Программа по теме «Коррекционно-профилактическая работа с родителями и подростками из неблагополучных семей. «Мир без сиротства»

Разделы: Социальная педагогика


Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая
старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Как сделать, чтобы дети не огорчали родителей и окружающих людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от семьи.

Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

В семье ребенок с первых лет своей жизни усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, все, чем характерна его семья.

Семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести в семье и пронести их через всю свою жизнь.

75% несовершеннолетних, помещенных в КБ БУСО «Уссурийский СРЦН», имеют слабые представления о культурных, социальных и моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности, что выражается в их девиантном поведении.

Анализируя и исследуя семьи наших воспитанников, специалисты учреждения сделали выводы, что основными факторами, порождающими девиантное поведение ребенка, являются: низкий образовательный уровень взрослых, не полные семьи, разводы, алкоголизм, неудовлетворенность собственной жизнью.

Наиболее высокий показатель – 45% составляют педагогически не состоятельные, конфликтные семьи. Эти семьи характеризуются нежеланием понять и изменить методы и формы воспитания ребенка, затяжными конфликтами между взрослыми членами семьи, унижением и подавлением ребенка как личности.

30% - составляют аморальные семьи, которые характеризуются потерей человеческих и этических норм. Воспитанием детей в таких семьях родители не занимаются, а дети предоставлены самим себе. Они подвержены страхом, неподчинению взрослым.

20% - асоциальные семьи, в которых забывают о наличии детей в семье. Родители пренебрегают социальными, моральными нормами поведения. Их главный воспитательный метод - физическая расправа. Дети из этих семей имеют задержки психического развития, агрессивны, имеют проблемы с учебой, часто уходят из дома.

5% - условно благополучные, в которых несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка, его неприятие, приводит к неспособности исполнения родительских обязанностей в отношении ребенка.

Родители обязаны знать, что волнует ребенка, с какими проблемами он сталкивается, в каких ситуациях он нуждается в родительской помощи и поддержке.

Дети взрослеют, и именно в подростковом возрасте чаще всего возникают конфликты между подростками и родителями. Потребность подростков заключается в том, чтобы взрослые,особенно родители, признали их равноправными в общении. Но именно эта потребность часто оказывается не удовлетворенной. Между подростками и родителями возникают многочисленные и разнообразные конфликты. Чаще всего у детей отмечается грубость, упрямство, негативизм, противопоставление себя взрослым. Они хотят, чтобы считались с их мнением, не переносят насмешек, пренебрежительного тона, особенно в присутствии друзей. Грубость с их стороны является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность, именно поэтому подростки часто уходят из дома, проявляют девиантное поведение, совершают правонарушения и, как правило, попадают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Задача педагогов центра - показать родителям и детям, что одним из самых главных общечеловеческих ценностей является семья; помочь родителям осознать ответственность за воспитание своих детей. В этом смысле все большее значение приобретает организация психолого-педагогической просветительской работы с родителями, а также их детьми.

Поэтому нами была разработана программа «Мир без сиротства», которая реализуется опираясь на работу клуба «Школа эффективного родительства».

Целью программы является восстановление детско-родительских отношений; оказание содействия семье по воспитанию ребенка, социально адаптированного к самостоятельной жизни в обществе.

В процессе реализации программы решаются задачи по обеспечению психолого-педагогической просветительской работы с родителями; формированию у них навыков социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми, а также формированию у несовершеннолетних правильного представления о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личной ответственности; вовлечению воспитанников и родителей в совместную организацию досуговой деятельности, выявлению особенностей взаимоотношений между родителями и детьми.

Решая эти задачи, каждый педагог строит свою работу в зависимости от особенностей взаимоотношений между родителями и детьми, в соответствии с психологическими особенностями несовершеннолетних, учитывая следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения (партнерство, соучастие и взаимодействие) - приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;
  • Принцип гуманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;
  • Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т. д

На начальном этапе проводится знакомство с планом работы клуба «Школа эффективного родительства», разрабатывается план совместной деятельности педагогов, родителей, психологов и др. социальных партнеров, назначаются ответственные за мероприятия.

На втором этапе, диагностическом, проводится диагностика по основным направлениям деятельности социально-педагогической службы.
Следующий этап-практический, включающий в себя подготовку и проведение мероприятий (выпуск информационных листов, тестирование, психокоррекционные занятия, консультации, беседы, круглые столы, игротерапия, ролевые игры, тренинги, конкурсы и т д.).
На заключительном этапе проводятся итоги, закрепляются полученные знания и умения у родителей и несовершеннолетних, проводится круглый стол по итогам реализации программы и выпускной вечер в клубе «Школа эффективного родительства».

