Экологический учебный проект "Какая окружающая среда комфортна для нашего многогранного мира чувств?"

  • Зимоглядова Ольга Анатольевна, руководитель структурного подразделения Городская физико-математическая школа, руководитель кружка "Проектно-исследовательские работы школьников", преподаватель курса ОРКСЭ (модуль ОПК)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом», Руководство учебным проектом


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Аннотация проекта

2017 год в России объявлен годом Экологии.

Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Главной задачей проекта стала одна из главных задач нашего государства на этот год - привлечение граждан к сохранению природных богатств страны, развитие экологической ответственности всех слоев общества. Так как в этом году на первое место встало экологическое просвещение, то автором проекта было принято решение о вовлечении обучающихся группы ФМШ "Проектно-исследовательские работы школьников" в экологический проект. Проект не только направлен на "погружение" четвероклассников в учебный материал по разделу "Органы чувств и охрана здоровья" предмета Окружающий мир, но и призывает изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы сохранения здоровья людей, влияние отдельных факторов среды на здоровье и жизнедеятельность людей.

Проект рассчитан на обучающихся 10-11 лет.

Работа над проектом осуществлялась на занятиях и во внеурочное время.

Чтобы такая глобальная тема стала близка участникам проекта, основой работы стало изучение комфортности среды ФМШ для физического и психического здоровья обучающихся.

Итогом проекта стали подготовленные участниками проекта буклеты и презентации по результатам исследования.

Участники проекта активно распространяют материалы проекта в своих образовательных учреждениях. Некоторые участники проекта уже начали работу по исследованию комфортности среды их образовательного учреждения. Надеемся, что после знакомства с нашим проектом, многим захочется задать себе вопрос: "А почему нашу школу построили именно здесь? Как окружающая нас среда влияет на наше здоровье и желание ходить в школу?" и, воспользовавшись материалами нашего проекта, начать собственные исследования.

Результатом участия в проекте стало стремление участников не только самим заботиться об окружающей среде (озеленение пришкольной территории, акции "Друзья птиц", "День воды", уборка мусора на пришкольной территории) но и привлечение к этим мероприятиям своих родителей.

Проект показал, что только природоохранные мероприятия, выведенные на уровень системной ежедневной обязанности могут улучшить экологическую обстановку.

Актуальность темы проекта

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.

Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.
В.В. Путин

Тем самым правительство нашей страны стремится привлечь внимание общества к необходимости охранять и рационально использовать природу, объединить усилия в деле сохранения её экосистем и защиты особо ценных объектов природы.
В этом году на первое место встало Экологическое  просвещение. Одними из главных задач, поставленных государством на 2017 год, являются:

  • Привлечение граждан к сохранению природных богатств страны.
  • Развитие экологической ответственности всех слоев общества.

Учебный проект проводится в рамках предметов:

  • «Окружающий мир» (4 класс) (по программе  Вахрушева А.А.),
  • «Мир вокруг нас» (4 класс) (по программе Плешакова А.А.) при изучении следующих тем:
    • «Органы чувств» 4 класс (А.А. Вахрушев);
    •  «Охрана окружающей среды — задача всего человечества» 4 класс (А.А. Вахрушев);
    • «Гигиена дыхания» 4 класс (А.А. Плешаков);
    • «Необходимость бережного отношения к природе» 4 класс (А.А. Плешаков).

Дидактические цели проекта

  • Развивать умение  наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, решать творческие задачи.
  • Формировать знания об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе.
  • Способствовать воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять здоровье.

Методические задачи проекта

  • Познакомить с понятиями: «экология человека», «источники загрязнения окружающей среды».
  • Сформулировать правила поведения человека в природе, создать особые условные знаки «правильного поведения в природе».
  • Научить оформлять результаты исследовательской деятельности в виде презентации, буклета, диаграммы.

Педагогические технологии

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология «Обучение в сотрудничестве»;
  • Технология проблемного обучения;
  • Игровые технологии;
  • Технологии развивающего обучения;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Проектные технологии;
  • Поисковые, исследовательские технологии.

Вопросы, направляющие проект

Как приятно слышать птичье пенье, 
Ветра шум в прибрежных камышах! 
Как легко поднимут настроенье 
Блики солнца на речных волнах! 
  
