Использование на уроках химии презентации «Вода. Растворы»

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (70,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В презентации «Вода. Растворы» представлен в полном объеме весь программный и дополнительный материал по теме «Вода. Растворы» в виде текстов, химических уравнений, схем, таблиц, рисунков, фото.

Наглядность, научность, системность, доступность в изложении материала в презентации дает возможность быстро и легко понять и усвоить содержание темы, систематизировать знания.

Презентация «Вода. Растворы» может быть использована на уроках химии при объяснении нового и повторении пройденного материала; при проверке знаний, умений и навыков у учащихся по теме «Вода. Растворы».

Презентация может быть использована учителем так же, как учебное электронное тематическое пособие, и во внеурочной работе - на занятиях дополнительного образования, спецкурсах и кружках, индивидуальных занятиях с учащимися; учащимися – при дистанционном обучении химии, при выполнении домашних заданий, самопроверке своих знаний по теме «Вода. Растворы», при подготовке к контрольным и практическим работам, а также - к ОГЭ и ЕГЭ.

Презентация «Вода. Растворы» предоставляет учителю возможность активизировать процесс обучения учащихся; дает большую возможность самостоятельного получения учащимися как программного, так и дополнительного объема знаний по теме, способствуя тем самым развитию их познавательных и аналитических способностей.

Тему «Вода. Растворы» учитель с учащимися может изучить на 4-5 уроках-семинарах с проведением лабораторных опытов, практической работы, показом видеофрагментов и (или) демонстрационных опытов, эффективно используя при этом материалы презентации.

С этой целью учитель предлагает учащимся самостоятельно, используя материалы презентации и других информационных источников, изучить дома конкретный материал по выбранному вопросу (вопросам), и обсудить его (их) совместно с классом и учителем на семинаре.

Вопросы к урокам-семинарам:

  • Качественный и количественный состав воды (Слайды 15, 16)
  • Решение расчетных задач по теме «Вода» (17, 18)
  • Особенности строения воды (19, 24)
  • Вода в природе. Физические ее свойства. Разновидности воды и льда (9-14, 28, 44, 45, 30)
  • Уникальные свойства воды. Причины особых свойств воды (46-57)
  • Химические свойства воды (57- 67)
  • Экология воды. Возможные пути решения экологических проблем (93-109)
  • Проблемы пресной воды. Перспективы их разрешения (110 -114)
  • Роль воды в возникновении жизни на Земле. Биологическое значение воды для всего живого на Земле (83-92; 71-73)
  • Планетарное значение Мирового океана (69)
  • Использование воды в практической деятельности человека (78-80)
  • Понятие о растворах. Классификация растворов по растворимости веществ в воде, степени их насыщенности и концентрации веществ в растворах (115)
  • Растворимость веществ. Кривые растворимости. Способы выражения концентрации веществ (массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация) (120-129)
  • Решение расчетных задач по темам:
    а) «Растворимость веществ»;
    б) «Массовая доля растворенного вещества»;
    в) «Молярная концентрация» (130-135)
  • Использование растворов в практической деятельности человека (117-119)
  • Подготовка к ПР (практической работе) «Вода. Растворы» (136-145)

В соответствии с предложенными темами класс разбивается на группы, каждая из которых готовит вопросы и материал к изложению или обсуждению на уроке. Учитель предлагает учащимся для подготовки к семинару использовать соответствующие разделы учебника, презентацию «Вода. Растворы», Интернет-сеть.

Наиболее сложные, интересные и проблемные вопросы обсуждаются всем классом: процесс обучения вследствие чего активизируется.

На семинарах под руководством учителя необходимо рассмотреть наиболее значимые и трудные вопросы - № 2, 3 4, 5, 6,7, 8, 10,11, 12, 14.

При этом важно или необходимо:

  • Установить причинно-следственную связь между строением воды и ее особыми свойствами
  • Рассмотреть химические свойства воды
  • Особо отметить биологическое значение воды и планетарное значение Мирового океана
  • Обозначить экологические проблемы воды и возможности их разрешения
  • Рассмотреть вопрос классификации растворов
  • Рассмотреть из предложенных автором презентации образцов решения расчетных задач по теме «Вода. Растворы» (на вычисления по химическим формулам и уравнениям; на растворимость веществ, молярную концентрацию растворов, массовую долю растворенного вещества) наиболее сложные для учащихся
  • Подготовить учащихся к выполнению практической работы «Вода. Растворы» (необходимо обсудить ход ее работы, ознакомить учащихся с методикой выполнения практической части работы, изучить вопросы техники безопасности в работе, познакомить учащихся с требованиями по оформлению практической работы)

На уроках-семинарах учитель в целом корректирует работу учеников, показывает демонстрационные опыты, видеофрагменты, знакомит учащихся с приемами правильного и безопасного обращении с лабораторным оборудованием и посудой с целью подготовки учащихся к выполнению практической работы.

