00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Методическая разработка коммуникативного тренинга с использованием сказкотерапевтических приемов и методов

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика, Мастер-класс


Занятие проводится с группой участников в возрасте от 9 лет.

Группа: 6–24 человека.

Цель:  развитие креативных способностей и нестандартного мышления.

Задачи:

Образовательная

  • познакомить участников занятия с возможностями работы со сказками
  • рассказать, где в жизни с ними встречаемся
  • рассказать, как сказки и сказочные сценарии можно использовать (например, формирование жизненного сценария)
  • расширить кругозор
  • научить обращать внимание на детали предметов, сюжет и особенности ролевого взаимодействия

Коррекционная

  • развивать коммуникативный навык
  • научить действовать в рамках предоставляемой роли
  • развивать концентрацию внимания
  • развиваем творческое мышление и творческий подход к выполнению работы

Воспитательная

  • развиваем тактичность
  • развиваем усидчивость

Ход занятия

1. Организационный момент

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники занятия! Меня зовут Музыкантова Анастасия Владимировна, я - педагог-психолог. Сегодня мы с вами погрузимся в мир под названием: «Все наоборот». А для начала небольшая разминка:

Разминка

Задачи:

  • настраиваем участников на взаимодействие
  • привлекаем их внимание
  • плавно вводим их в работу
  • создаем положительные эмоциональные отношения между участниками занятия

Упражнение "А я еду, а я рядом…".

Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

2. Актуализация опорных знаний

Задачи:

  • знакомство со сказками и их героями
  • развитие кругозора
  • развитие памяти
  • развитие внимания
  • развитие способности выделять тот или иной объект заданного цвета

3. Тема занятия: «Все наоборот»

4. Изучение нового материала

Задачи:

  • развитие творческого мышления
  • развитие  моторики
  • закрепляем умение проигрывания ролей

Участники по очереди вытаскивают карточки, на которых записаны персонажи сказок, в произвольном порядке.

Если участников 12 человек, то выбираем любые 2 сказки и соответствующих им героев сказок (12 – по количеству участников занятия).
Задача участников, распределенных на группы ведущим, ознакомиться со сказкой, которая им досталась и сыграть ее персонажами, которые присутствуют в командах.

Подготовка сценария и распределение ролей выступления – 10 минут

Демонстрация выступления – 5 минут (одна команда).

Обратная связь

  • Что было сложно, а что легко?
  • В чем состояли основные трудности?

5. Физкультминутка

«У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде,
У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде,
А где? На лбу, в ушах, на шее, на локтях
И на носах, на животах, коленях и носках.

У ежика иголочки, иголочки, иголочки везде,
У ежа иголочки, иголочки, иголочки везде,
А где? На лбу, в ушах, на шее, на локтях
И на носах, на животах, коленях и носках.

У бегемота складки, складки, складочки везде,
У бегемота складки, складки, складочки везде,
А где? На лбу, в ушах, на шее, на локтях
И на носах, на животах, коленях и носках.» (М).

6. Усвоение знания (контроль полученных навыков)

Задачи:

  • Закрепление умения перевоплощаться
  • закрепление знания о ролях

На двух, трех, четырех карточках (в зависимости от количества команд) есть специальный знак или наклейка .

Это главные герои сегодняшнего дня. Эти участники вправе набрать себе команду из имеющихся в коллективе персонажей. Набор происходит поочередно (капитаны выбирают по одному человеку, пока команды не будут сформированы).

Затем по жеребьевке участники тянут сказку или переигрывают ту, которая попалась капитану в первый раз. Выбор за участниками  тренинга.

Время на подготовку и внесение изменений в сценарий  – 10 минут.

Демонстрация выступления – 5 минут (одна команда).

7. Итог занятия

  • Что понравилось /не понравилось?
  • Что изменилось в восприятии коллектива?
  • С какими  особенностями вы столкнулись при исполнении ролей?

Произнесите добрые пожелания коллективу.

Приложение 1. Сказка «Под грибом».

Приложение 2.

Муравей

Бабочка

Воробей

Мышка

Заяц

Лиса

Приложение 3. Сказка «Яблоко»

Приложение 4.

Заяц

Ворона

Еж

Яблоко

Медведь

Дерево

Приложение 5. Сказка «Палочка-выручалочка»

Приложение 6.

Еж

Заяц

Палочка-Выручалочка

Птенчик

Волк

Зайчиха

Приложение 7. Сказка «Кто сказал «Мяу»?»

Приложение 8.

Кошка

Щенок

Петух

Мышонок

Пчела

Лягушка

Список литературы

  1. Владимир Сутеев «Сказки». (Сказки советских писателей: Для мл.шк.возраста / Сост. А.П.Костелецкая; Вступительная статья Т.В.Кобржицкой; Художник К.П.Шарангович. Минск: Издательство «Юнацтва», 1987).
  2. Ирина Авидон, Ольга Гончукова «100 разминок, которые украсят ваш тренинг». СПб.: Речь, 2010. - 256 с.