Нежит сердце дивная природа, 
Умиляет душу красота, 
Даже и ненастная погода 
Дивным чудом радует всегда. 

Основополагающий вопрос:

Какая окружающая среда комфортна для нашего многогранного мира чувств?

Проблемные вопросы:
1. Полезно ли нам то, что мы вдыхаем?
2. Какие изменения окружающей среды ведут к нарушению функций органов чувств человека?
3. Как быть здоровым?
4. Как вести себя в природе, чтобы не причинить ей вред?
5. Экология для человека или человек для Экологии?

Учебные вопросы:
1. Для чего и как мы дышим?
2. С помощью каких органов человек воспринимает информацию об окружающей его среде?
3. Какие правила гигиены органов чувств вы знаете?
4. Какая наука занимается изучением состояния здоровья людей, а также прогнозом состояния здоровья будущих поколений?
5. Как сохранить хорошее обоняние?
6. Как сделать воздух чище?
7. Какие звуки и запахи нам полезны?
8. Откуда появляются в окружающей среде загрязняющие вещества?
9. Что необходимо нам делать, чтобы окружающая среда помогала нам как можно дольше сохранить здоровье?

Этапы и сроки проведения проекта

1 урок

1) Презентация учителя «Какая окружающая среда комфортна для наших органов чувств?»
2) «Мозговой штурм» и выделение проблемных вопросов.
3) Деление на группы и получение задания.
4) Знакомство с критериями оценивания разных видов деятельности в проекте.
5) Знакомство с картами «Самооценка учащихся в ходе работы над проектом».

2–5 уроки

Основной этап.

  • Работа в группах (4 урока + дополнительная работа после уроков или дома).

6 урок

Обобщающий урок.

  • Группы представляют продукты своего труда.

7 урок

Рефлексия.

  • Делятся впечатлениями от проекта. Выясняют личные достижения.
  • Заполняют «Анкету впечатлений от участия  в проекте».

8 урок

Представление результатов проекта  родителям и учащимся других классов. 

  1. Результаты проекта
  2. Презентация «Какие легкие у нашей школы?»  показывает, что расположение нашей школы в лесном массиве между сопок да ещё и рядом с бухтой благотворно влияет на наше воздушное пространство и от каждого из нас зависит сохранение его чистоты.
  3. Презентация  «Полезно ли нам то что нас окружает?» по результатам исследований.
  4. Диаграмма «Легко ли нам дышится в районе нашей школы?»
  5. Буклет 1 «Как вести себя в природе, чтобы не нанести ей вред?», Буклет 2 «Как вести себя в природе, чтобы не нанести ей вред?», Буклет 3 «Входите в лес не диким зверем», Буклет 4 «Входите в лес не диким зверем».
  6. Праздник

Используемые ресурсы

Материалы на печатной основе

Учебники:

  1. Вахрушев А.А, О.В. Бурский О.В., Раутин А.С. Окружающий мир.4 класс. Учебник в 2 частях.- М.: Баласс, 2014. 96с.
  2. Плешаков А.А.,Крючкова Е.А. Мир вокруг нас. 4 класс. Учебник в 2 частях.- М.: Просвещение, 14. 91с.

Другая литература:

  1. Методика определения предотвращенного экологического ущерба.- Москва: Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, 1999. 71с.
  2. Решение второй областной научно-практической конференции «проблемы охраны и рационального использования биоресурсов Камчатки» - Петропавловск-Камчатский: Новая Камчатская Правда.- 2000.-2 ноября. 6с.
  3. Стадницкий Г.В., Прохоров Б.В. Защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на промышленных предприятиях: Учебное пособие. - СПб ТИ ЦПБ. СПб., 2000. 51с.

Другие принадлежности

Лабораторные принадлежности для проведения опытов.

Интернет-ресурсы

www.medicalplant.ru/20/shtm/картинки
Antipwiki.pbworks.com/Визитка-проекта
Wiki.iteach.ru/index.php/Учебный проект
Greenland – scool.narod.ru/victorina_6kl.doc
www.konkurs.uz/konkurs/142

Другие ресурсы

Помощь родителей в создании презентаций. Экскурсия в центр города на берег «Авачинской бухты», с целью наблюдения источников загрязнения водоёмов.