Комплексная помощь детям раннего возраста в коррекционно-логопедической работе

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Одним из наиболее приоритетных направлений коррекционной педагогики в настоящее время признано оказание комплексной помощи детям раннего возраста. Эта проблема всегда являлась широко обсуждаемой и дискуссионной, так как именно в раннем возрасте, нередко начинают формироваться различные аномалии развития (Н.Н.Малофеев, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева, Н.Д.Шматко и др.).

Период раннего детства (от рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Даже минимальные отклонения в развитии, возникающие в этот период, могут в дальнейшем привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функциям. Следует отметить, что этот период является наиболее эффективным периодом для компенсаторных возможностей в психофизическом развитии малыша.

Согласно современным научным представлениям, нарушение речевого развития у детей - одна из форм сложного когнитивного дефекта, включающего избирательное расстройство речевой функции, а также отклонения неречевых функций и процессов. Своевременная логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию безречевого ребёнка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребёнка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребёнка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции. [Ярошенко, сборник статей]

Основные направления коррекционно-логопедической работы: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, активной речи, общения, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, развитие зрительных, слуховых дифференцировок, тактильных ощущений, формирование понимания речи, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

Работа с детьми раннего возраста позволяет:

– максимально рано выявить детей с задержкой речевого развития;

– сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится только в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.

Целью коррекционно-логопедической работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка [Приходько].

Особенности занятий с детьми раннего возраста.

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, учитель-логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д.

В работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

  • Ребенок познает мир с помощью взрослого человека, путем подражания Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.
  • Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока, если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
  • Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
  • Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Материал для игр с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например: игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например: игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно. Содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора.
  • Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу. Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания. Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).
  • Необходимо контролировать длительность игры. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать игру таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать. На занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
  • Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура: каждая игра имеет начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры. Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры: «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т. п. Варианты окончания игры: «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят). «Курочка и цыплята прощаются» – «До свидания!» и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.
  • Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда игра состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались с малоподвижными, так как смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у детей, и у взрослых.
  • Гибкость. Описанные игры следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Необходимо чутко реагировать на отношение детей, улавливать их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета. Необходимо сочетать четкое планирование игры с гибкостью ее проведения – отдельные части игры можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего раза или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
  • Перенос знаний. Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время игр, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом. Надо побуждать, поощрять, а иногда и требовать, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится. Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.
  • Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их чаще.

Основной формой воздействия на маленького ребенка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем - логопедом (индивидуальных и групповых) так и воспитателем, а также педагогом-психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию.

Таким образом, коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста важна и отличается неповторимым своеобразием. Суть заключается в том, что у малышей отсутствует не только мотив учебной деятельности, направленной на приобретение определенных знаний, но и осознанные, произвольные действия, необходимые для усвоения первых знаний и умений, которые происходят на основе непроизвольного запоминания. И, несмотря ни на что, ребенок раннего возраста обладает высоким уровнем обучаемости. Занятия с детьми данного возраста носят игровой характер, и имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления.

Список литературы.

  1. Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста»./Е.Ф. Архипова - Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 239с.
  2. Приходько О.Г. «Как научить малыша говорить»./ О.Г. Приходько, О.В. Югова, - Москва: Каисса, 2010. – 74с.
  3. Ярошенко М.А. «Интерактивные технологии ранней логопедической помощи детям с легкой неврологической патологией».
  4. « Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». «Сборник материалов заочной научно-практической конференции с международным участием». 25 апреля 2015 г. – Москва: УМЦ «Добрый мир», 2015. – 223с.