. 
  • Родительская газета. 
  • Видеофильмы.
  • Совместное создание предметно – развивающей среды.
  • Семейный и групповые альбомы.
  • Фотовыставки.
  • Эмоциональный уголок.

Информационно-аналитическая форма организации взаимодействия с родителями:

  • Анкетирование.

Такая форма используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Письменные формы взаимодействия с родителями:

Поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения (когда сложности с графиком работы родителей или нехватка времени мешают вам встретиться с ними лично).

  • Брошюры. 
  • Пособия. 
  • Бюллетень. 
  • Еженедельные записки. 
  • Неформальные записки. 
  • Личные блокноты. 
  • Доска объявлений. 
  • Ящик для предложений. 
  • Отчеты.