Для проверки или самопроверки знаний по теме учитель или учащиеся могут использовать материалы «Вопросника» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы».

Все вопросы в «Вопроснике» с гиперссылками на соответствующие слайды, где излагается конкретный материал по теме.

Наличие такого электронного учебного пособия, как презентация «Вода. Растворы» дает возможность ученикам повысить заинтересованность учащихся в изучаемом материале, добиваться более высоких результатов в обучении по данной теме; сократить время учителя на подготовку к урокам.

Презентация имеет наглядное оформление; в ней используются эффекты анимации.

Разработанные автором данной статьи практические задания к практической работе, также, как и расчетные задачи к теме «Вода. Растворы», вопросы к урокам-семинарам и «Вопросник» для проверки и самопроверки знаний у учащихся по теме «Вода. Растворы» были апробированы учителем на практике с положительными результатами.

Презентация «Вода. Растворы» апробирована учителем и учениками не только на уроках химии, но и на занятиях дополнительного образования: с ее помощью были достигнуты более высокие результаты по качеству знаний у учащихся при изучении темы «Вода. Растворы».

«Вопросник» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы» (с гиперссылками на слайды)

1. Как экспериментально можно подтвердить качественный и количественный состав воды? 15, 16

2. Какие особенности в строении молекулы воды вы знаете? 19, 20

3. Какие особенности строения воды как вещества вы можете отметить? 21 – 24

4. Какие уникальные свойства воды вам известны? 46 – 57

5. Почему лед легче воды? 48, 22, 27

6. Почему зимой водоемы не промерзают до дна? 48

7. За счет чего вода поддерживает определенный климат на Земле, в частности, его температурный режим? 49

8. Почему вода стала определяющим фактором в выработке теплокровности в мире живой природы в ходе биологической эволюции на Земле? 50

9. Почему на морозе стеклянная тара, наполненная водой, растрескивается? 28

10. Какие разновидности молекул воды вам известны? 30; 31–43 (фото)

11. Какую воду называют тяжелой? 44–45

12. Какую воду называют серебряной? Какими примечательными свойствами она обладает? 56

13. Перечислите с какими веществами может реагировать вода? 57–65

14. С какими металлами вода реагирует при обычных условиях? Приведите примеры 57

15. С какими металлами вода реагирует только при нагревании? Приведите примеры 57

16. С какими металлами вода не реагирует даже при нагревании? Приведите примеры 57

17. Известны ли вам реакции воды с неметаллами. Приведите примеры 58

18. Каково отношение воды к оксидам металлов? Приведите примеры 59

19. Каково отношение воды к оксидам неметаллов? Приведите примеры 60

20. Почему вода бесценна для всего живого на Земле? 69–72

21. Каково планетарное значение воды? (Возникновение жизни на Земле, фотосинтез, круговорот веществ в природе, поддержание определенного климата на Земле) 67–68

22. Какое значение имеет вода в практической деятельности человека? 76–79

23. В чем заключаются мировые экологические проблемы, связанные с водой? Можете ли вы обозначить пути их разрешения? 91 – 97

24. Почему воду надо экономить? Почему потребление пресной воды постепенно становится уже глобальной проблемой человечества? Имеет ли эта проблема возможности к разрешению ее? 107–108

25. Что вы понимаете под растворами? 112

26. Какой информацией вы располагаете о классификации растворов? 112

27. Какие растворы можно считать:
а) насыщенными и ненасыщенными;
б) концентрированными и неконцентрированными? При каких условиях их можно переводить друг в друга (попарно)? 112, 120

28. Какие способы выражения концентрации веществ в растворах вам известны? Какова суть каждого способа? 128–129; 133

29. Какие природные растворы наиболее значимы для человека? 113

30. Какое значение имеют растворы в практической деятельности человека? 114–116

5.03.2018