Исходя из результатов социально-педагогической диагностики, были выбраны основные направления деятельности социально-педагогической работы:

  • работа с родителями.
  • работа с несовершеннолетними.
  • работа с педагогами.

Эти направления взаимосвязаны между собой.

В процессе реализации программы используются индивидуальные и групповые формы и методы работы, которые включают в себя традиционные и инновационные технологии.

Формированию у родителей навыков социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми, а так же созданию комфортных условий в семье, для развития личности ребенка, способствует просветительская работа (выпуск информационных листков: «Стили родительского общения», «Школьная дезадаптация», «Конфликты отцов и детей», «Побег из дома: что толкает ребенка за порог?»; беседы: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста», «Нравственные законы жизни»; консультации «Как стать другом своему ребенку?», «Синдром жестокого обращения», «Подростковый и детский алкоголизм», « Насилие в семье» и др. ; психо-коррекционные занятия клуба «Школа эффективного родительства»; игротерапия, а так же профилактическая работа (приглашение специалистов: врач- нарколог, мед. психолог, инструктор ПДН).

Все эти мероприятия способствуют осознанию родителями ответственности за воспитание своих детей, роли семьи в формировании у детей семейных и нравственных ценностей, правильному отношению к здоровому образу жизни, созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формированию у воспитанников правильного представления о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личной ответственности за свое поведение способствует совместная организация досуговой деятельности несовершеннолетних и их родителей, вовлечение воспитанников в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.

Эффективными формами работы с несовершеннолетними, способствующими формированию правильного представления о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личной ответственности за свое поведение, являются коррекционные занятия: «Я и моя семья», «Компания и Я»,«Общение и уважение» и т.д.; тренинги «Мир глазами агрессивного человека», «Подросток и конфликты»; ролевая игра «Разрешение конфликтных ситуаций»; диспуты: «Вредные привычки и как с ними бороться», «Прощать, значит любить»; конкурс «Папа, мама, я –дружная семья»; викторина: «Традиции русской семьи».

В результате реализации программы у несовершеннолетних сформировались правильные представления о семейных ценностях, о здоровом образе жизни, о правилах поведения принятых в социуме, о значении семьи в жизни человека.

Для успешной деятельности педагогов возникла необходимость обучения педагогического коллектива наиболее эффективным формам и методам работы. С этой целью предусмотрена организация и проведение заседаний методического совета, круглых столов, тренингов. Показателями успешной воспитательной деятельности педагогов является: повышение уровня профессиональной подготовленности по вопросам психолога-педагогической помощи семье; способность формировать доверительные отношения с воспитанниками и их родителями.
Показателем социальной эффективности программы является то, что от общего количества детей, поступающих в Уссурийский СРЦН, за последние 3 года, в результате совместной работы педагогического коллектива, у 70-ти % семей восстановились детско-родительские отношения.

Мы научили родителей правильно общаться со своими детьми, помогли осознать ответственность за воспитание своего ребенка, понять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий свое достоинство, право на собственное мнение и поступки. Его права, как и права, любого человека, должны уважать и не нарушать.

Ведь как сказал К. Д. Ушинский, что дело воспитания – важное и святое, так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины». И здесь начинается МИР без СИРОТСТВА.

ПРОГРАММА «МИР БЕЗ СИРОТСТВА»

(Коррекционно-профилактическая работа по восстановлению детско- родительских отношений в семье).

Актуальность программы

Детство - это время, когда мы не только воспитываем наших детей, но и выстраиваем свои отношения с ними. И если мы не смогли в детском и отроческом возрасте стать душевно и духовно близки с ними, потом сделать это будет очень трудно.

Общение в семье всех ее членов - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребенок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. От воспитания в семье зависит то, кем и каким будет ребенок, став взрослым, какой будет его семья. Через общение и традиции можно прививать ребенку хорошие манеры, выработать привычки, навыки поведения, принятые в обществе, научить правильно вести себя в разных ситуациях.

Многие родители не готовы к воспитанию собственных детей, проявляют неадекватное отношение к ним, которое выражается в отсутствии эмоциональной близости с ребенком, насильственных действиях по отношению к нему.

Педагогическая и психологическая безграмотность родителей, их низкий образовательный уровень - основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.

У 75% детей поступающих в реабилитационный центр, по результатам диагностики, отсутствуют элементарные знания о культурных, социальных и моральных нормах поведения, семейных ценностях и нравственных ценностях общества, нарушены семейные связи.
Основным направлением решения данной проблемы является система коррекционно-профилактических мероприятий, направленных как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребенка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Поэтому нами была разработана программа «Мир без сиротства», направленная на восстановление детско-родительских отношений, социальную реабилитацию семьи в целом.

Программа реализуется психологами, социальными работниками, воспитателями, педагогами дополнительного образования.

Цель программы: восстановление детско-родительских отношений; оказание содействия семье по воспитанию ребенка, социально - адаптированного к самостоятельной жизни в обществе.

Задачи:

  • Обеспечить психолого-педагогическую просветительскую работу с родителями;
  • Формировать у родителей навыки социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми;
  • Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка;
  • Содействовать в создании положительной мотивации у родителей, направленной на социальную реабилитацию семьи;
  • Формировать у воспитанников правильное представление о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личную ответственность за свое поведение;
  • Вовлекать воспитанников в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;
  • Привлекать родителей для совместной организации досуговой деятельности несовершеннолетних.

Срок реализации программы - 3 месяца.

Целевая группа: родители несовершеннолетних; несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет.

Кадровое обеспечение:

  1. Педагог-психолог
  2. Социальный педагог
  3. Воспитатели
  4. Инструктор по труду
  5. Музыкальный руководитель
  6. Психотерапевт

Этапы реализации:

  1. Информационный;
  2. Диагностический;
  3. Организационный;
  4. Реабилитационный;
  5. Завершающий.

Социальные партнеры:

  1. Врач-нарколог
  2. Инспектор ПДН
  3. Специалист по ЗОЖ из Центра профилактики.

Принципы реализации программы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;
  • Принцип гуманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;
  • Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т.д.

Основные направления деятельности социально-педагогической службы

1. Работа с родителями

  • Просветительская работа (выпуск информационных листов: «Стили родительского общения», «Школьная дезадаптация», «Конфликты отцов и детей», «Побег из дома: что толкает ребенка за порог»; беседы: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста», «Нравственные законы жизни»; консультации: «Как стать другом своему ребенку», «Синдром жестокого обращения», «Подростковый и детский алкоголизм», «Насилие в семье», «Индивидуальный подход к ребенку»; ролевые игры «Конфликты в семье», «Отцы и дети»);
  • Психокоррекционная работа (семейное консультирование «Оказание помощи в конфликтных ситуациях», психокоррекционные занятия «Школа эффективного родительства», тестирование, арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия);
  • Профилактическая  (приглашение специалистов: врач-нарколог, мед. психолог, инструктор ПДН).

2. Работа с несовершеннолетними (коррекционные занятия «Я и моя семья», «Общение и уважение», «Помощь твоей семьи, преодоление жизненных трудностей», «Компания и я», «Одиночество одна из причин жизненных затруднений», тренинги «Мир глазами агрессивного человека», « Подросток и конфликты», ролевые игры «Разрешение конфликтных ситуаций», «Родители и я»; диспут «Вредные привычки и как с ними бороться», «Прощать, значит любить»; КВН, конкурсы «Папа, мама, я – дружная семья», викторина «Традиции русской семьи»);

3. Работа с педагогами (беседа-консультация «Что такое здоровьесберегающие технологии» открытые занятия «Трудности взаимопониманий», семинар-практикум «Психологическая поддержка», лекция «Роль семьи в становлении психологически здоровой личности»);круглый стол «Инновационные подходы в реабилитационно-профилактической работе с семьей».

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность.

Работа с родителями:

  • Знания (о возрастных особенностях воспитанников; об индивидуальном подходе к воспитанию ребенка; о проблемах детско- родительских отношений; об ошибках семейного воспитания).
  • Умения (восстанавливать внутрисемейные связи; формировать здоровый образ жизни; создавать положительный микроклимат в семье; формировать чувства ответственности за своих детей; решать проблемы в трудной жизненной ситуации).

Работа с несовершеннолетними:

  • Знания (о правилах поведения принятых в социуме; о здоровом образе жизни; о семейных ценностях; о значении семьи в жизни человека).
  • Умения (правильно вести себя в обществе, показывая свои деловые и нравственные качества; вести здоровый образ жизни; позитивно относиться к своей семье; разрешать конфликтные ситуации; ставить жизненные цели и стремиться к их реализации).

Работа с педагогами:

  • Знания (о возрастных особенностях воспитанников; о психолого-педагогической помощи в разрешении конфликтных ситуаций; о принципах индивидуального подхода к ребенку).
  • Умения (оказывать психолого-педагогическую помощь семье; формировать доверительные отношения с детьми и их родителями; подготавливать и проводить занятия с воспитанниками и их родителями; разрешать конфликты).

Мониторинг эффективности программы по работе c родителями

Ф, И О,
родителя

Осознание ответственности за воспитание своих детей

Отношение к здоровому образу жизни

Осознание роли семьи в формировании у детей семейных и нравственных ценностей

Создание комфортных условий в семье для развития личности ребенка

1.
2.
3.

до

после

до

после

до

после

до

после

Мониторинг эффективности работы с несовершеннолетними

Ф. И. О.
ребенка

Знания правил поведения принятых в социуме

Сформированность представлений о семейных ценностях

Отношение к здоровому образу жизни

 Навыки саморегуляции

1.
2.
3.

до

после

до

после

до

после

до

после

Мониторинг эффективности работы с педагогами

Ф. И. О.
педагога

Уровень профессиональной подготовленности по вопросам психолого-педагогической помощи в семье

Способность формировать доверительные отношения с воспитанниками и их родителями

Отношение к здоровьесберегающей деятельности и ее роли в процессе воспитания

1.
2.
3.

до

после

до

после

до

после

Тематическое планирование

П/N

Работа с родителями

Работа с несовершеннолетними

Работа с педагогами

1 месяц

Диагностика детско-родительских отношений

Выпуск информационных листов: «Стили родительского общения», «Правила общения с ребенком».

Консультация «Как стать другом своему ребенку».

Ролевая игра «Конфликты в семье».

Клуб «Школа эффективного родительства»

Психокоррекционые занятия: «Зачем мы здесь сегодня собрались?», «Все начинается с семьи»

Индивидуальная беседа «Мой ребенок: какой он?»

Диагностика «Социальная адаптация ребенка в обществе».

Коррекционные занятия: «Я и моя семья», «Прощать, значит - любить».

Лекция «Роль семьи в становлении личности».

2 месяц

Выпуск информационных листов: «Конфликты отцов и детей», «Побег из родительского дома: что толкает ребенка за порог?»

Консультация: «Насилие в семье», «Подростковый и детский алкоголизм».

Ролевая игра «Отцы и дети»

Клуб «Школа эффективного родительства»

Психокоррекционные занятия: «Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и со своими детьми», «Родители меня не понимают или как услышать ребенка?».

Индивидуальная беседа «Непременные условия воспитания».

Коррекционные занятия: «Одиночество - одна из причин жизненных затруднений», «Разрешение конфликтных ситуаций в семье».

*Беседа – консультация
«Что такое здоровьесберегающие технологии?»

3 месяц

Выпуск информационных листов: «Рекомендации родителям в воспитании детей»,
«Проблемы переходного возраста».

Консультация: «Оказание помощи в конфликтных ситуациях», «Семья и семейные ценности».

Клуб «Школа эффективного родительства»
Психокоррекционные занятие «Я родитель. А это значит…», «Жить - это здорово», «Выпускной вечер в клубе «Школа эффективного родительства»

Коррекционные занятия «Вредные привычки - как с ними бороться?», «Мир глазами агрессивного человека»

Круглый стол «Инновационные подходы в реабилитационно-профилактической работе с семьей»

Приложение "Цикл психокорреционных занятий клуба «Школа эффективного родительства»".

Список используемой литературы

1. Шваб Е.Д., Пудикова Н.П., Психологическая поддержка учащихся, Издательство «Учитель», 2009.

2. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 1997.

3. Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. Издательство «ВАКО».

4. Грецов А.Г., ООО «Питер Пресс», 2009.

5. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. Т.В. Эксакусто. Ростов-на-Дону: Феникс 2007.

6. Использование интернет ресурсов при подготовке занятий.

7. Дереклеева Н.И., Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, Москва «ВАКО», 2004.

8. Крючкова О.В. Нравственность в современном мире. Мн: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003.

9. Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения. Изд. «Учитель», 2014.

19.01.2018